КУЛЬТУРАВот мы и дождались второй международной автомобильной выставки в Москве — на бывшей ВДНХ 25—29 августа. А до нее в столице прошли экспозиции в парке «Сокольники» и выставочном центре на Красной Пресне да еще выставка в Киеве. Широчайший выбор моделей, машины на все случаи жизни... «А зачем! — спросит иной обыватель. — Мне-то хватит одной, ну двух моделей. Лишь бы подешевле, да бензину жрала поменьше!» Такой взгляд в среде наших автомобилистов, увы, не редкость. Он сформировался под воздействием бедности, дефицита, к ото ­ рые, в свою очередь, укоренили низкую автомобильную культуру. Пока мы видим в машине лишь дорогойширпотреби ставим ее на один уровень с холодильник ом , стиральной машиной, видеом агнитофоном . Только потребительская сторона нас волнует. А еще чтобы не украли, чтобы были запчасти, чтобы ремонтиро ­ вать пришлось не часто. . Получать удовольствие от пользования машиной как таковой, с ее «личными», индивидуальными особенностями, видеть в ней большее, чем только вещь,— если хотите, одухотворять автомобиль — это нам только предстоит. М ожно посетовать: м ол , все дело в воспитании, а на чем было воспитываться, когда нормальные контакты сшироким автомобильным миром стали налаживаться лишь недавно? Теперь многое меняется, о днако возм ожности для знакомства с современной техникой (не только очного, но даже заочного) все-таки ограниченны. В России очень мало издается литературы по автоделу. Те книги , что появляются,— это, как правило, описания устройства отдельных моделей , руководства по уходу иремонту . Книг для пытливого ума, расширяющих технический кругозор , ф орми ­ р ующих грамотные взгляды, ничт ожно мало. Как, в прочем , и специализированных периодических изданий. Неудивительно, что эта скуд ­ ная почва питает «компетентные» мнения: телепередачи о гонках формул'ы 1 народу не нужны , реставрация старинных машин —2 За рулем № 8АВТОМОБИЛЯСимволом общественного положения владельца автомобиль стал с первых лет существования. И поныне бытует понятие «машина престижной марки». Это «Роллс-Ройс» и «Ягуар», БМВ и «Мерседес-Бенц», «Кадиллак» и «Волво» [например, изображенная здесь модель -960].Рост масштабов автомобилизации привел к появлению «народных автомобилей» — малогабаритных, с минимумом комфорта, экономичных, простых, а следовательно, дешевых. Они сегодня претендуют на положение второго автомобиля в семье. Одна из таких машин — «РеноТвинго».Спортивный автомобиль — это машина с повышенными динамическими показателями. Ее назначение — доставлять водителю удовольствие от управления, от ощущения безграничных возможностей. Пример тому — «HMCcaH-300ZX».это забава полусумасшедших фанатиков, широкая информация о зарубежных новинках — плохо скрытая реклама. Такие взгляды — наша беда. И дай Бог, чтобы автомобильные выставки, которые теперь проходят все чаще и чаще, п омогли поднять общую автомобильную культуру. Сейчас на дорогах планеты почти 450 миллионов легковых машин. Они изготовлены и служат не только для того, чтобы перевозить людейигрузы из точки Ав точку Б. Они должны выполнять это быстро, дешево, с максимальными удобствами для их пользователей ик тому жес минимальным ущербом для окружающих . Более того, автомобиль призван доставлять удо ­ вольствие, радость от пользования им . В этом, пожалуй, главный философский смысл взаимоотношений человека с автомобилем. И здесь уместно вспомнить словаЗА РУЛЕМ 8/93 5 Вызывать у водителя и пассажиров чувство контакта с природой помогают машины с кузовами типа «кабриолет». Это чувство хорошо знакомо мотоциклистам. Защитная дуга, как у гоночной машины, обеспечивает безопасность при аварии. Здесь представлен «Опель-Астра-Кабрио Старт».Людям практичным импонируют многоцелевые автомобили типа «универсал повышенной вместимости»: у него и сдвижные двери, и распашные, и «ворота» в торце. Планировку салона благодаря быстросъемным сиденьям можно легко варьировать («Джиэмси- Сафари»).Полноприводный пикап с вместительной кабиной на четверых — идеал фермера и дачника. Однако утилитарность назначения этого гибрида джипа с легким грузовиком в «Шевроле-Хайлэндер» скрашена искусным дизайном.Томаса Маколея . А нглийский ист орики публицист, у мерший за 27 лет до того , как Г. Д аймлери К. Бенц построили первые вми ­ ре автомобили, п ророческипи ­ сал: «Из всех изобретений, за исключением лишь азбуки икни ­ гопечатания, те изобретения, к о ­ торые сокращают расстояния, больше всего сделали пользы для человечества». Автомобиль относится как раз к тем изобрете ­ ниям, что по значению вровень с книгопечатанием. Но много ли мы знаем о нем? П ройдем по выставке. Тут нет машин, одинаковых по форме , к онструкции , характеру. О ни как6 ЗА РУЛЕМ 8/93книги — все разные, л юбого назначения. Владелец может выбрать себе подходящую по своим личным склонностям, интересам, выполняемой работе. Когда-то, на заре автомобилизации, машина была, с корее , с редством развлечения и отдыха, чем транспортом , а ее владелец получал удовольствие просто от катания. Эта функция присуща автомобилю и поныне; наиболее ярко она выражена вконструк ­ циях спортивных автомобилей и машин соткрытымикузовами . Последние дают неповторимое ощущение контакта сприродой — ветер, запахи, п ейзажи , не отде ­ленные от вас стекломикрышей . Это пришло из раннего романти ­ ческого периода биографии автомобиля. Нам же , воспитанным на «материалистической» философии, п ривыкшим во всем видеть только материальную ценность, эта романтика пока чужда . И пусть вы завтра не сядете за руль спортивной машины — все же обратите внимание на стенды со спортивными «Порше» и «Шевроле-Корвет», с коростным «Фордом-Эскорт-Косворт». Присмотритесь кним , постарайтесь понять сущность машин этой категории. В озможно , вас скорее привлекут джипы , полноприводные пикапы — к репкиеи выносливые машины, на которых возят доскиикирпич , у рожай или удобрения . У них хорошая проходимость , а на некоторыхможнодаже пахать — все это понять нетрудно. Но сверх того поинтересуйтесь, почему у иных моделей постоянный, н еотключаемый привод на все колеса, узнайте, зачем нужна вон на томджипе виско-муфта в трансмиссии и почему на этом автомобиле можно на ходу вклю ­ чать понижающую передачу в «раздатке». Не с позиций завтрашнего покупателя, а чтобы знать больше соседа! М ожет быть, с этого начнется ваш автомобильный университет. Престижные модели . Ну, их-то вы знаете, м ного раз видали. «Мерседес-Бенц», БМВ, «Волво». А другие? Найдите их среди экспонатов, сравните суже вам из ­ вестными. И пусть вас привлечет не только кожаная отделка салона и сотовый телефон. Полюбопытствуйте, как работает гидропнев ­ матическая подвеска колес, что дает система навигации, для чего нужны гидравлические толкатели иамортизаторыв резиновых подушках двигателя. П онимаю , что вы не собираетесь стать слесарем по ремонту хитрых узлов иси ­ стем. Тогда для чего вам это? Да чтобы понять, как тесно связан автомобиль ссамымиразными областями знаний, осознать, каких мощных ресурсов интеллекта тре ­ бует его создание. Чтобы не просто ценить внем вещь, но уважать совершенное творение разума. Обратимся снова к более приземленным понятиям. В наиболее развитых странах уже давно бытует понятие «второй автомобиль в семье». С амо собой, есть и первый. Глава семьи каждый день ездит на работу в этом «№ 1», б ольшом , видном автомобиле, к оторый словно визитная карточка своего хозяина. С мотри ­ те, м ол , и уважайте. А жена меж ­ ду тем ездит за покупками , в прачечную, в школу. Ей нужна маши ­ на компактная, но с усилителем руля (парковаться приходится часто) и тормозов , лучше с автоматической трансмиссией, к онеч ­ но же , с кузовом , к оторый легко приспособить для перевозки чего угодно : детей, вещей, овощей... П одобную машину модели «Корса» (подробнее о ней на стр. ) показал в этом году «Опель». К роме второй в семье, такая машина часто служит и первой вжизни молодых людей . Именно с ней они должны вкусить радость от автомобиля с тем, чтобы в дальнейшем они поверили, что удовольствие станет им доставлять только продукция данной фирмы. Если семья большая, есть садовый участок или охота путешествовать, или надо возить товар ы , автомобилист обращает свое внимание на мини-вэны, универсалы повышенной вместимости и тому подобные машины. Вон сколько их: «Крайслер-Вояджер», «Рено-Эспас», «Ниссан-Серена», д ругие . В них возможны всяВ «Олдсмобиле-Торонадо» на левой стороне «ступицы» руля — включатели звукового сигнала, вентилятора и отопителя. На правой — опять сигнал, регулятор тембра приемника и включатель его настройки. Слева под приборами — информационное табло со световым сигналом «Пора на СТО». Справа от щитка приборов .— дисплей навигационной системы. Справа от сиденья — рычаг селектора гидромеханической коробки передач.Машина должна быть удобной и доставлять удовольствие («СитроенКсантия»). Тканевая обивка сидений, боковая поддержка тела каждого ездока, на продолжении подлокотника — кнопки управления электрическими стеклоподъемник ками.Трансформируемые кузова типа «универсал», «комби», «хэтчбек» за последние годы обрели большую популярность. Для лучшей приспособляемости при перевозке разных видов поклажи не только заднее сиденье может складываться, треть его спинки легко откинуть вперед и без проблем разместить, как сделано на «Опеле-Астра», длинные предметы. Л Автомобиль заслуживает определения «комфортабельный», если системы отопления и вентиляции так же хорошо обслуживают пассажиров заднего сиденья, как и водителя. В «Кадиллаке-Севиль-STS» перед задним сиденьем смонтирован свой блок «отопитель-вентилятор» с автономным управлением.ческие комбинации сидений, разнообразные варианты открывания дверей; все это помогает сделать автомобиль многоцелевым . Тенденция кмногофункциональ ­ ности характерна для последних лет. Ее отражение — в бесчисленном множестве моделей скузо ­ вами «комби», «хэтчбек», «универсал», в откидывающихся частями спинках задних сидений, в больших торцевых дверях в виде калитки. Если тезис «радость от автомобиля» верен, значит машина не должна создавать трудностей в обращении с ней. Автоматические трансмиссии год от года обосно2'вываются на моделях, все более доступных по цене. Электрические стеклоподъемники , различные сигнальные дисплеи, устройства для поддержанияско ­ рости — темпостаты, д ругие автоматические регулировочные устройства уже прижились на малолитражках. Пройдитесь по стендам, приглядитесь, сравните, «кто с чем». Вы сделаете, у веряю вас, очень интересные и поучительные наблюдения. М ы , к сожалению , сжились с мыслью, что автомобиль — это дорогая вещь, которая вдобавок может доставить непредвиденные хлопоты, душевные и физическиенеудобства. Таким автомобиль быть не должен . Не должен по своему предназначению, по месту в нашей жизни , по тому хотя бы, что он как бы продолже ­ ние нас самих. И здесь, на выставке, вы окажетесь среди машин, большинство из которых становятся верными партнерами, помощниками своих владельцев. Побродите среди них. Используйте прекрасный шанс — з айми ­ тесь самообразованием. Надеюсь, здесь это окажется неутомительным делом . А главное, постарайтесь поверить, что не вы для автомобиля, а он для вас. Л. ШУГУРОВЗА РУЛЕМ 8/93 7