АВТОМОБИЛЬ ПОД КРЫШУТо, о чем пойдет речь — гаражные дела, вряд ли волнует сельского жителя. Однако в крупных городах это острейшая проблема: иной раз проще получить новую квартиру, ч ем гараж. Автор, полковник в отставке И. Г ОЛЬДИН , знает об этом не понаслышке: более двадцати лет он — председатель большого гаражного кооператива «Тайнинский» в Москве. Положение с хранением автомобилей в столице простокатастрофическое . Подумать только : из сотен тысяч автомо ­ билей, принадлежащих москвичам, только каждый десятый стоит вгараже . Нес колькобольше — на платных стоянках. Основная же масса машин заполонила дворы, улицы и проезды, мешая движению, уборке территорий (особенно зи ­ м ой ) , вызывая справедливые нарекания жителей . И, главное, р аздолье для угон ­ щ иковиворов . К аждый день вМосквеугоняютдосорокаавтомобилей . Не муд ­ р ено , что иные владельцы ночами дежу ­ рят уокон , а то и во дворах , с торожат свои дорогостоящие «чада». К акой толк наутро от этих здоровых , у мных , талантливых лю ­ д ей ( у веряю , с редиавтомобилистов глупых и хилых нет)? П роблему хранения личных машинза ­ вело втупикукоренившеесяотношениек ней как ковторостепенной . Из-за этого гаражно-строительным кооперативам (кстати, их давно следует переименоватьпростовгаражныекооперативы , ведь ониуже ничего не строят, а являются чисто эксплуатационными) было по силам воз ­ водить восновномодноэтажныебоксы , занимающие слишком много дефицитной городскойтерритории . К ак правило, о нипостроенывнесколько рядов смежга ­ р ажнымипроездами , так что на каждый автомобиль расходуется до 40 м2 . В пятиэ тажном здании площадь застройки , п оде ­ ленная на количествомашин , — 5 м2 . М ногоэтажныекомплексы — вот реше ­ ние проблемы . И там , где инициатива владельцев находит поддержку местных властей, их возводят — как по типовым , так и по индивидуальным проектам. Правда, не все отвечаютсовременным требованиям и запросам автомобилистов. Удачный проект шестиэтажного гаража получился, к огдагруппа энтузиастов перера ­ ботала типовой . З дание наметили возвести на территориисуществующего ГСК «Тайнинский» в бывшемБабушкинскомрайонеМосквы . Но вот когдаонобудетпострое ­ но, неизвестно. Решение ИсполкомаМос ­ совета оегосооружениипринятов 1983 году . А потом — то капризничалгенподрядчик , то митинговализащитникиприроды — «зеленые». Что плохого , если 580 машин убрать из - п одокондомоввсовременное здание с вентиляцией, г азо ­ п оглотительнымиифильтрационными установками? Радоваться быэтому , а требу ­ ю тпрекращения строительства. С реди членов кооперативамного инвалидов Великой Отечественной , ветеранов войны итруда , п ростоявшихвочередис 1975 года. Н екоторые так и не дожилидо новоселья. Сейчас строительство развернулось, стены возведены , но будет ли гараж по карманутем , к то так его ждал? Стоимость машино - м еста все время росла: 2100, 3550 рублей , а к вводу объектавстрой , гляд ишь , д остигнетсемизначного числа. Но, 26 ЗА РУЛЕМ 8/93надо полагать, пустовать он все-таки не будет. На соседней с «Тайнинским» т еррито ­ р ии товарищества « М етростроевец » н аме ­ чено построить многоэтажныйгаражпо новейшей технологии из объемных элементов ( м одулей ) . К аждый представляет собой гараж-бокс, который изготовляют на комбинатежелезобетонныхизделий , а на месте толькомонтируют « к оробку » . Гараж на 600 машин из таких « к убиков » д олжны сдавать подключ за полгода . Технология изготовленияимонтажараз ­ работана водном из конструкторскихбюро Министерства обороны . М ноголетнийопыт «Тайнинского» п ока ­ зал, что крупныегаражныекооперативы легче решаюторганизационные , х озяй ­ ственные иэкономическиевопросы . О нирентабельны , в них самые низкие членс кие (эксплуатационные) в зносы . И. что очень важно , в таких ГСК легко наладить техническое обслуживание , р емонт , а такжеконтроль за техническим состоян иемавтомобилей . У нас в «Тайнинском» с 1975 года действует станция техниче ­ с когообслуживания на 10 постов. Вся ее работа — п одконтролемобщественнойкомиссиикооператива . Но при этом взаи моотношенияпостроены на полномдове ­ р ии , вплоть дотого , что члены кооперати ­ ва вместе сзаказами на обслуживание оставляют мастеруключи от боксов , где хранятся их машины . Владелец идет на работу, а вконцедня застает ужеотре ­ монтированную машину в своем гаражеб оксеи рассчитывается. Так живут «организованные автолюбители» у же 15 лет! (Кстати, ж урнал посвятил этой теме статью в № 12 за 1978 год ) . Настало время объединить мелкие ГСК и стоянки в крупные кооперативы, ликвидировать «шалаши», металлические балаганы, у родующие нашу столицу, и строить комплексы на 2—3 тысячи мест, создавая своеобразныегаражныезоны со своим сервисом, автомотоклубами. Противники многоэтажных гаражей утверждают , что для их строительства требуетсябольше материалов, в частности на фундамент. О днакоиодноэтаж ­ ные ГСК стремятся делать подвалы по ­ г лубже , ф ундамент помассивнее, стены потолще . Расчеты показывают , что такие гаражиможно надстроить хотя бы на этаж, а то и на два. Выгода большая: не потребуетсядополнительно отводить зем ­ л ю , строительство удешевится ( ф ундаментуже есть). Д вух - т рехэтажныегаражи вдольжелезных дорог защитят горожан от шума. Как будет выглядеть такойкомплекс , п оказано на рисунке . Кстати, по этой схеме построены, например, гаражи в подм осковномгородеПушкино . Выглядят они вполне прилично — во всяком случае, л учше , ч емодноэтажный «шанхай». Есть ещеодинвопрос , связанный с ГСК, на который хотелось бы обратить внимание. В старомтиповом уставе запи ­ сано, что гаражныекооперативысоздают для хранения автомобилей . А как быть смотоциклами ? На улице, во дворе — украдут, в квартиру по узким лестничным маршам не втащишь, да и не местоимтам . С ловом , никто не думаетомолоде ­ ж и . В кооперативы их не пускаютсторо ­ ж а да злые собаки . А мы все толкуемо детской, подростковой преступности. Кажд ый ГСК, к аждаякрупная автостоянка мо ­ гли бы стать для ребят мотоклубом , станцией технического творчества: ведь в гаражах есть водители-профессионалы, т ехники , и нструкторы , учителя, а кадемики . О рганизовать надо молодыхлюдейи направить на путь истинный, а не возму ­ щаться ими . Я обращаюськпредседателям , членам правления ГСК. О ткройте свои кооперати ­ вы, о храняемыестоянки для мотоцикли ­ стов, ведь это наши детиивнуки ! В ремя сейчас непростое , и потому не берусь давать рецептытого , к акобеспе ­ чить гаражамимаксимумжелающих . О д ­ но ясно: сколь бытрудно ни приходи ­ лось сегодня , р ешениепроблемы нельзя откладывать до лучших времен , если мы не хотим превратиться взаложников стихийной автомобилизации.{г. Ростоа-иа-Дону!предлагает оборудование для сервисного обслуживания кондиционеров на всех типах автомобилей. Специалисты фирмы проводят диагностику и ремонт автомобильных кондиционеров и оказывают консультации по этим вопросам.Тел. (8632) 588-123. Факс (8632) 696-951.