28
29
30
31
32
«ительно к легкого, автомобилю наиболее si роктный ответ — самый новый, текнически совершенный. Однако это общие слова, а что стоит за ними! Прекрасную возможность разобраться в сути дают автомобильные выставки — скажем, наша МИМС-93.вррвнцщYWF"Г ^ ^^т|•..,,-,.*•.~••-•• '• •• •• - - • " " •"•••:~ 1Давайте устроим «экскурсию» по одной из новейших моделей: укажем пальцем котя бы на эту. А вы — да, в зеленой футболке — составьте мне компанию, вместе со всеми читателями нашего журнала изучим машину от переднего бампера до кончика выхлопной трубы.Она перед нами — лоснится кру ­ тыми боками . Не плоскими или едва выпуклыми , как у первых «жигулей», к томужебезрезких граней. Этак ий «скользкий обмылок » . Да, сейчас получили распространение такие формы . Почему их выбрали? Тут и технология — удобнее штамповать, лучше идет вытяжка ме ­ талла, и пассивная безопасность — нет резких переходов, способных нанести травму, и аэродинамика — воздух обтекает кузов более плавно, и — не впоследнююочередь — теперь «так носят». О бводы кузова, наклон ветрового стекла, ф ормаи место расположе ­ ния спойлеров, воздухозаборных от-верстий найдены в ходе скрупулез ­ ной доводки кузова машины ваэроди ­ намической трубе. Д ля данной моде ­ ли на эту работу затрачено более двух тысяч часов. А вы думали, что гениальный дизайнер, как тридцать лет назад, н есколькими штрихами ка ­ рандаша задал удачную форму? Нет, нынче все гораздо сложнее . К ороткой машине (почти как наша «Таврия») труднее придать выгоднуюс точки зрения аэродинамикиформу . Поэтому и коэффициент Сх, характ еризующий обтекаемость, у нее нес колько выше, ч ему более длинных автомобилей , — в данном случае 0,34. Неплохая величина, если учесть класс машины. Кстати, тут надо вспомнить значения Сх для популярных у нас моделей : «Таврия» — 0,37; «ЛадаСпутник» — 0,38; «Москвич-2141» — 0,35. О ткрываем дверь: верхний угол сзади предусмотрительноскруглен . Проведите рукой по скату крыши — нет водосточного желоба , источника свиста иповышенногоаэродинамиче ­ с кого сопротивления на большой ско ­ рости, П опробуйте определить на ощупь , где переход от стекла кме ­ таллу кузова. Т рудно : все стекла за ­ п одлицоспроемами , опять-таки для улучшения аэродинамических свойств. Да, вы правы, во внешности совре ­ м енноголегкового автомобиля мно ­ гое сделано ради хорошей обтекаемости. Новая конструкция блок-фар овальной формыпомоглатакже опустить капот, сделать хорошо видим ымисбоку указатели поворота. Я быдаже сказал, что такие фары совершили вавтомобильном дизайне своего рода революцию . К ак , в прочем , и задние фонари. П рисмотритесь : о ни сделаны вертикальными (чтобы опу ­ стить порог двери задка досамогобампера) и заходят на боковинукузо ­ ва. А потомухорошо видны исбоку , к огдагорит сигнал поворота, да иприобгоне привлекут ваше внимание. Давайте отыщем , куда поступает воздух для систем охлажденияи питания двигателя. Правильно, ч ерез эту щель... п одпереднимбампером . То, что ее площадь невелика, неважно. Здесь, к ак показали исследования, зона повышенного давления. А овальное отверстие на уровне фар — р е ­ зервное, на случай, к огда машина укомплектована самой мощноймоди ­ фикацией двигателя с шестнадцатью клапанами, или кондиционером , или автоматической трансмиссией, то есть когданужен дополнительный теплообменники более интенсивная подача воздуха. Само собой разумеется, автомобиль, к оторыймыс вами исследуе м , — п ереднеприводныйи силовой агрегат у него установлен поперек кузова. Все меньше и меньше остается моделей классической компонов ­ к и . Д аже «кадиллаки» стали передне ­ п риводными , и, кажется, я не изум ­ люсь, если однажды узнаю оновом «Роллс-Ройсе» или «Мерседес-Бенце» с переднимиведущимиколе ­ сами.ОБОЗРЕНИЕ «ЗА РУЛЕМ»28 ЗА РУЛЕМ 9/93 Но, что небогатому человеку (надеюсь, вы не обиделись?) до шикарного «Мерседеса». О н сам по себе, а мы... Не скажите! Тенденция развития автомобиля такова, что атрибуты, е ще недавно присущие лишь большим, дорогим моделям, постепенно «демократизируются», переходят на see более дешевые. вы правильно заметили, что так уже поступает большинство фирм. Но ведь «то-то играет роль лидера, первым или в числе первых предлаг ая потребителю то, чего нет у других. На этой машине, в которую мы «ткнули пальцем» при выборе, завод уже демонстрирует семь чудес автомобильной техники, которые пока были привилегией автомобилей среднего класса. Четырехступенчатая гидромеханическая трансмиссия с электронным управлением. Бортовой компьютер будет переключать передачи, как вы ему прикажете, в одном из трех ре-часто встретишь на небольших, сравнительно легких ( 8 00 — 8 70 кг) автомобилях. Как и гидроусилитель руля: все-таки дороговато. Но не забудьте, за рубежом машинами этого класса частенько управляют женщины, от которых грешно требовать мужских усилий и сноровки. Поэтому — и автоматическая трансмиссия, и АБС, и усилитель руля — об усилителе в приводе тормозов уже не говорю. Помня, что теперь даже покупатель малолитражки претендует на элементы комфорта, е ще недавно присущие большим машинам, мы не удивимся, обнаружив устанавливаемые за доплату кондиционер и фильтр микрочастиц пыли, встроенный в систему вентиляции. Эта система может работать врежиме рециркуляции (замкнутого обращения) очищенного воздуха в салоне. Фильтр же улавливает 100 % взвешенных в воздухе пылинок размером 5 микрон, от 60 до 95 % более мелких частиц Округлые поверхности кузова, простые формы, объединенный с третьей дверью спойлер создают образ аэродинамического совершенства машины. В этой модификации все четыре места снабжены подголовниками и ремнями. Высота порога третьей двери над дорогой — всего 434 мм.случае аварии, натяжения ремней безопасности, в современном автомобиле важный фактор, порой решающий при выборе покупки. При резком (вследствие аварии) смещении вперед силового агрегата на резиновых опорах это устройство, действуя через трос в оболочке, спускает взведенную пружину, и та мгновенно натягивает ремень — фиксирует тело водителя и пассажира. За последние годы наряду с названными только что устройствами вошли в обиход встроенные в двери защитные (от бокового удара) стержни. В рассматриваемой нами модели они из 28-миллиметровых труб легированной стали. Добавим безопасную рулевую колонку, которая при аварии складывается, как подзорная труба, а также регулируемые по высоте (для удобства подгонки) точки крепления ремней. Диву даешься, насколько изощрены умы конструкторов, неустанно повышающих безопасность автомобилей. Вообще, нельзя назвать современной модель, в конструкции которой не учтены по максимуму требования безопасности (о них вы только что Мотор с 16 клапанами, двумя распределительными валами (приводятся зубчатым ремнем!, гидравлическими толкателями, системой многоточечного впрыска топлива. Еще совсем недавно трудно было представить такой двигатель на малолитражке. Выпускные трубы, обращенные вперед, пятиопорный коленчатый вал и чугунный блок цилиндров — таковы особенности этого мотора.Машина маленькая (3729Х1608ХШ0 мм{ но довольно просторная внутри. Чтобы нейтрализовать ощущение стесненности, ветровое стекло сдвинуто вперед больше, чем мы привыкли, посадка водителя и пассажиров сделана более вертикальной, а по ширине автомобиль почти такой же, как «ЛадаСпугник». Обратите внимание на независимую подвеску передних колес типа «МакФерсон» и вентилируемые дисковые тормоза. В зоне педалей виден каталитический нейтрализатор. Пружимов. Экономичный является базовым, спортивный дает лучшую приемистость, принося в жертву экономичность, зимний снижает вероятность пробуксовки колес на скользкой дороге. Разумеется, компьютер, управляющий трансмиссией, работает согласованно с другим, в ведении которого впрыск топлива в цилиндры, опережение зажигания и «подстройка» процесса сгорания, чтобы свести к минимуму вредные выбросы. Антиблокировочную систему ( А Б £ ) в приводе тормозов пока не и сажу из дыма дизельного выхлопа. Если учесть долю грузовиков и легковых машин с дизелем на дорогах Западной Европы, то подобный фильтр весьма полезен. А на малолитражке, где невелик объем воздуха в салон е , — особенно! Позвольте обратить ваше внимание на массивную ступицу руля. На первый взгляд она не скрывает ничего особенного. Но там — быстронадувающаяся (при ударе о препятствие) подушка безопасности. Эта подушка, как и устройство для мгновенного, впрочли) и экологической чистоте. Загляните под днище кузова: в зоне ног водителя — небольшая емкость. Это трехкомпонентный каталитический нейтрализатор отработавших газов (а не глушитель, как вам показалось сначала). В нем происходят химические реакции, нейтрализующие вредные выбросы трех видов: окислов углерода, окислов азота, углеводородов. Но мы знаем, что не только отработавшие газы загрязняют окружающую среду. Старые, негодные к экс-ОБОЗРЕНИЕ «ЗА РУЛЕМ»ЗА РУЛЕМ 9/93 29 Компоновка той же машины с пятидверным кузовом. Хорошо видно расположение вентилятора отопителя, радиатора, топливного бака, вместительный багажник. Традиционно длинная (почти 790 мм) у переднеприводных автомобилей тяга переключения передач. Характерна большая высота (1300 мм] притолок дверей над дорогой. Элементы безопасности сегодня высоко оцениваются автомобилистами. Желтым цветом выделены силовые брусья и панели несущего кузова, встроенные в двери защитные стержни, телескопическая рулевая колонка, четыре ремня безопасности с регулируемыми верхними точками крепления. Передняя и задняя части кузова сделаны так, что их деформация при столкновении поглощает значительную долю энергии удара.Рабочее место водителя. Круглые, хорошо читаемые приборы, похоже, не выйдут из моды. Над консолью — цифровой дисплей, указывающий время, частоту работы приемника, температуру воздуха. В консоли — блок управления отопителем и вентилятором, включатель рециркуляции воздуха и радиоприемник. Включать сигнал указателя поворота и стеклоочиститель можно, не отнимая рук от «баранки». В нижней части двери — пульт управления электрическими стеклоподъемниками.р ую мы только что уселись, несколько десятков братьев и сестер, то есть различных модификаций , образованных сочетаниями из двух кузовов (трех- и пятидверные хэтчбеки), шести двигателей (бензиновые рабочим объемом 1195, 1 388 и 1598 см3мощ ­ ностью 45, 60, 82 и 108 л. с. и дизели — 1487 см3 , 50 и 67 л. с ) , трех коробок передач (четырех-, пятиступенчатая и автоматическая), а также шести вариантов комплектацииоборудова ­ нием. Мы говорили о «заимствовании» оснащения и многих технических ре ­ шений для малолитражек у более до ­ рогих моделей . Но сособым удовольствием упомянуи те элементы, к ото ­ рые массовый легковой автомобиль получил от гоночных. В их числе система впрыска топлива (вспомним гоночный «Мерседес-Бенц-У/196» ф ормулы 1, успешно выступавший в 1964 году), дисковые тормоза ( с пор ­ тивный «Ягуар-ХК120С», о борудован ­ ный ими , выиграл в 1953 году 24-часовые гонки в Ле-Мане), раздельный привод тормозов ( п римененв 1934 году на гоночном «Ауто-Унионе-А»), отлитые из алюминиевого сплава ко ­ леса (впервые появились в 1924 году . на гоночном «Бугатти-35»), наружные зеркала заднего вида (ими в первый раз был оснащен в 1911 году гоноч ­ ный «Мармон»). М инуточку ! Настало время заглянуть под капот машины, к оторуюмы выбрали из толпы ее одноклассниц. Показатели этого двигателя рабочим объемом 1598 см3 — мощность 109 л. с. при 6000 об / м ин — с орок лет назад произвели бы фурорвго ­ ночном мире . Сегодня это хорошиймотор серийного легкового автомобиля. Опыт гонокиширокое использование компьютеров , применение графопостроителей и расчеты методом конечных элементов, доводочные работы на ездовых имитаторах ив аэродинамической трубе позволяют не только создавать совершенные кон ­ с трукции , но и делать это очень быстро. Например, семейство, к которо ­ м у относится избранная нами машина, прошло цикл от чистого листа ватмана до первого серийного образ ­ ца на конвейере за три года! Такой темп диктует конъюнктура рынка — ведь надо иметь лучшую, наиболее современную модель среди автомобилей-конкурентов. М ыс вами анализировали одну, взятую, что называется, навскидку машину, но, пожалуй, с амую соверш еннуюв своем классе. Пора, сказав о ней все принципиально важное, раскрыть ее «инкогнито». Это «ОпельKopca-GTI-16V». Будьте знакомы! Л . ШУГУРОВилуатации автомобили рано или поздно попадают на переплавку. Л егиро ­ ванные стали загрязняются расплавленными алюминием, стеклом, «шкварками» пластмассовых ирези ­ новых деталей. Поэтому конструкто ­ ры озабочены тем , чтобы машину можно было бы быстро и дешево разобрать, легко рассортировать все части. На тыльной стороне пластмассовых нанесена маркировка материала, выполненная международнымкодом . Снятые сотжившего свой век автомобиля, они пойдут на вторичную переработку. Из них сделают новые бамперы, корпуса, к ожухи , о боймы . Тем самым будут рационально использованы ценные продукты переработки нефти, и при переплавке атмосферу не загрязнят дымы от оплавленной и без толку сгоревшей пластмассы. А вкондиционере (их на автомобилях становится все больше) исполь30 ЗА РУЛЕМ 9/93з уют не фреон , испарения которогоразрушают озоновый слой над планетой, а нейтральный газ. Устройтесь в салоне, подгоните сиденье, ощупайте все ручки , коснитесь клавиш. Удобно? Откиньте одну треть спинки заднего сиденья и запустите рукув багажник. Просторно? Да тут приличный багажный отсек! Его объем 0,26 м3 , а если откинуть вперед другую часть спинки заднего сиденья или вовсе его сложить, то превратим машину вмикрофургон , где можно разместить 1,05 м поклажи. Нынешняя тенденция в автомобилестроении — сочетание специализации машины с богатыми возможно ­ стями ее разностороннего использования. В Европе, например, она про ­ слеживается уже более четверти века. Поэтому модели здесь живут семействами, как, например, у нас «Лада-Самара». У той машины, в кото ­ СтраховкаАВАРИЯ — ЭТО НЕ КОНЕЦ СВЕТАПрактически каждый автомобилист знает, как трудно преодолеть все формальности традиционного автомобильного страхования. Нам, работникам СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ", в большинстве своем владельцам автомобилей, это тоже прекрасно известно. Вот почему мы и задались вопросом: а как бы мы сами предпочли застраховать свои машины? Конечно же , быстро и эффективно! Больше всего нас могла бы устроить страховка, которая в случае ДТП компенсировала бы не только наши потери, но и потери пострадавших по нашей вине. Именно такие виды страхования и разработали специалисты Компании. Итак: —Теперь Вы избавлены от необходимости посещения страховой компании — все операции выполняются путем отправления почтового перевода с отметкой выбранного Вами вида/видов страхования. — При страховом взносе всего в2 минимальные зарплаты (один бак бензина!) страховая выплата достигает 35 минимальных зарплат, что на момент публикации составляет около 260 000 рублей (в среднем по статистике, ущерб, возникающий при ДТП, редко превышает эту сумму). Это означает, что размер страховки автоматически возрастает в соответствии с уровнем инфляции. — Страховка выплачивается по реальной стоимости затрат на ремонт автомобиля, а не исходя из процента от оценочной стоимости Вашей машины. Но и это еще не все. Для каждого, кто успеет до 25 ноября 1993 г. оформить страховку, установлен льготный тариф — стоимость каждого вида страхования составит всего 10 000 рублей. Мы уже застраховали свои автомобили. Ознакомьтесь с изложенными ниже условиями страхования и следуйте за нами! ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСЛОВИЙ СТРАХОВАНИЯ I. ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Страхованием в пределах страхового обеспечения (лимита) Страхового Полиса (СП) покрывается ущерб, причиненный третьим лицам: а) Владельцем транспортного средства (ТС); б) лицом, пользующимся ТС по доверенности Владельца либо в его присутствии; в) пассажирами, находящимися в ТС, при надлежащем Владельцу. Владельцу компенсируются затраты, возложенные на него в качестве возмещения убытков, понесенных третьими лицами вследствие: а) их смерти или причинения вреда здоровью; б) уничтожения или повреждения их имущества. Размер лимита СП составляет 35 минимальных заработных плат на мок ^ ч т выплаты страховки. По этому виду страхования на одного Владельца действителен только один СП. Страховка не выплачивается в случаях: а) если управлявшие ТС лица не имеют прав на вождение соответствующих ТС либо находились в состоянии опьянения; б) умысла пострадавшего или лиц, управлявших ТС. Страхование начинается на следующий день после оплаты Владельцем страхового взноса почтовым переводом, длится в течение девяти месяцев и прекращается либо по истечении указанного срока, либо по наступлении страхового события (ДТП), после чего оно может быть возобновлено. Размер страховки соответствует документально подтвержденной величине ущерба, причиненного третьим лицам, и не может превышать размера лимита СП. После выплаты страховки действие СП прекращается. При наступлении страхового события, в результате которого от третьего лица может последовать или последовала претензия о возмещении Владельцем убытков, последний обязан: а) в срок не позднее 7 дней после получения официальной претензии письменно сообщить об этом Страховщику;линияотрезагаCL•В->,о ыP-*CL1)«вB QО,S3оО м^о S£3Си ю о,кфнГп р*1:S Uкио >. ч ои= : Ч га«и Ига га ОУ ВД Я >h оЙЧ"•Nс^н иЯА НИD.S* а огаКя UиС>, NV£3dlOKHHHlfо=3 Wи, Н ати огасхтДЗИсШи га to *Ск 5аS IО£ mга Xо 53Е ВЯЧОйоее< о ин < О XiKoodlTB woff вн JSHatr AHEIBIOOIT чл.ваиьшшо ко1эЛп"ноионэс1 опгэхиавсЗшо КЭЮТУЯЭЛЦОГГ.н осОо < и о.X О В. ж 1=3 <U ОН <у <"схс >, S о .о осо0 S4КжОо,I8СиU5а о2оW о2£ян кинзтгеусшэикО<5ЗА РУЛЕМ 9 9331 Страховкаб) сообщить Страховщику о начале действий компетентных органов по факту причинения вреда и нанесения ущерба (расследование, вызов в суд и т.п.); в) сообщить Страховщику все обстоятельства, приведшие и страховому событию, и представить все имеющиеся документы и материалы, необходимые для принятия решения о выплате компенсации; г) без согласия Страховщика не давать обещаний и не делать предложений о добровольном возмещении убытка, не признавать полностью или частично свою ответственность. Выплата страховки производится в течение месяца с момента получения всех документов, необходимых для урегулирования претензии. II. ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Владельцу транспортного средства (ТС) возмещаются прямые убытки, понесенные в результате страхового события (ДТП), П РИ этом сумма выплаты не превышает размеров страхового обеспечения (лимита) СП. На страхование принимаются выпущенные не ранее 1975 года ТС (легковые, грузовые автомобили, автобусы), принадлежащие Владельцу, находящиеся в его личной пользовании и прошедшие на момент страхования техосмотр в ГАИ. Размер лимита СП составляет 35 минимальных заработных плат на момент выплаты страховки. По этому виду страхования на одного Владельца действителен только один СП. Страховка не выплачивается в случаях: а) если Владелец ТС передал его в пользование другому лицу без оформления доверенности; б) при умышленных действиях и грубой небрежности Владельца либо лица, использующего ТС по доверенности, приведших к убытку. Страхование начинается на следующий день после оплаты Владельцем страхового взноса почтовым переводом, длится в течение девяти месяцев и прекращается либо по истечении указанного срока, либо по наступлении страхового события, после чего оно может быть возобновлено. Размер страховки соответствует документально подтвержденной величине прямых убытков, понесенных Владельцем, и не может превышать лимита СП. После выплаты страховки действие СП прекращается. При наступлении страхового события Владелец или его представитель обязан: а) принять возможные меры к спасанию ТС, предотвращению его дальнейшего повреждения и устранению причин, способствующих увеличению ущерба; б) заявить о случившемся в ГАИ; в) в срок не позднее 7 дней после наступления страхового события письменно сообщить об этом Страховщику; г) сообщить Страховщику все обстоятельства, приведшие к страховому событию, и представить все имеющиеся документы и материалы, необходимые для принятия решения о выплатах. Выплата страховки производится в течение месяца с момента получения всех необходимых документов. БЕДА НЕ ЗАСТАНЕТ ВАС ВРАСПЛОХ Если все-таки ДТП произошло и Вам (Вами) нанесен ущерб, максимально быстро известите нас по тел. (812) 235-22-88 в рабочее время. Если Вы будете строго выполнять предписания вышеизложенных условий страхования, все остальное сделаем мы. КАК ОФОРМИТЬ СТРАХОВКУ На основе предложенных выше условий Вы можете выбрать следующее: 1. Страхование автогражданской ответственности (только на условиях № I ). Стоимость: 10000 рублей (после 25.10.93' — 2 минимальные зарплаты). 2. Комплексное страхование (одновременно по условиям № I и II). Стоимость; 2 0000 рублей (после 25.10.93 — 4 минимальные зарплаты). Аккуратно * отрежьте бланк почтового перевода. Найдите талон для письменного сообщения. Отметьте в нем крестиком выбранный Вами вид страхования. Заполните перевод. Пожалуйста, пишите сумму, адрес и Ф.И.О. разборчиво! Квитанцию об оплате сохраните до окончания срока страхования. Справки и дополнительная информация в Санкт-Петербурге по тел. (812) 235-22-88.siи 3Заполняется получателемаоО"Оо§ S1ЙяЯ я "2"О *ВI*К Я I»а •о о »S3|S gOяК*) Сведения о прописке паспорта заполняются только при получении переводов адресованных "до востребования"я £ s I •* в 25* 3* яБ о2 яaLOроЯ Я?Э Sо о*^о икОЙ gо ОЯОПЛАТАс, иа *5орвоI » wVOX вW- о ЕЯ Я№!яЛИНИЯОТРЕЗАiIкг»TJ W1< * лI оSB3ft »я Xо"Чо г>8В г» хЯо о ел