т еперьуже вне зависимости от положе ­ ния контактовК0 . 1 . О бмоткаК2 (а также реле А1 , р езистор R1 иобмотка КЗ) при этом обесточена, п осколькуик верхн ему (рис. 3), и книжнемуее выводу приложенонапряжение + 1 2 В. Если теперь сигнальную кнопку отпустить, контакты К0.1 разомкнутся , н ооб ­ м отка К1 будет запитана ( ч ерезК1 . 1 , К3.1 иVD2 ) . Сигнал НА1 выключится , ток пойдет вобмоткуК2 — ч ерезК 1.1, К 3 . 1 , а такжечерезвыключенный сигнал НА1 ( е го сопротивление постоянному токувнеработающем состоянии мало ) . П оэтомуконтакты К2.1 замкнутся , о беспе ­ чивая включение сигнала НА2низкого то-" на. П риэтомнапряжение на нагрузоч ­ н омрезисторе R1 еще невелико. Н опри ­ м ерночерезсекунду замкнутся контакты реле А1 . Теперь крезистору R1 или, ч то то же самое, к обмотке КЗ будетприло ­ ж енонапряжение , б лизкоек 12 В. Естественно, к онтакты К3.1 кратковременноразомкнутся , выключив все устройство, в том числе и сигнал НА2 . Тем самым обеспечивается однократность срабатывания: в ыключение устройства происходит при первомжевключении реле А1 . Д ля автомобилей сдвухпроводной (устаревшей) с хемойприсоединения клаксонов устройство следует выполнить по схеме на рис. 4. Принцип егоработы аналогичен описанному : после нажатия кнопки SB1 сначала срабатывает реле К1 , з атемК2 и, наконец, КЗ. Срабатывание последнего , к акивпредыду ­ щ ейсхеме , вызвано включениемре ­ ле А1 . З адержку срабатывания релеА1во всех этих схемах можно регулировать,изменяя сопротивление нагрузочногоре ­ зистора R1 (в этом качестве можно использовать 12-вольтовые или 24-вольтовые лампы накаливания подходящей мощности). Чем больше его сопротивление, т емпродолжительнее будет задерж ­ к а , и наоборот. Н о использовать R1 номиналомменее5Ом не рекомендует ­ ся. Если жеего сопротивление будет слишк ом велико, т о реле А1 не сработает. М ощность рассеяния этого резистораза ­ висит от его номинала: п ри5Ом — не менее 48 Вт, п ри 10 Ом — 24 Вт, п ри 20 Ом — 12 Вт, п ри 30 Ом — 6 Вт и т. д . Это означает, что резистордолжен быть проволочным , поэтому станет ощутимо нагреваться (правда, лишь вмомент пользования клаксонами). В качестве реле целесообразно использовать малогабаритные автомобильные (на 12 вольт): 111.3747, 112.3747, 113.3747, 113.3747-10, 114.3747-10, 1143747-11, 116.3747-10, 116.3747-11, 117.3747-10, 117.3747-11 (К1 и К2) и 111.3747,111.3747-10,112.3747, 112.3747-10, 114.3747-10, 114.3747-11 (КЗ). О бмотка этог о реле ( е е сопротивление постоянномутоку 85 Ом ) имеет маркировку «85» и «86», а замыкающая ( н ормальнора ­ з омкнутая ) группа контактов — «30» и «87». В устройствах (рис. 1 и 2) м ожно применить диоды серии КД202 ( к ромеКД202Аи КД202Б), типа Д242А , Д 243А , Д245А, Д 246А , серии КД203 . Еще лучше здесь использовать миниатюрныедиодыКД208А . В устройствах по рис. 3 и4потребуютсяменеемощныедиоды , нап ример Д226В, Д226Б, серии КД105 или даже устаревшие германиевые диоды Д7Е, Д 7Ж .ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦАУМЕЛИ ЖЕ ДЕЛАТЬ...«Побудила меня обратиться в ваш жур ­ нал постоянно показываемая по телевидению реклама автомобилей иностранного производства. В то же время реклама наших «жигулей» примитивна и неубедительна, и таким образом у людей складывается впечатление о низком качестве наших машин. На самом же деле. все далеко не так » , — утверждает читатель из Липецка Б. КЛЕПОВ. Я купил свой ВАЗ-2101 в июне 1972-го, и вот уже 21 годонслужитмне верой и правдой. За это время наездил 326 тысяч нелегких километров . П оезд ­ к и на охоту , рыбалку, по грибыиягоды — далеко не полный перечень моихцелей . Большую часть пробега намотал по бездорожью , г рязии снегу, о днаждыдаже чуть не утонул околофермыв навозной жиже , п рипорошеннойснегом . Возил на машинекартошкуияблоки , ц ементикирпичи . И вот почти за 21 год такой эксплуатации мне пришлось выпол ­ нить следующие ремонтные работы. По кузову : заменил два передних кры ­ ла идве . ф ары , вернее, о птические элем енты . Заменил участки пола подкрон ­ штейнами для домкрата . Вся остальная «жестянка» — р одная . Еще заменил участк и пола под «запаской» и бензобаком да заварил трещинывднищебагаж ­ ника. . В двигателе дважды заменил цепь извездочку распредвала, а на 245-й тысяче расточил цилиндрыподвторойремонт ­ ный размер , так как не смог найти порш ­ ни первогоремонтадиаметром 76,2 мм . О дновременно сменил сальники колен вала. С ам вал оказался вотличномсо ­ стоянии иремонта не требовал. П ериодически менял наконечникиру ­ левых тяг иамортизаторы . П омимо этог о , за 21 год сменил всего одинпра ­ вый нижний рычаг, а все остальные после усиления места крепления шаровой опоры (по рекомендации ЗР) служат до сих пор . В порядкеи рулевой механизм , и маятн иковый рычаг. П о сей день не имеюпре ­ тензий ни ккоробкепередач , ни кзаднему мосту. За 21 год эксплуатации заменил всего триподшипника : в промежуточнойопоре кардана, внутренний подшипник ступицы левого колеса инаружный — правого переднего . Правда, п рослужив двадцать лет, стала лопаться приборная панель и обивка потолка : в ремя взяло свое, грех жаловаться. Вот какиемашины умели и, в идимо , у меют делать у нас! А ведь примерно половину срокаслужбы . м ашиныя . использовал бензинлюбоймарки , после подорожания масел заливал любойсорт : и АС , и МС , и «камаз овское » . Зато очень тщательно следил за сохранностью покрытия кузова. Все ре ­ м онтыи замены делал сам , так как не испытываю никакого доверия к сервису. Очень хочется, чтобы это письмо про ­ читали не только автолюбители, но ира ­ б очие автозавода в Тольятти, чьими рука ­ м и сделана такая замечательная и над ежная машина.ЗА РУЛЕМ 7/93 39+12ВШ *128сИ* & У А/JHA1 ]НА2Рнс. 1. Устройство для задержки срабатывания одного из сигналов (клаксоны с одним выводом н реле включения). Рис. 2. Вариант устройства для сигналов с двумя выводами. Рнс. 3. Схема для включения сигналов (с одним выводом) в последовательности «низкий тон — высокий тон». Рис. 4. Вариант схемы последовательного включения сигналов с двумя выводами.Рис. 2+12ВРис. 3Рис. 4