12
13
ВЫГОДЕН ЛИ "ЛЕГКОВОЙ" ДИЗЕЛЬ?Коротко говоря, этот мотор экономичнее бензинового, однако слабее, т яжелее , капризнее. Но там, где есть фирменное обслуживание и не бывает сильных моро ­ зов, дизельные автомобили вполне практичны. Особенно, если не обязателен быстрый разгон и вы ежемесячно наматываете по 2 — 3 тысячи километров. В России почти не выпускаютди ­ зельных легковыхмашин . Разве что встретится привезенная из-за границы «Волга» с французскиммотором « И нденор » — из тех, что делали на ГАЗе для экспор ­ та. С воеголегковогодизеля как не было , так и нет. Б лиже всех кегоосвоению , к онечно , В АЗ , где длительное -время работают над моторомсвоспламенением от сжатия . З анимаютсядизелеми на УАЗе, поскольку он просто необходим машинам этого класса. Д елаются такие попыткии на АЗЛК . Но чтобы появился отечественный дизель, п отребуютсяболь ­ шие долгосрочные капиталовложения, о собенно валютные, п осколькутопливную аппаратуру и другие комплектующие для двигателей малогорабочегообъемав СНГ не производят . М еждутемужесегодняможно купить импортную дизельную машину, особенно вМоскве или Санкт - П етербурге , — б ы ­ ли быденьги (лучше СКВ). П ричемка ­ к уюугодно — с тарую или новую , о тсамогодешевого «Ситроена-АХ» д осамо ­ го дорогого « М ерседеса » . П оэтомумно ­ гих интересует уже не то, к огда « л егко ­ вой» д изель станут делать у нас, а то , нас колько эффективен такой двигатель, к а ­ ковы его преимущества, в чем недостатки. П опытаемсяоценитьего качества спо ­ з ицийпотребителя , почти не касаясь технических подробностей (тех, к тоими интересуется, о тсылаемк статье в ЗР, 1983, № 11). Первые дизельныелегковыеавтомо ­ б или , н апомним , появились в 1936 году , к огдафирма «Мерседес-Бенц» объявила осерийном выпуске модели 260D с высок ооборотным по тем временам дизел еммощностью 45 л. с. В 1990 году выпуск легковыхмашинсдизелемтольковЗападной Европе составил 1,85 млн . штук (14,3 % ) . Но их популярностьв разных странах далеко не одинаковаи зависит от ряда причин , на которыхмыостановимсяниже . Пока отметим , что последние 10 лет дизель ­ ные машины больше всего покупаютвАвстрии , Бельгии, Италии, Ф ранции , п ри ­ ч емвотдельныегоды их продажав Бельгии достигала почти трети от всего объема сбыта. А вот вШвециии Велик обритании они никогда не пользовались признанием. Нам, о днако , эти сведения важны лишь для того , ч тобысамим понять, в ыгоден ли « л егковой » дизель — не вНорвегии или Греции , а в России. Ведь его главное преимуществопередбензи ­ н овыммотором — в меньших затратах на километрпройденного пути благода ­ р я лучшей экономичности . Правда, владельцу дизельногоавтомобиляпридетсясмиритьсястем , что онменеебыстро ­ ходен, чем бензиновый, сопоставимый по рабочему объему двигателя. Пос кольку дизельная машина стакимижескоростными качествами едва ли принесет какую-либо денежную экономию. В то жевремя из двух близких по мощности автомобилей дизельный дороже : ведь егомоторконструктивноитехнологическисложнее , требовательнее к точности изготовления деталей, о нболееметаллоемок , п оскольку его детали сильнее нагружены . Будет ли выгодноездить на машинесдизелем , зависит от следующих четырех факторов : р азницыв ценах и налогах на дизельныйибензиновыйвари ­ анты; с оотношения цен на дизтопливоибензин ; расхода топлива водинако ­ вых условиях; интенсивности эксплуатации ( г одовогопробега ) . Ч ембольше разница в цене бензиновойидизельноймоди ­ ф икацийичемуже вилка стоимостибензинаи дизтоплива, т ем ( п рипрочих равных условиях) д ольше будет окупать себя дизельная машина. Влияние этих факторовтаково , что дополнительныеза ­ траты на ее покупкуможнокомпен ­ сировать уже после первых 50 000 кмпробега , выиграв на стоимости топлива, но можнои не окупить вовсе при неблагоприятных условиях. Д еловтом , что интересующая нас машинапримернотакойжемощности , как ибензиновая , на 10—11 % д ороже , а топливо для нее дешевле на 15—46 % (за исключениемВеликобритании , где оба сорта топлива стоят почти одинаково ) . С равним два примерноодинаковых по мощности « М ер седес-Бенца»: -200Е с двигателем в 118 л. с. и дизельный -300D (113 л. с ) , к оторыйдорожебензинового на 11 % , но экономичнеевсреднем на 23 %. Если вГерманиипоследний ( п рипрочих равных условиях) о купитсяпримерночерез 110 000 км , то, н апример , в Бельгии толькочерез 160 000. В нашей стране дизтопливо (по сравн ениюс АИ-92 итем более АИ-95) дает неоспоримоепреимущество — е гоможно найти влюбоммедвежьем углу. И если онобудет , как сейчас, дешевле АИ-95 на 30 — 4 0 %, то вполне достижимиэкономическийэффектот эксплуатации такоймашины . Если, к онечно , наше топли ­ во преждевременно не выведет двига ­ тель из строя , п осколькуего качество оставляет желать лучшего . П ередзаправ ­ кой горючее хорошо бы предварительно отстаивать и чаще менять топливные фильтры. (Содержание серы внем от этого не уменьшится , но воду игрязьот ­ делить можно . ) Здесь уместно сказать ещенемногообособенностях эксплуатации дизелей . П режде всего, т ехническоеобслужива ­ ние машинсними надо проводить чаще — ч ерез5 — 1 0 000 км , т огдакаксбен ­ з иновымидвигателямичерез 10—20 000. О днакоу лучших дизельных моторов стоимость затрат на обслуживаниепри ­ м ерно такая же , к акусложныхбензи ­ новых сэлектроннымуправлениемпо ­ дачей топлива изажиганием . С ледующаяпроблема — пуск вхо ­ лодную погоду. Вихрекамерные и предкамерные дизели (а их, напомним, б ольше всего) п ритемпературениже10 — 1 5епускаютсяприпомощи специальных свечей накаливания, места для кото ­ рых предусмотреныв головках блоков . (Эти свечи предварительнопрогревают воздух в течение несколькихсекунд перед включением стартера.) П риморозениже — 2 0 °С такойдизельможет не завестись от стартера — т олько после предварительногоподогреваблока или «с буксира » . Если же выйдут из строя одна или две свечи накаливания, пуск осложнитсяещебольше , дальнейшие по ­ пытки могут и не дать результата. У дизелей с непосредственным впрыском, о борудованных свечами накаливания, пус ковые качества нескольколучше . Работа непрогретогодизелясопровождаетсяшумом , п овышеннойвибрациейи характерным запахом отработавших газов. О днако после прогрева почти все непри ­ ятные особенностиисчезают , хотя характ ерное клацанье притроганьес места*.-JSb; X .ТтВТШпим—I иДизель «Ауди» с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха — пример весьма экономичного двигателя. Число цилиндров — 5, рабочий объем — 2460 см3 , мощность — 115 л. с. / 85 кВт при 4000 об / м ин . Токсичность отработавших газов соответствует самым жестким европейским требованиям. Хорошо видны воздушный фильтр, ресивер системы впуска, радиатор охлаждения наддувочного воздуха, газораспределительный механизм, поршни с камерой сгорания в днище, массивные поршневые пальцы и щеки противовесов, насос высокого давления.12ЗА РУЛЕМ 8/93 Дизельные автомобили и их бензиновые аналоги выпуска 1993 года Класс Модель Рабочий объбМ^ с мШТЕХНИКА1| Особо 1 малый "Ситроен-АХ-дизель"* "Ситроен-АХ-1,0" "Дайхатсу-Шарада-1,00"* "Дайхатсу-Шарада-1,0" "Ауди-80-1,9ТОГ" "Ауди-80-2,0Е" "Ровер-Маэстро-2,ОТ01" "Poeep-MajcTpo-1,6" "Ауди-100-2,5ТО1" "Ауди-100-2,0Е" "ФИАТ-Крома-1,9ТОГ "ФИАТ-Крома-2,0Е"МощСнаряженСконость, ная масрость, л.с./кВт са, кг км/ч 53/39 50/37 48/35 54/40 90/66 90/66 81/60 83/61 115/85 115/85 92/68 115/85 720—735 690—705 750 690 1270 1190 1150 1075 1425 1325 1285 1250 152 151 140 145 174 177 163 166 195 191 180 1901Малый I11Средний1361 954 993 993 1896 1984 1994 1598 2460 1984 1929 1995Расход топлива при 90, 120 км/ч и гор. цикле, л/100 км 3,3; 4,8; 4,5 4,6; 6,4; 6,7 3,6; 5,6; 4,9 4,2; 6,2; 6,7 3,8; 5,2; 6,2 6,2; 7,5; 10,5 4,1; 5,8; 5,4 5,5; 7,6; 9,8 4,4; 6,1; 7,S 6,7; 7,8; 11,1 4,5; 6,2; 6,2 6,6; 8,1; 11,7О собняком стоят дизелиснепосред ­ ственным впрыском топлива вкамерусгорания . Эти на 10—15 % э кономичнеевихрекамерныхипредкамерных , но работают более жесткоишумно , что до недавнего времени оставалось серьезным препятствием к их применению на легко ­ вом автомобиле. Однако годы работы над этой проблемой не прошлидаром , и с 1988 года в Европе выпускают иуспешноэксплуатируютуже пять легковых моделейсдизеляминепосред ­ ственного впрыска : «Ауди-80» и -100 ( р азрез двигателя приведен на рисунке ) , «роверы» с дизелями «Перкинс-Прима» и « Ф ИАТ - К рома » . И м нет равных по топ ­ ливной экономичности ( с м . таблицу). П оскольку литровая мощностьдизеля невелика, м оторыоснащаюттурбонагне ­ тателями, что позволяет улучшить топливную экономичность, а литровую мощ ­ ность поднять доуровня бензиновых двигателей (50 л. с. с литра рабочегообъема , а то ибольше ) . К онечно , такая конструкциясложнееобычного , б езнаддувного двигателя, не говоряужеопривычном нам карбюра ­ т орном . А значит, т рудно обойтись без внимательных глаз и опытных рук квалиф ицированного механика. Там, где эти условия есть, дизель (с наддувом или без него) будет работать надежноидол ­ го ( н едаром такие машины за рубежом служат как такси). Ну, а если вы можете рассчитывать только на самого себя или возможности провинциальной мастерской — лучше воздержитесь от его покупки. М . ТЕПЛОВ"Вихрекамерные" дизели. Поперечный разрез головки цилиндров с вихрекамерным смесеобразованием двигателя «Опель-Астра»: 1 — форсунка; 2 — свеча накаливания; 3 — жаропрочная вставка с камерой сгорания; 4, 5 — струи топливного факела.или при большойнагрузке выдает его . Словом, покупая дизельную машину, тщательно все взвесьте и подсчитайте плюсыиминусы . Что касается выбора, о н весьма обширен . В 1993 году из полутора тысяч моделейимодифика ­ ций, п редлагаемых на западноевропей ­ с комрынке , на дизельные приходилось около 16 % , что составляет две споло ­ виной сотни моделей — от особо гла-л ого до среднего класса. Б лизкоек этому соотношение наблюдалось и раньше, п ри ­ ч емнекоторые дизельные варианты ока ­ зались настолько удачными , что их про ­ давали даже больше, ч ем бензиновых ( н апример , «Пежо-205» в 1985—1986 гг.). На европейских легковых автомобилях применяютоколо 50 вариантов дизелей вшироком диапазоне рабочих объемов — о т 1351 до 3449 см3имощности — от 48 до 150 л. с. О сновной тип конструк ­ ции — рядный четырехцилиндровыйдви ­ гатель вихрекамерного типа (схематический разрезголовки цилиндра приведен на рисунке ) . Он обеспечивает приемле ­ мый компромисс между стоимостью, м ощностью , э кономичностьюи эксплуатац ионными качествами ( л егкий пуск и нес ложное обслуживание, у меренныйшуми вибрации). Н екоторыемоторы , например «Мерседес-Бенц»,— с предкамерным смесеобразованием ; по эксплуатационным параметрам они мало отличаются от вихрекамерных .ЛитератураДвигатели внутреннего сгорания. Системы поршневых икомбинированных двигателей. Под ред . А. Орлина, М . К руг лова. 3-е изд. М., Машиностроение, 1985. М ацкерлеЮ . Современный экономичный автомобиль. М., М ашиностроение , 1985. «За рулем», 1983, № 1 1 ; 1984, № 1; 1989, № 2.>:AXEL JOHNSONИ ElectroluxХОЛОДИЛЬНИКИ, МОРОЗИЛЬНИКИ И МИНИ-БАРЫ. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КУХНИ — электроплиты, микроволновые печи, тепловые шкафы, паровки. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ БАРОВ И БУФЕТОВ — кофеварки, миксеры, агрегаты для охлаждения напитков и приготовления мороженого и льда. ПОСУДОМОЕЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАЧЕЧНЫХ любой производительности.Фирма "АКСЕЛЬ ЮНСОН", Швеция, предлагает самое современное и высокоэффективное оборудование производства концерна "ЭЛЕКТРОЛЮКС" для использования в гостиницах, офисах, ресторанах, больницах, прачечных, аэропортах, автосервисе и промышленных предприятиях.ПЫЛЕСОСЫ для сухой и влажной уборки, всасывающие воду и стружки, со степенью фильтрации выбрасываемого воздуха до 99,97%, улавливающие микрочастицы до 3 мкм и бактерии. МАШИНЫ для уборки, чистки и мойки любых площадей как с твердым, так ис мягким покрытием. ОЧИСТИТЕЛИ ВОЗДУХА от микрочастиц и неприятных запахов. МЕХАНИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ средства для чистки, уборки, мойки.По вопросам приобретения обращайтесь в представительство фирмы "Аксель Юнсон" по адресу: Россия, 113035, Москва, ул. Осипенко, 15, корп. 2, офис 205; факс (095) 928-20-00 или по телефону (095) 220-22-90 с 10 до 12 часов.4 За рулем № 8ЗА РУЛЕМ 8/93 13