ПРОКОЛлучить надежный результат сложнее , пос колькудорожная обстановка изменчива , а каждая дополнительная помехапрямо сказывается и на скорости , и на потреб ­ лении бензина. М ожно лишь терпеливо повторять опыты и оценивать статистику. В итоге получилось, что средняя скоростьдвижения достаточно постоянна ивсред ­ н ем равна 22,7 км / ч ( о тклонения не бо ­ лее 1,5 % ) . Расход топлива при этомто ­ ж е относительно стабилен — в пределах 8,2—8,8 л/100 км . Выявить какую - л ибо разницу показателей с насадкой или без нее не удалось и здесь. Последний пункт программы — о цен ­ ка токсичности отработавших газов по содержаниюСО . Вот тут, в опрекиожида ­ ниям, с юрприз был. П ризамерепо классической методикеконцентрацияокисиуг ­ л еродабез насадки составила 1 % , с нас адкой — 0,75 %. П одумав , поняли, что имеем дело со спрятанным эффектомэжёкции . Объяснение простое. Через насадку датчик не просунешь — м ешают спиральные лопасти, приходится фиксиро ­ вать его на малой глубине, а сюда подсасывается чистый воздух. Ч тобыубе ­ диться вэтом , укутали всювыступаю Как-то, е щезимой , о череднойпосе ­ титель отдела испытаний выложил на стол своюпокупку , отдаленно напоминающую сопло небольшойракеты , и попросилпро ­ к омментировать ее достоинства. Выяснилось, что перед нами очередноеавтомобильное усовершенствование — насадка на выхлопнуютрубу . П риложенная листовка сразмытымикартинкамии не очень вразумительнымтекстом на двух языках сообщала, что изделие подскром ­ н ым названием «суперусилитель мощно ­ сти» с пособно принести владельцу множе ­ ство всяких благ: поднять мощностьмо ­ тора, у меньшитьегошум , с экономитьаж 25 % топлива и, к онечноже , снизить ток ­ сичность выхлопных газов. Насадок мыпрежде не испытывали, п оэтому высказали гостю лишь общиесо ­ о бражения и, как говорится , отключились от вопроса, полагая, что такой товар незаинтересует покупателей . О днако со врем енем стали замечать, что на улицах по ­ падаются-таки машинысукрашением на выхлопной трубеи число их растет с нео жиданнойбыстротой . Д аже владельцы иномарок начали приспосабливать «суперусилители». Стало ясно, что надо по ­ знакомиться с ними поближе. Купить эт,у штуку оказалось несложно , но цена хороша — три с половиной ты ­ сячи (дело былов начале апреля). Сделана насадка превосходно : н ержавею ­ щая сталь, высококачественная штампов ­ ка, а ккуратная сварка, х орошая отделка — н икакойкустарщины , чувствуется, сработано на фирме из тех, что прежде называли « я щиками » . Изготовитель в листовке не указан , правда, есть егономер телефона. Звонить, о днако , м ы не стали, чтобы тестировать без влияния привходящих факторов. Насадку установили на серийный ВАЗ-21099, оснащенный борткомпьютероми исследовательским расходомером топлива, а последовательность действий определилась сама собой : нам предстоя ­ ло поочередно оценить все рекламные авансы. Первый — увеличение мощности . В ре ­ кламе сказано, что оно достигается «уменьшением гидродинамического сопротивления выхлопу». О ценка этого сопротивления — д е ­ ло тонкое , п оэтому работу провелиспо ­ м ощью специалистов НАМИ , используя их аппаратуру и, к онеч ­ но, придерживаясь принятых методики стандартов. Цифры получились следую ­ щ ие : б ез насадки — 1,09 кПа, с насадкой — 1,50 кПа. То есть сопротивление увеличилось, что вполне естественно: появилась дополнительная преграда , з атрудняющая «выдох» автомобиля. Разница не столь велика, чтобы сказываться на малых и средних оборотах , но взоне максимальных она должна чувствоваться. Второе обещание касалось снижения шума. Нет — звуковая характеристика выпускной системы ничего интересного не преподнесла. Что с-насадкой, что без нее контрольныймикрофон давал одини тот же уровень шума — 83 дБА. Если же раскладывать его на гармоники (а прибор позволял это сделать), то получалось, что внекоторых областях спектра шумс нас адкойдаже чуточку возрастает. К онтроль расхода топлива провелив два этапа. Начали с выезда за город . На ровном , г оризонтальном участке шоссе провели серию заездов в двух направлениях, что исключало влияние ветра и невидимых для глаза уклонов. Получилось, что при равномерномдвижении со ско ­ р остью 90 км / ч на пятой передаче расход бензина колеблется в пределах 5,37—5,39 л/100 км . Н икакойтенденциикснижению или увеличению расхода с насадкой и без нее — п рощеговоря , н икакого влияния «новинки» не прослежи ­ вается. С ледующий день посвятили заездам по двадцатикилометровомугородскомумаршруту ( т омуже , что ив нескольких предыдущих тестах). В этих условиях по -Шшт • - > .щ ую из глушителя часть трубы газон епроницаемымчулкомиповторили зам еры . Теперь газоанализатор показывал 1 % С О во всех случаях: и с насадкой, и без нее. П озжемы узнали, что сотруд ­ ники ГАИ тоже раскусили этот фокуси при контроле токсичности просят- снять с трубы любые украшения. Таким образом , все рекламные посулы оказались пустышкой . Это вполне естественно, п оскольку технической основы для реального эффекта здесь попросту нет. Разумеется, бизнес есть бизнес, ставка может делаться и на чисто^ психол огический эффект, но сведущие люди говорят, что на Западе вподобных случаях общество защиты прав потребите ­ лей вправе подать в суд на фирму - и зго ­ товителя инередко это делает. В про ­ ч ем , такое возможно теперь иу нас. Ну, а наш вывод таков. Надумали купить насадку на выхлопнуютрубу — возд ержитесь , если ждетечот нее технических чудес. Если же вам кажется , что «суперусилитель мощности » о благородит силуэт автомобиля, сделает его похожимодновременно на гоночный болид и на престижныйлимузин , будет демонстри ­ ровать ваш хороший вкус — п окупай ­ те. Только не огорчайтесь, к огдаприма ­ неврировании уткнетесь трубойв снег или кучу мусораиповредите глушитель. К. С ОРОКИН ЗА РУЛЕМ 7/93 47