39
40
41
НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ*НАШ ПРАКТИКУМВКУРИЛКА КЛУБАНИНФОРМАЦИЯШжиме максимального ускорения. Но при обычной езде даже в интенсивном режиме, как в Москве, мощности отремонтированного таким образом мотора вполне хватает. О сальниках клапанов (колпачках) на страницах журнала написано немало. Тем не менее тема сохранила актуальность. В статье «А что у вас?» (ЗР, 1993, № 2) отмечено, что наши колпачки из черной резины служат 20 000—30 000 км, а после этого становятся «дубовыми» и вдобавок растрескиваются. Такой пробег можно считать еще сносным: встречались уплотнения, которые потеряли эластичность через 2000—3000 км. Что касается «пожилых» машин с пробегом 200 000-— 300 000 км, то' после него зазор между стержнем клапана и его втулкой вследствие износа превышает допустимый. Клапан, «болтающийся» в направляющей, вырабатывает в затвердевшем колпачке овальное отверстие, после чего масло беспрепятственно проникает в цилиндры, при этом его расход нередко возрастает до 200 г/100 км.. При таком износе не помогают и фто.ропластовые уплотнения в металлической обойме, о которых «За рулем» рассказывал в статье «Вместо пресловутых колпачков» (1986, № 8, 11). При попытке установить их в старый двигатель он стал дымить еще сильнее, а свечу четвертого цилиндра, прямо-таки заливало маслом. Неприятность удалось устранить только установкой новых резиновых сальников. К сожалению, мне вообще не приходилось слышать о нормальной работе составных уплотнений с фторопластовым кольцом. Идея-то хорошая, но, видимо, требует более тщательной конструкторской проработки. Разумнее потратить деньги на дорогие, но качественные импортные уплотнения (они встречаются в продаже) красного, зеленого или коричневого цвета. Однако будьте настороже: цветные колпачки научились делать ив кооперативах, правда, качество их часто сомнительное. Так что при покупке обращайте внимание, чтобы кромки сальника были чистыми, без «бахромы», а маркировка, выполненная очень мелким шрифтом,— рельефной, хорошо читаемой. На ВАЗе часть двигателей комплектуют изделиями французских, немецких и других фирм. Такие колпачки не приходится заменять и через 200 тысяч. В продаже встречаются отечественные колпачки из фторкаучуковой резины, позволяющие рассчитывать на достаточно большой (80—100 000 км) пробег. Могу порекомендовать те, на которых стоит надпись «фторкаучук», производства одного из московских МП. Из импортных хорошо зарекомендовали себя зеленые колпачки с маркировкой Г-350. Но вот колпачки куплены и установлены. Машины, прошедшие менее 100 000 км, после этого, как правило, дымить перестают. (Я не касаюсь случаев, когда от детонации, вызванной использованием бензина А-76, или от калильного зажигания разрушаются поршни и кольца: такой мотор не только дымит, но и вообще работает с трудом.) В цилиндрах, где поршни с трещинами в перемычках, компрессометр показывает менее 8 \кгс/см 2 ; при оплавлении и полном разрушении перемычек —менее 6 кгс/см 2 . О прогоревшем поршне нечего и говорить. Правда, надо иметь в виду, что такая низкая компрессия может быть ив цилиндре, где прогорел клапан, но тогда двигатель не дымит. Если пробег свыше 100 тысяч и замена колпачков лишь немного уменьшила дымление или вовсе не сказалась на нем, значит, предстоит ремонтировать цилиндро-поршневую группу. Изношенные маслосъемные кольца, а точнее, их специальные кромки, не снимают излишки масла со стенок цилиндра. Второе компрессионное кольцо со специальным маслосбрасывающим скребком делу помогает мало: через 50 000—60 000 км скребок забивается нагаром, так что удалять лишнее масло со стенок приходится только маслосъемному кольцу. Ходимость колец до полного износа зависит от их качества, качества масла, степени загрязненности и исправности фильтра, да и от режима эксплуатации. Нормально, когда кольца в моторах «жигулей» служат 150—160 000 км, в наиболее благоприятных условиях — до 200 000 км. Но некоторые владельцы «успешно» вырабатывают их ресурс и за 100 000 км. Обычно считают, что изношенному мотору с большим пробегом может помочь только ремонт с расточкой цилиндров и установкой поршней и колец ремонтного размера. Однако сделать это на СТО бывает не так просто: то станок, не работает, то расточник болен, то очередь на полгода. Выйти из положения можно, использовав комплект новых колец номинального диаметра. Если установить их в двигатель даже с сильно изношенными цилиндрами, компрессия возрастет, а расход масла сократится до 30—50 г/100 км — хоть' и выше нормы, но приемлемо. Другое дело, долго ли прослужит мотор, отремонтированный таким образом. Это зависит от степени изношенности цилиндра и поршня, так как при увеличенных зазорах между ними кольца работают в неблагоприятных условиях и быстрее «кончаются». Если вы смонтируете кольца Мичуринского завода в изношенный двигатель, не рассчитывайте на пробег больше 15—20 тысяч: именно маслосъемные кольца этого завода отличаются низкой износостойкостью. Фирменных «вазовских» колец хватит тысяч на 5060, особенно если у маслосъемных хромированные кромки. Правда, такие в два-три раза дороже мичуринских, да и не всегда их найдешь. Перед тем, как покупать кольца, рекомендую щупом измерить в разобранном двигателе зазоры между поршнем и цилиндром. Если они не превышают 0,15 мм (в нижней части цилиндра), стоит искать «вазовские» кольца; если зазор больше, можно перебиться мичуринскими, а тем временем найти возможность расточить блок цилиндров. Стоит ли одновременно с заменой колец поменять поршни на новые, номинального диаметра? На мой взгляд, это пустая трата денег, если, разумеется, работавшие детали не имеют повреждений.РЕМОНТ ШРУСОВ ИНОМАРОКОдна из самых больших проблем, с которыми сталкивается владелец иностранного автомобиля,— отсутствие или недоступная цена фирменных запчастей. Выход нередко находят в применении аналогичных деталей и узлов отечественного производства. Если не вполне подходят, дорабатывают их. Примерами могут служить надежные и испытанные способы ремонта валов с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУСов), о которых рассказывают технический директор московской фирмы «Иномотор» В. ЛИЙН и консультант МП «Сервис» (Новосибирск) Г. МУРАВЬЕВ. Обычно этот узел работает надежно, не требуя обслуживания, до тех пор, пока цел резиновый чехол, защищающий его от воды и грязи. Если негерметичность чехла (о чем говорит появление на его поверхности следов смазки черного цвета) обнаружена вовремя, достаточно, промыв шарнир, заменить смазку и чехол. Не мучайтесь в поисках фирменной детали — для большинства машин удается подобрать чехол от одного из наших переднеприводных автомобилей. Если же продолжать ездить с поврежденным чехлом, то попадающая в шарнир грязь быстро приведет к износу беговых дорожек и сепаратора шарнира. Это проявится характерным стуком, особенно на поворотах. Тогда ШРУС надо менять. Проще всего, конечно, установить новый фирменный узел. Но, во-первых, это может обойтись владельцу подержанной иномарки дороже, чем он заплатил за автомобиль, а во-вторых, как правило, много времени уходит на доставку из'другой страны по заказу. Остается ремонт. Способ первый. Мы применяем не столь дорогой и более доступный в наших условиях способ. Для него требуются узел привода от отечественного переднеприводного автомобиля, а также токарный станок и сварка. Сначала определим, какой из аналогичных узлов по размеру и нагрузкам ближе всего подходит для данной модели. Некоторые детали могут оказаться взаимозаменяемыми, что сильно упрощает ремонт (например, привод «Москвича-2141» подходит к некоторым моделям «Ауди»). Если совпадения нет, действуйте так. Снимите привод с автомобиля, очистите его от грязи и вымойте. Измерьте его длину,- при этом обратите внимание, что шарнир, находящийся вблизи коробки передач, имеет осевую подвижность (ее вы должны учесть). Разберите наружный шарнир — в большинстве случаев порядок операций такой же, как для автомобиля ВАЗ-2108,— он описан в литературе. Разберите и новый привод, который вы намерены использовать. Корпуса шарниров и валы тщательно промойте. Окончание на стр. 42.ЗА РУЛЕМ 8/93 39 ИЩЕМ НЕИСПРАВНОСТЬСТОП СИГНАЛЫ И СВЕТ ЗАДНЕГО ХОДАотказ соответствующего выключателя. Для поиска этих неисправностей по приводимой здесь логической схеме достаточно иметь тестер и контрольную лампу.Если не загораются фонари заднего хода или торможения, то причинами неисправности могут быть обрыв или короткое замыкание в цепи, перегорание предохранителей или нитей ламп, а такжеСхемы соединений фонарей заднего хода и стоп-сигналов автомобилей: а - ВАЗ-2101, -2102; -2103; -2106; -2121; б - ВАЗ-2104, -2105, -2107; в — ВАЗ-2108, -2109; АЗЛК-2141 (в скобках — цвета проводов для АЗЛК); г — "Москвич-2140"; д — "Таврия" ЗАЗ-1102; • — "Запорожец" ЗАЗ-968М.1 — блок предохранителей; 2 — выключатель зажигания; 3 — выключатель света заднего хода; 4 — выключатель стоп-сигналов; 5 — фонари стоп-сигналов; 6 — фонари заднего хода; 7 — блрк реле и предохранителей; 8 — перемычка; 9 — правый блок предохранителей; 10 — левый блок предохранителей; 11 — штекерный разъем; 12 — контактная колодка; 13 — контакт реле аварийной сигнализации тормозов.+-^1шюШй-Б/7 •ШгМШ1Тг-П№ШЗЕ-еэ7]Ш122Ж-«•-»-#•5И1шil Ч; 3I3011^-«г U«Г¥>—3—Ш »чЛ-М•—з—и?-<«63*1/3х- ШЕ2>Л ГЭ7- 7^1L-3-П-8-3.6-а—к1212гЩЦвета проводов: П — красный, В — белый, Г — голубой, Ж — желтый, К — коричневый, 3 — зеленый, О — оранжевый, Р — розовый, С — серый, Ф — фиолетовый, Ч — черный, БЧ —40 ЗА РУЛЕМ 8/93черно-белый, ГЧ — черно-голубой, ОЧ — черно-оранжевый, ГБ — бело-голубой, ГП — красно-голубой, ПЧ — черно-красный, ГО — оранжево-голубой. Проверить включение контрольных приборов* на щиткеКонтрольные приборы не работаютПроверить исправность предохранителяПлафоны не работаютЗаменить лампы в фонаряхКонтрольные работаютприборыПроверить плафонов.работуi о«и XVXЛампы неисправныПроверить исправность ламп фонарейПлафоны работаютЧ• • f tОЛампыисправныНайти обрыв в цепиЗаменить предохранительв§г—з 1Предохранитель перегораетсноваНайти короткое замыкание в цепи// '//I^<г';\ •Ч«ч+ -*-Ш1с; _LЕЭТ iТ +ГЕЗ»^ \Устранить обрыв в цепи, заменить или отремонтировать выключатель'.'^•На ВАЗ-2104, -2105, -2107 проверить включение электродвигателя отопителя. На ЗАЗ-968М проверить включение омывателя стекла. На ЗАЗ-1102 проверить включение контрольной пампы заряда батареи. Устранить короткое замыкание в цепиЗА РУЛЕМ 8/9341