СПОР О БИКИНИЭти заметки для ЗР подготовила русская журналистка Светлана Рее, живущая сейчас в Норвегии на острове Свальборд.Вп ервые по автомобильнымдорогамНорвегиимне пришлось путешествовать три года назад. Было это вдекабре , п ередРождеством . Наш путь лежалчерезгородТронхейм , к ото ­ рый весь сиял впредвкушениилюби ­ м ого норвежцами праздника, как вдруг пошел снег — г устой , плотный.' За ок ­ н оммашины падал, не переставая, к руп ­ н ымихлопьями снег. С угробы росли на глазах. Ну, д умаю , сейчас встанем — з а ­ несет дорогу . О днакодвижение не нарушилось — на улице уже вовсю развер ­ нулось « з имнеесражение » . Яркие желтыеснегоочистныемашины вступили в «бой», расчищая нам путь.я ркого летнего дня — т аковы здесь пра ­ вила движения . Кстати, на дорогах вы не увидите ин ­ спекторов дорожной полиции. Они обычно находятся вполицейском управлении каждого населенного пункта, готовые к выезду для помощиавтомобилистам . Если случается авария, п роезжающийми ­ м о водитель немедленносообщитоб этом по телефону или же заедет вближай ­ ший полицейский участок. Стоимость нанесенного машинеущерба во время аварии определяется времонтноймастер ­ с кой , и страховая компания оплатит счет, но размерего будет зависеть от степени виновности водителя. По статистике за одиннадцать месяцев 1991 года в результате дорожных происшествий вНорвегии , г де более 4млн . ж и ­ телей, погибли двести девяносто семь человек, в 1992 году за тот жепериод — двести восемьдесят четыре человека. С реди нарушителей правил дорожногодвижения чаще всего молодыелюдив возрасте от 18 ( к огдаможно получить «права») и до 25 лет. Как правило, это любители быстрой езды или те самоубий ­ ц ы , что садятся за руль внетрезвом виде. Кстати, за этим здесь следят строгоистро ­ го наказывают. "• Как ивлюбой цивилизованной стране, в Норвегиис нарушителями ведут борьбузаконом . Превысил скорость , создал авар ийнуюситуацию на дороге — заплати крупный штраф. Сел пьяным за руль — п оходипешком , подумай... Но лучше думать заранее. Поэтому, с кажем , м ужсже ­ ной, направляясь в гости или вресторан , з агодя решают, кто сегодня будет пить. О дин из них должен остаться трезвыми отвезти свою «половину» д омой . В след ующий раз они поменяютсяролями . « П ередзаконом все равны» — смысл этих слов глубоко усвоен вобществе . Маленький пример. Прошлой осенью ми ­ нистр культуры куда-то очень спешила наД орожная техника вНорвегии готова кдействиювлюбоймоменти ее доста ­ точно, ч тобы обеспечить движениевлю ­ бую непогоду. М оепервое впечатление онадежностиавтомобильногосообщенияв этой север ­ ной стране подтверждалось не раз вближ ­ них и дальних поездках . В ообщежевНорвегии почти нет длинных искорост ­ ных автобанов, характерных для Центральной Европы. Не те здесь природные условия. Ч ерез всю страну протянулись горыи скалы, у зкие заливы-фьорды вре ­ заются в них по всему побережью . Правда, есть идругие местные достоприме ­ чательности — туннели, м остыи ферьи — м обильныепаромныепереправы . И тех, и других , и третьих очень много . Они связывают воедино дорожную сеть Норвегии , с оздаютавтомобилистам этой суровой страны все условия для бесперебойного движения. Бросается в глаза одна особенность — водители, все какодин , е здятсвключен ­ ными фарами , будь это даже серединас воемспортивномавтомобилеи впопыхах превысила скорость , п ричемнемного . За это ее лишили «прав» на несколькоме ­ сяцев. Не помогло , что министр . Все, что касается законов , здесь непреложно . Н есколько слов о пешеходах. О нивНорвегииимеют явные преимуществапе ­ ред автомобилем и при переходе улицы ( к онечно , г де это разрешено ) д аже не по ­ ворачивают голову вправо, влево. С мелопересекают улицы, у веренныевполной своей безопасности . Э тотожезакон , правило, ставшее традицией , к отораяподчер ­ кивает право идущегопередедущим . Д лянорвежцев , к огда речь заходит о безопасности дорожного движения, никакая мелочь не ускользнет от внимания. Недавно по всей стране всерьез обсуж ­ дался вопросопридорожнойрекламе . Ее вызывающий , п оройшокирующий хар актерможет наносить вредтем , к то за рулем . С кажем , водителей буквально на каждом шагу караулят соблазнительные женскиефигуры на рекламных полотнах. Кто . в купальном бикини, а кто в чем мать родила. П ротивники такой рекламыутверждают , что усветофоров , п ридви ­ ж ении по улицам невольно отвлекаешься: ну попробуй , не заглядись на этих див ! А нежелательные последствия не заставят себя долгождать . По телевидению , в прессе свое мнение высказывали педагоги, психологи, полицейские, бизнесмены — быть или не быть обнаженной натуре на рекламных щитах. К общемумнению так и не пришли , но ккакому - т орешению придут обязательно. Здесь не принято отмахиваться оттого , что хоть в какой-то степени имеет отношениекбез ­ опасности на дорогах . В конечном итоге от этого зависит самоедорогое — ж изнь человека.АВТОЗАРУБЕЖЬЕЗА РУЛЕМ 8/93 37