СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧАПроизошло все под вечер, когда капитан милиции из спецотдела МУРа Александр Соловьев возвращался домой на своем видавшем виды «жигуленке». Невольно перед светофором он засмотрелся на новенькую с иголочки «восьмерку». Зажегся зеленый и по сторонам глядеть стало некогда. Однако у следующего светофора капитан вновь заметил «красавицу». И тут уже обратил внимание на хозяина. Вот так встреча! Да это же один из его постоянных «клиентов» по кличке Бритый, хорошо известный в преступном мире Москвы. В свои 36 лет он уже трижды побывал в «местах не столь отдаленных». Другой на месте Соловьева махнул бы на все рукой и поехал домой отдыхать, ведь рабочий день закончился. Но такой уж характер у капитана — ничего на полпути бросить не может. Вот и теперь со всеми предосторожностями «сел на хвост» своему знакомому. Бритый ехал, видимо, «по делу», озираясь и делая контрольные остановки. Явно проверял, «не ведет» ли его кто. Однако на сей раз за ним следил профессионал, знающий все эти воровские хитрости и уловки. На Олонецкой улице «восьмерка» встала перед кооперативными гаражами. Бритый вышел, еще раз осмотрелся и, не заметив ничего подозрительного, распахнул один из боксов. У капитана от удивления перехватило дыхание — там стояла черная «девяносто девятая», которую вся Петровка безрезультатно искала уже две недели. Ее Соловьев узнал сразу. Бритый тем временем закрыл ворота и подошел к четырем легковым автомобилям, стоящим тут же рядом с гаражами. С полчаса еще покрутился возле них и уехал. За долгие годы общения с угонщиками Соловьев многому научился. На этот раз пришлось сделать «несанкционированное вскрытие частной собственности в служебных целях», переписать номера шасси, двигателя, осмотреть салон и запомнить характерные приметы. С черной «девяткой» сомнений не было. А с остальными пришлось повозиться. Ночь понадобилась, чтобы выяснить —• все пять машин числятся в розыске. Такая уж работа у оперативников, без сна и отдыха. С утра «зарядили» засаду. Но за несколько часов отсутствия Соловьева «девятка» ушла. Утешало, что четыре автомобиля остались на месте. Значит, за ними кто-то обязательно придет. И точно, пожаловал человек, как говорят сегодня, кавказской национальности. Небольшого роста, худощавый, смуглолицый. Чем ближе он подходил, тем отчетливее оперативники узнавали знакомые черты. Это был Анди, по кличке Карабас,— один из «бригадиров» чеченской преступной группы. Два раза его задерживали за незаконное хранение оружия. И на этот раз Анди был верен себе — у него изъяли парабеллум с полным боекомплектом. Увидя «превосходящие силы противника», он не сопротивлялся. Начался допрос, на котором Анди все отрицал. И все-таки на четвертом часу случайно проговорился: «девяносто девятую» он перегнал на одну из автостоянок на Каширском шоссе. Найти машину было, как говорится, делом техники. Но как быть с Бритым? Анди его упорно не выдавал, а у капитана была уверенность, что связь у них давняя. Еще в начале своей «карьеры» Бритый часть ворованных вещей сплавлял в южные регионы и, похоже, через своего «дружка». За что же зацепиться? Странные пятна на коже у Карабаса привлекли внимание Соловьева. И тут у него мелькнула мысль: а не следы ли это употребления каких-то наркотиков? «Спецы», которым показали Анди, тут же поставили диагноз: «винт» — перевентин — препарат, получаемый от переработки эфедрина, дешевый наркотик, колят его внутривенно. От «винта» человек худеет, а на коже появляются те самые характерные пятна, которые заметил Соловьев. Не поискать ли Бритого в притонах наркоманов? Ведь они друзья с Анди, и привычки у них могут быть одни и те же. Через неделю в одной из «малин», специализирующихся на «винте», Бритого задержали, да не одного, а с подручным — узбеком по кличке Рустам. Непосредственно угоном в этой преступной группе занимался именно он. В воровском почерке Рустама был один изъян — он не умел чисто открывать «девятки». Другие модели мог, а вот эта никак не давалась. Однако шеф поблажек не давал, и приходилось разбивать заднюю форточку, а затем уж открывать дверь. Таких машин с разбитыми стеклами оперативники отыскали несколько. Продуктивность группы была необычайно высокой: в день уводили по четыре-пять машин. И весь «товар» уходил на Кавказ, в том числе ив Чечню. Сам Анди родом из Грозного. Всех родственников снабдил машинами. Переправлял тремя способами. Своим ходом, если можно было добыть более или менее правдоподобные документы. Если нет, грузили в автофургоны. На пересечении Московской кольцевой и Ярославского шоссе есть небольшой «аппендикс», который служил преступникам перевалочной базой. Здесь часто стоят трейлеры с продуктами, мебелью, холодильниками. Стояли там и фургоны с ворованными машинами. Существовал еще и третий способ переправки автомобилей, до которого докопались оперативники. Наиболее престижные модели отправляли самолетом. Стоило это удовольствие в то время баснословно дешево: госцена — 6 тысяч рублей. Чтобы ускорить процедуру, перегонщики платили сверху кому надо, представляяфальшивые справки, счета, техпаспорта. За взятки — деньги, подношения — сегодня можно обделывать грязные дела не только в аэропортах. Недавно стало известно, что из милицейского банка данных исчезли сведения о четырех угнанных машинах, они были стерты из компьютерной памяти. Случайность это или нет, предстоит еще выяснить. Предполагают, что таким образом воры «отмыли» эти машины для себя, понимая, что в пределах Москвы и Московской области ездить на них рискованно. Любой инспектор может остановить и проверить. Через кого-то преступники добрались до святая святых МВД и «стерли» информацию. Как удалось установить в ходе следствия, большинство краж было заказных. В Москве в районе Отрадного в тихой квартире принимались телефонные заказы из Грозного на ту или иную марку и модель. Как только «заказ» выполнялся, заказчик приезжал за «товаром». Осматривал, ощупывал, пробовал на трассе. Если нравился, начинали оформлять документы и выбирали канал переправки. Очень хотелось бы капитану Соловьеву добраться до диспетчера, который сидел на телефоне, но пока тому удалось исчезнуть с горизонта. В ходе допроса «карабасовцев» обнаружили их дочернюю фирму — двух угонщиков-грузин. Проживали они в гостинице «Восход» в 815-м номере. Поехали за ними, а администратор говорит: «Опоздали. Уже забрали ваших «друзей». Оказывается, те угнали «Линкольн», но на одной из улиц попали в поле зрения патрульного экипажа ГАИ, который заподозрил что-то неладное. Попросили остановиться, те не подчинились. Началась погоня. Д о ­ шло дело до оружия. Ранили одного из инспекторов, но другой полоснул из автомата и достал одного из угонщиков. Машины остановились: инспектор стал помогать своему раненому товарищу, а преступники под угрозой оружия задержали проезжающий автомобиль, выбросили водителя, сели за руль — и в гостиницу, а там милицейский рейд. Угонщиков взяли «тепленькими». Вся банда перекочевала за решетку. Что тут скажешь: вокруг бушуют национальные распри, а банда угонщиков, на след которой напал капитан Соловьев (русские, чеченцы, узбеки, грузины) жила, что называется, душа в душу. «Работа» напряженная, ссориться некогда. Первоначальный толчок делу дала вроде бы случайная встреча. Но, как известно, в каждой случайности есть доля закономерности. Соловьев был готов к этой встрече, знал, что рано или поздно нападет на след Бритого, пересекутся их пути-дорожки. И когда это произошло, у него не было ни тени сомнения в том, как надо действовать. Успехи свои капитан оценивает весьма скромно. Раскрыта банда — частица в мутном потоке, который осложнил жизнь миллионам автомобилистов и который надо остановить. Во что бы то ни стало. Б. ПРИМОЧКИНКРИМИНАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ34ЗА РУЛЕМ 7/93