24
25
быстро ломается. Ремонт же такой пере ­ дачи в полтора-два раза дороже стоимости самого автомобиля. Тем, кто решился отправиться на авторынок за покупкой, нелишне знать, что среди автомобилей, ввозимых из-за границы, немало отечественных. Их ласково называют «финками» (из Финляндии), «шведками» (из Швеции), давая понять покупателям, что комплектация машины, дескать, экспортная, а условия эксплуатации были не чета нашим. Не «покупайтесь» на такую рекламу. Иной раз «финка» не выезжала за пределы европейской части России. О днажды довелось увидеть два стандартных «уазика», н ебрежно выкрашенных нитроэмалью, на которых было написано «Марторелли»! Узнали бы об этом братья Марторелли, чья фирма сотрудничает сУАЗом , подали бы в суд за подрыв престижа предприятия. Еще одна особенность рынка: немало автомобилей, не прошедших таможню . Если присмотрите такую машину, учтите, что таможенный сбор составляет немалую сумму (на июнь текущего года — 120 рублей скаждого кубического сантиметра объема двигателя), к тому же длиннющая очередь на оформление. Так что приготовьте место для стоянки: пока не пройдете формальности, ездить на ней не придется. Первый же инспектор снимет «выездные» номера. Необходимое предупреждение для по ­ тенциальных покупателей на рынке: п ом ­ ните, что вы можете нарваться здесь на ворованный автомобиль. Поэтому обращайте пристальное внимание на номера кузова и двигателя. Если возникли сомнения — лучше откажитесь от выбранной ма ­ шины, иначе рискуете попасть s неприятную историю, где можете вдобавок ока ­ заться крайним. В заключение короткий комментарий . Только в последний год цена у нас стала объединяющим, суммарным критерием , вобравшим технические характеристики и эксплуатационные качества машины. Не случайно модели ВАЗа занимают вцено ­ в ом ряду первые строчки среди отече ­ ственных. Ведь автомобили сейчас доступны не всем; покупают их люди, располагающие финансовыми возможностями, и машина им нужна для работы, чтобы ездить, а не ремонтировать. А вот низкие цены подержанных ином арокдолжны бы насторожить отече ­ ственных производителей: эти машины дорожать не будут и сдерживает пока лавину иномарокв страну отсутствие запчастей и сервиса. Устранение этого дефицита — д ело близкого будущегои тогда, если не введут ограничения на ввоз автомобилей (а это стало бы большим ударом по нам, потребителям), « И жмаш » , З АЗ , Г АЗиАЗЛК могут разориться, оказавшись нев силах продавать свои машины дешевле зарубежных ( к ак это удается сейчас). Исключение, вероятно, составит ВАЗ — предприятие мощное, располагающее конкурентоспособными моделями, конструкторским заделом на будущее . К тому жеу него большая фкр - ~ менная сеть техобслуживания, о какой другие предприятия могут только мечтать. Конечно, все может сложиться « п о другому, но влюбом случае хотелось бы, чтобы с выгодой для нас, автомобилистов. Сейчас автомобиль перестает быть для многих только предметом мечтаний, и наша «прогулка» п о рынку — тому свидетельство.«МЕРСЕДЕС» С ДИЛегковые машины с дизельными моторами пока составляют малую часть прибывающих из-за рубежа иномарок. Т емнеменее стоит сегодня познакомиться с их особенностями, чтобы избежать неприятностей завтра. П оможетв этом наш корреспондент в Берлине М . ГОРБАЧЕВ. С реди ввозимых в Россию дизельных машиннаиболеераспространены «мерседес-бенцы» семейства W123 . Автомобили моделей -200, -240 уком ­ плектованы четырехцилиндровыми моторами, заводские индексы котобольшем, чем в бензиновом моторе), а если зазор в приводе мал и клапаны закрываются неплотно, давлен иерезко снизится. З азор на холод ­ н ом двигателе в приводе впускного клапана 0 , 1 , в ыпускного — 0,3 мм Рис. 1. Пятицилиндровый дизель под капотом «Мерседес-Бенца-30(Ю»: 1 — рукоятка прокачки насоса высокого давления; 2 — насос высокого давления; 3 — топливный фильтр; 4 — топливопровод; 5 — форсунка.рых соответственно ОМ615 ( 2 л, 6 0 я. с / 4 4кВт ) и ОМ616 ( 2 , 4 л, 72 я. с / 5 3 кВт), а « М ерседес - Б енц 300» — пятицилиндровым ОМ617 ( 3 л, 8 2 л. с . / 6 0 кВт, м одификациястурбонаддувом - 3 00TD — 125 л. с / 9 2кВт ) . На рис1 показан пятицилиндровый двигатель. П оконструкции они аналогичны; с месеобразованиеу всех раз ­ дельное, называемое предкамерным. Суть его в том, что воспламенение смеси происходит вмаломобъеме предкамеры, откуда факел пламени перетекает в основную камеру. Ч аще всего владельцы дизельных « м ерседесов » испытывают неприятности вмоментпуска двигателя. Если топливная система исправна, г ерме ­ тична ине засорена, т о есть пол ­ ностью работоспособна, то причиной плохого пуска служат неисправные свечи накаливания. П роверяют их, вывернув изгнезд , обычной лампой-пробником. Неисп равнуюсвечузамените , а если их, с кажем , д ве — о бновите весь ком ­ плект. Вообще-то служат они довольно долго. П одается ли ксвечам ток, т ожепроверяютпробником . Если питание не подается, возможно, п ерегорел предохранитель (обычно он располож ен на щитемоторного отсека посередине). Следующая причина, по которой двигатель не заводится,— нарушен зазор в приводе клапанов. Н апомню , что дизель работаетприочень выс оком давлении сжатия (гораздоРис. 2. Особенность этих дизелей — резьба на стержнях клапанов для регулировочных гаек: 1 — кулачок; 2 — рычаг (рокер{; 3 — регулировочные гайки; 4 — тарелка пружины. Стрелки указывают возможные места для установкн зазора. (рис. 2). Ключи для регулировки пок азаны справа на рис. 3. Н о вот свечи накаливания впоряд ­ к е , з азоры выставлены, а ккумулятор энергично крутит стартер, а мотор все-таки не запускается. О бычно это случается при низких температурах, но если не принять мер , о нпере ­ станет пускаться ив теплую погоду. Причина: ввиду износа поршневых ко ­ лец, обгорания клапанов давление сжатия упало ниже величины, п рико ­ торой смесь еще воспламеняется. О д ­ н ако пустить такой мотор все-таки можно , впрыснув во впускной трубо ­ 3 провод немного ( 3 — 4 см ) моторного масла. Попав на поршни (в камеру сгорания), о но создаст дополнительное уплотнение между поршнем и цил индром . Компрессия возрастет, хотя и очень кратковременно , н о это об ­ легчит воспламенение. М ожнотакже соединить последовательно две батареи, кратковременно подав на старт ернапряжение24 в. Н олучшевсего пустить двигатель с хода ( н абуксире ) . Если он заведется, это подтвердит версию о чрезмерном снижении ком ­ прессии. Оживить двигатель может толькоВ. СУББ01ИН 24 ЗА РУЛЕМ 9/93 ремонт. Простейший его вариант, который позволит проехать до более серьезного вмешательства еще50 — 7 0000 им, заключается в замене поршневых колец. Для этого снимают головку блока. Не забудьте сначала ослабить болт, крепящий звездочку привода распредвала. Установите ко ленвал по меткам для ВМТ первого цилиндра и внимательно осмотрите левую часть двигателя перед насосом высокого давления, под насосом гидроусилителя руля. Здесь в блоке есть болт-заглушка. Его необходимо вывернуть, подобрать болт с такой же резьбой, но в3 — 4 раза длиннее заОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИтунные вкладыши, иначе возросшие нагрузки быстро выведут старые из строя: компрессия-то. увеличилась! Притрите клапаны к седлам. Перед тем как пустить отремонтированный мотор, удалите воздух из топливной системь), используя специальный насос для прокачки. О н смонтирован на насосе высокого давления и снабжен рукояткой (белым маховичком), которую поворачивают против часовой стрелки до тех пор, пока вы не сможете взяться за рукоятку Рис. 3. Заменяемые элементы форсунок (слева), нлючм для регулировки клапанного зазора (изогнутые) и ключ, фиксирующий верхнюю тарелку пружины. Хочу предостеречь тех, кто работает по принципу «разберем — а там видно будет». Например, к насосу высокого давления этот подход неприменим. Агрегат отрегулирован на заводе и не требует вмешательства в процессе эксплуатации. Нечеткая работа двигателя, повышенное дымление — следствие других причин, как правило, не связанных с этим насосом. Не нарушайте фирменную регулировку, тем более что улучшить работу таким образом вы вряд ли сможете. В зимнее время допускается добавлять в топливо низкооктановый бензин (до 30 % объема бака) — разумеется, перед заправкой, чтобы бензин и диэтопливо хорошо переме ­ шались. Для чего, догадаться нетрудно: чтобы поднять точку застывания «солярки». Ведь не всегда на колонке вас заправят зимним сортом. Учитывая, что дизельное топливо бывает невысокого качества (содержит воду), рекомендуется через 15 — 20 000 км пробега или раз в год добавлять в бак 1 литр моторного масла (разумеется, также перед очередной заправкой). Оно придает топливу маслянистость, благодаря чему детали насоса высокого давления и форсунок получат профилактическую смазку, что продлит срок их эксплуатации. ' Любителей быстрой езды хочу предупредить: дизельный двигатель не любит продолжительных «заездов» с высокой скоростью (близкой к максимальной). Такие нагрузки вредны для него и могут кончиться большими неприятностями, особенно если масло в моторе сомнительного качества или его давно не заменяли. М е ­ нять «фирменное» масло лучше прим ерно через 7,5 тысячи километров (из отечественных можнорекомен ­ довать «Уфалюб»). Ведь дизель « М ер ­ седеса» достигает почти таких же оборотов, как и бензиновый,— близких к 5000 об/мин. Касаясь замены масла, хочу предупредить. Залив свежее масло, запустив мотор, затем заглушив егои проверив уровень, вы с удивлением увидите на щупе Масло черного цвета. Не пугайтесь: это нормально. Напомню, мы говорили об особенностях эксплуатации широко распространенных дизельных «мерседесов-W123» с двигателем, выпускавшимся до конца 1984 года. Машины следующего поколения (семейств W201 , W 124 ) получили новые дизельные двигатели. Их главные особенности — гидравлические толкатели в приводе клапанов, насос высокого давления с автоматической прокачкой для удаления воздуха, алюминиевая головка цилиндров. Эти моторы способны развивать более высокие обороты, тише, экономичнее и отличаются еще большей надежностью.ЗА РУЛЕМ 9/93 25глушки и ввернуть его в то же отверстие до упора, не затягивая сильно (иначе повредите цепь). Этот болт зафиксирует цепь в положении, соответствующем ВМТ 1-го цилиндра (по коленчатому валу). Такая фиксация гарантирует, что, снимая головку, вы не провернете коленвал и цепь, а вместе с ней и привод насоса высокого давления и, значит, не придется вновь устанавливать момент впрыска топлива по 1-му цилиндру, завершив ремонт. Застопорив цепь и сняв головку цилиндров, снимите поддон, предварительно немного вывесив мотор. Для этого используют подручные средства. Внимательно осмотрите рабочую поверхность каждого цилиндра, обращая внимание на состояние ее зеркала (отсутствие задиров). Извлеките и осмотрите поршень с кольцами. Если верхняя кромка поршня не обгорела, а перемычки между канавками целы, его можно использовать. Как правило, и цилиндр, и поршень находятся в хорошем состоянии даже после пробега 100 — 1 50 000 км благодаря высокому качеству материалов — как бывало, например, на «жигулях», изготовленных в начале 70-х годов. М не посчастливилось обладать такими «Жигулями»: после пробега 140 000 км кольца еще не были изношены, мотор не дымил и распредвал оказался в полном порядке. Но это к слову, а нас «ждет» разобранный двигатель «Мерседеса». Заменив кольца, поменяйте и ша7 За рулем № Уи действовать насосом, двигая ее вверх-вниз. Прокачка закончена, когд а при каждом качке слышится характерный звук: «пс-пс-пс». После переборки дизель заводится с большими капризами. Если он не пустился с нескольких попыток, используйте уже описанный прием — впрыскивание масла и соединение двух батарей, чтобы получить 24 В. При таком пуске обязательно убедитесь, что все потребители энергии выключены, иначе они выйдут из строя. Несколько слов о форсунках. Если возникли сомнения в качестве работы какой-либо из них, м ожно заменить ее целиком или поменять только распылитель с иглой. В последнем случае аккуратно зажмите корпус в тиски, развинтите его половинки и извлеките распылитель с запорной иглой. Замените его новой парой и соберите узел в обратном порядке. Форсунку ввертывают в головку цилиндров, затягивая моментом 70 — 8 0 Н- м. Детали каждой форсунки (распылитель и игла) подбираются индивидуально и невзаимозаменяемы с деталями других форсунок. Операция замены не представляет сложности. Сложно другое — правильно отрегулировать форсунку, которая должна открываться при определенном давлении (новая — при 115—125 бар, работавшая — не менее чем при 100 бар), а факел должен иметь определенную форму. Чтобы добиться того и другого, необходим специальный стенд, без него замена делается «на авось».