14
15
x\OV I miRiVIRTA LTD RASQWcow EXPRESSшНА ЧЕМ ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ?Появление независимых государств сграницамиистрогойтаможней , спад производства , развал централизованныхперевозок , их убыточность из-за высоких цен на топливои запчасти придо ­ вольно высокойнасыщенностипарка — все это, заставляет владельцев личных грузовиков , хозяев небольшихпредприя ­ тий стремя — п ятьюмашинами , да икрупных , г де их сотни , задавать себевопрос , поставленный взаголовке : к акигде заработать? Спектр грузовых перевозок довольно широк: городские, международные, межд угородные , с пециализированныеи т. д . О становимся на самых распространенныхиначнемс городских и внутриобластных перевозок. Э тонаименее рискованный вид деятельности вэкономиче ­ с комисоциальном плане, здесь начин ающийиопытный водитель почтив равных условиях. В городах , о собенно крупных, концентрация грузовых машин велика, а значит, о стреевсегокон ­ к уренцияперевозчиков . П оэтому наибольших успехов добиваются водители сза ­ 14 ЗА РУЛЕМ 7/93 даткамименеджера . К ак правило, здесь уже сложились определенные отношения между транспортниками и производителям иивойти ( с корее влезть) в их кругдовольнотрудно . Но предложивразумные цены, гибкость и оперативность, убедив заказчикаисполнительностью , этот кругможноразорвать . Ведь икрупные , и средниеавтопредприятия не обходятся без убытков — от обслуживания неплатеж еспособныхзаказчиков , от хищениязап ­ частей и топлива, н едогруженностипар ­ ка, н ерациональногоиспользованияпро ­ и зводственнойбазыи т. п. Все это «естеств енным » о бразомперекладывают на плечи клиента, учитывая в тарифах на перевозки. Владелец частногогрузовикав силах избежатьподобныхиздержек , а значит — п редложитьклиентуприпрочих равных условиях низкуюцену . Условия выжи ­ вания таковы , что в ваших интересах немного скинуть и получить малую прибыль , ч ем стоять вовсе безработы . Если посчастливилось найти заказчика , чей объемперевозок позволяет пол ­ н остьюзагрузить вашу машину , и ему есть чем платить, пусть немного , но стабильно , — не упускайте этот шанс. Его могут дать снабженческиеоргани ­ з ации , к рупные или малыепредприятия — п роизводителитоваров . Если вы владелец фургона на шасси ГАЗ или ЗИЛ , т акимклиентом для вас может стать коммерческий магазин или объединение фермеров . Тогда есть резон взять на се ­ б я ответственность за получениегрузаиегосохранность во времяперевозки : к лиентувыгоднее выдать вам доверен ­ ность инебольшуюденежную надбавку, ч емдержатьэкспедитора или снабженца . Сегодня серьезным препятствием кразвитиюпроизводстваиперевозок стал кризисплатежеспособности , к огдав ваших услугах нуждаются , а оплатить их заказ ­ ч икунечем , р азве что собственнойпро ­ д укцией . В первуюочередь это относит ­ ся кфермерамисельскохозяйственным предприятиям. Но не пренебрегайте дажетакимизаказчиками . В удалении от крупных промышленных центров натуроплата может стать для вас золотойжи - ЧАСТНЫЙ ГРУЗОВИКлой. К примеру , п рошлойосеньюв Тамбовской, В оронежской , Курской областях килограммкартофеля стоил от пяти до семирублей . На рынках Москвы егоохотнопокупали за 15 — 2 0рублей . Прибыль от таких перевозок равнялась за ­ тратам и составляла 40 — 6 0 тысяч рублей за рейс. Вернемся кгородскимперевозкам . Следить за конъюнктурой транспортных услуг вам придетсяв оба, иначе про ­ горите. Мелкие предприятия и магазины, к оторыеобычнопользуются услугам иодной - д вухмашинв день, сейчас стараются обзавестись собственным автом обилеми отказаться от услуг «чуж их » . Если вы сотрудничаетесподоб ­ ной фирмой , к такому исходу следует быть готовым , заранее наметив плацдарм для отступления. К примеру , п опытай ­ тесь переключиться на строительство кот ­ т еджейи небольших поселков . В такомделе нелишне подыскать напарниковсавтокраном или экскаватором (пусть рабо ­ тающих по вечерам, в выходные дни). В ообще стоит подуматьосозданиипо ­ д обногопредприятия со специализиро ­ ванной техникой : н уждав них сейчас немалая. Н обудьтеготовыктому , что в «дачных» п еревозкахоструюконкуренциюсо ­ ставят водители крупных автохозяйств. «Халтура», о собенновразгар сезона, л етом — д алеко не последняя статья доходов шофера. Не так давно стали появляться по ­ среднические транспортные фирмы, предлагающие работу госпредприятиям икрупным АТП. Если не удалось найти подрядсамому , п опробуйте обратиться в такую организацию. Их комиссионные — 10—20 % от стоимостиперевозок . С ледующеебольшое поле деятельности — сельскохозяйственное. На мой взгляд, заработать свой хлеб здесь слож ­ нее, ч емгдебыто ни было . Если вы твердорешили внести свой вклад враз ­ витие аграрногосектора , с мычкугородаи деревни, дерзайте. Но помните: дор огив России чаще всегокончаются на окраинах населенных пунктов . П ри интенсивной эксплуатации на сельских доро ­ гах машинапрослужитгода два-три. Если учесть, что весной нынешнего года ГАЗ-52-04 стоил около2млн . р ублей , то его износ вденежном выражении составит 0,7—1 млн . р ублейвгод или 3 тысячи рублейв день. С учетом расходов на горючее , запчасти, зарплату, а также налогов сельхозпредприятие , на ко ­ т ором вы собирались трудиться , д олж ­ но выложить за одинденьиспользо ­ вания автомобиля 10—15 тысяч рублей . В натуральном выражении это 500 — 750 кгкартофеля или 150—200 тонн вгод за услугивашего «газика». Едва ли вдеревне или поселке найдется заказчик , готовый отдать урожай с нескольких гектаров за услуги одноймашины . М еждугородные перевозки — это сточкизренияэкономикинаиболее выг одное использование грузовогоавтомо ­ биля, к онечно , если у вас МАЗ или КамАЗ , с набженный по крайнеймерекаркаснымтентом . П ри известной оборот ­ ливости иналаженном сервисе реально составить конкуренциюкрупнымпред ­ п риятиям , с пециализирующимся на подоб ­ ных работах. Ваши козыри , п овторимся , — 4* оперативность, точный расчет стоимостиперевозок , исходя из реальных затрат, б олееширокий набор дополнительных услуг. Расценки на такие перевозкиколеб ­ л ютсяв зависимости от стоимоститоп ­ лива, и зрасходованного за рейс, и со ­ ставляют обычно пяти—десятикратную сумму , з атрачиваемую на егопокупку . Если вы уже заулыбались при мыс ­ ли о прибылях, «съешьте лимон » . М еж ­ д угородныеперевозки не для мечтателей, это дело для самых решительных муж ­ чин. На трассе приходится рисковать не толькоавтомобилем , но зачастую ижизнью . Сразу хотимпредостеречь : если вкузовегруз на миллионырублей , за доставку которогохорошо заплатят, не гонитесь за деньгами — не берите на свои плечи ответственность за сохран ­ ность товара. Ваше дело — доставка, о б остальном пусть позаботиться хо ­ зяин. П ервымипримут вас в свои объя ­ тия рэкетиры . О ниждут везде, где пахнет деньгами , — на ликеро - в одочных заводах, у проходныхтаможенных складов иморскихпортовидаже возле сахарных заводов. И если ваш клиент всвоембизнесеновичок , дилетант, т огоревам : назад вы, ч егодоброго , не вернетесь. Не стройтеиллюзий на счет милицииисотрудниковГАИ : о ни заняты «организацией движения » — п опростуго ­ в оря , получают зарплату отнюдь не за охрану вашей машиныижизни . То, что вчера показывали вамериканскомкино , с егодня — реальность в нашей стране. С ловом , убрались благополучнос места погрузкии выехали на трассу — считайте, что ужеповезло . Если от пункта погрузкидо места выгрузки 700—1000 километров , п рофес ­ сиональный водитель справится один. Если больше , н еобходим напарник. О тды ­ хать в пути не придется : от постов ГАИ вас простопрогонят — к омунуж ­ на чужая головная боль, да еще бесплатно. На стоянках, д аже если там де ­ сяток «дальнобойных» м ашин , н икто не даст за вашу жизнь и рубля. Как правило, бандиты выбирают ( п ономерам ) м ашины , и дущие издалека, к рытые , е ще лучше с контейнером. «Лишние» машины разгоняют , и крепкие ребята зай ­ мутся с вами ужеодин на один . Выпутаться из такой истории на стоянкевмоейпрактике не удавалось ещени ­ к ому из моихзнакомых . Д ругоедело — на трассе. Если станут преследовать, то на легковоймашине . А опытномуво ­ д ителюгрузовика — как говорят , д орож ­ н омуволку — спихнуть сдорогидого ­ н яющуюлегковушку или вытолкнуть ее на встречную полосу не составит особого труда. Правда, а ргументами бандитов мо ­ гут стать «Калашников», пистолет Мака ­ рова или граната, к оторымтрудно чтолибо противопоставить. П осколькусотруд ­ ники ГАИ или ОМОНапозаботятся , чтоб ы этих иподобных «инструментов» ( д убинок , газовых баллончикови т. п.) не оказалось подрукамиу вас или пред ­ ставителей заказчика ( с луживыеобыскива ­ ю т на трассе все безисключениягру ­ з овики ) , совет такой : для сопровожденияценногогрузатребуйтеавтомобильс охр аной . Этих ребят на трассе знаютв лицо, так что без особых причинмашины не останавливают и не обыскивают . Р азгрузкавместе назначения после такого путешествия — п роцедураприят ­ ная, п оскольку инцидентов здесь , к ак правило, не бывает. Т олько не отклады ­ вайте расчет склиентомдоконцарей ­ са: после разгрузкивам , н еровен час, заплатят не всюсумму , а то и вовсе ничего . П омиморэкетиров , придется поде ­ литься ссотрудникамиГАИ . О нибудут встречать на каждом посту ипикете , молчаливо требуясвоюдолю . Заплатил — п оезжай , нет — пеняй на себя . Л юби ­ мые грузы стражей порядка — скоропортящиеся фрукты, ликеро-водочные изделия ипродукты . Ч тобызадержатьма ­ ш ину , у них десяткизацепок , о треше ­ ний местных органовобограничениивы ­ воза тех или иных продуктовдопоиска неисправности вмашине , найти которую вовсе не трудно . Отправляясь в путь, р асспроситеопыт ­ ных дальнобойщиково «тарифах» на каждом посту, прибавьте сюдадругиеиздержкии заложите в стоимость работы соответствующую статью расходов . А чтобы не былообидно , представьте, что вы — богатый купеци вам не жалкоподарков «для хорошихлюдей » . П риэтомпочаще улыбайтесь, у лыбка — это ору ­ ж ие не толькоамериканскогопроле ­ тариата. Третья неприятность — возможные ДТП на трассе. Что же , не пожалейтесотню - д ругую тысяч, застрахуйте автомо ­ биль исвоюжизньи предоставьте страховой компании судиться иудержи ­ вать миллионыс виновника аварии — это не ваш «профиль». И последнее — международные перевозки. О нисамыевыгодные — ведь за рубежом платят твердой валютой, п римернодоллар - п олтора за километр . Но толькоодин отечественный грузовик удовлетворяет европейскимнормампо содержанию токсичности отработавших газов — М АЗснемецкимдвигателемMAN . Стоит он в зависимости от комп ­ лектации 20—30 млн. рублей. Конечно, т акой автомобиль, е госодержание не по карману « е диноличнику » , равно какмел ­ к ому или среднемупредприятию . Но если даже удалось купить такуюмаши ­ ну, все равно" — без серьезного, и звестногов деловых кругахпоручите ­ ля делос вами иметь никто не станет. А ужконкуренциявданном виде пере ­ в озокжесточайшая : иметь «зеленые» в нашей стране хотят все. Если еще учесть активность «наших» бандитов не только на дорогах СНГ, но ив Польше, и другихвосточноевропейских странах, то выйдет, что шансы заработать валюту очень невелики . Поверьте, м ы не ставили целью запугать владельца грузовика . Н аоборот , хочется помочьемубыстрее найти свое местовтакомбизнесе и, к онечно , п ре ­ д упредить , что легкихзаработковздесь не ищут. Ч ем дальше, т емжестчебу ­ дет конкуренция . И все жеперевозки — д елодовольновыгодное . В ерно выбрав тактику, м ожнобыстродобитьсяхоро ­ ших результатов.ЗА РУЛЕМ 7/9315