ЗНАКОМСТВО С ГАЗОВЫМИ ПРИБОРАМИПредлагаемая статья — очередная в серии материалов этого года об эксплуатации легковых машин на газе, подготовлена кандидатом технических наук В. ЛУКШО (первая, об особенностях этого топлива — ЗР, 1993, № 6). Речь здесь пойдет об устройстве и работе узлов газобаллонной аппаратуры: книг на эту тему почти нет, а заводские инструкции более чем лаконичны. Между тем машин, работающих на газе, становится все больше, а в ближайшее время выпускать газовое оборудование планируют пять заводов. Что ж, вопрос о переходе на новое топливо весьма актуален для владельцев: газ пока дешевле бензина. (Как определить экономическую целесообразность такой переделки, мы рассказали в № 2 за 1993 г.)Ниже описана система, выпускаемая Новогрудским заводом газовой аппаратуры. По мере освоения подобных приборов другими заводами постараемся информировать читателей о возможных отличиях в конструкции и особенностях эксплуатации. Комплект газобаллонной аппаратуры — это дополнительное оборудование автомобиля, обеспечивающее работу двигателя на сжиженном нефтяном газе. Возможность полноценной работы на бензине сохраняется. Принципиальная схема системы приведена на рис. 1. Сжиженный нефтяной газ хранится в баллоне 1, наполняемом через газопровод 2и выносное заправочное устройство 3. Блок арматуры 4и система вентиляции 5 прикреплены к фланцу на обечайке баллона. От блока арматуры топливо поступает по газопроводу 6к приборам, установленным в подкапотном пространстве: электромагнитному клапану 7 (газовому), затем по газопроводу 8к редуктору-испарителю 9, а из него — по трубопроводу 10 в смеситель 11. Для отключения подачи бензина при работе на газовом топливе служит другой электромагнитный клапан 14 (бензиновый) между бензонасосом 12 и карбюратором 13. Газ необходимо подогреть и испарить.Для этого используют тепло циркулирующей жидкости, поэтому редуктор подключен рукавами 15 к системе охлаждения двигателя. Рукав 16 соединяет полость под крышкой редуктора с корпусом воздушного фильтра, а рукав 17 связывает редуктор с задроссельным пространством (впускным коллектором двигателя). Положение клапана редуктора зависит от команд блока УГК (управления газовым клапаном) 18. Водитель переводит двигатель с одного вида топлива на другой при помощи переключателя 19, расположенного в салоне. Он подключен к источнику напряжения (клемма «15» выключателя зажигания) через предохранитель 20. Газовый баллон с блоком арматуры и системой вентиляции закреплен в багажнике автомобиля. Баллон рассчитан на рабочее давление 1,6 МПа (16 кгс/см 2 ). Его испытывают и клеймят на заводе-изготовителе, а в дальнейшем он должен периодически (раз в два года) проходить переосвидетельствование в соответствии с правилами Госгортехнадзора. На табличке указывают даты первого и последующих освидетельствований. 'Блок арматуры схематически показан на рис. 2. В корпусе 1 находится заправочный штуцер 2с обратным клапаном, предотвращающим выброс газа из баллона при открытом заправочном вентиле 3 (последний перекрывает поступление газа в баллон). Механизм для ограничения уровня заправляемого газа снабжен поплавком 7 на рычаге 4. Второй конец рычага прикреплен к подвижному запорному диску 8в корпусе блока арматуры. Диск может поворачиваться и перемещаться вдоль своей оси вместе с рычагом поплавка. Штифт 9 на запорном диске обращен в сторону неподвижного диска 11, закрепленного в корпусе 1 блока арматуры. В неподвижном диске есть отверстия 10 для выхода газа. В процессе заправки баллона давление прижимает подвижный диск к неподвижному. При этом между дисками остается зазор, достаточный для прохождения газа. По мере заполнения баллона поплавок поворачивает подвижный диск на оси и штифт приближается к одному из отверстий в неподвижном диске. Когда жидкий газ достигнет заданного уровня, штифт попадает в отверстие и подвижный диск прижимается к неподвижному, прекращая доступ газу в баллон. Когда же заправочный вентиль закрыт, давление на подвижный диск невелико и пружина возвращает его в исходное положение. (Если подвижный диск полностью прижат к неподвижному, то допускаетсяРис. 1. Схема газобаллонной аппаратуры.Рис. 2. Блок арматуры.44ЗА РУЛЕМ 7/93