представления об экономичности «Нивы»: при скорости 90 км / ч — 7,25 л/100 км (против 9,2 у бензиновой), в условном городском цикле — 8,5 против 11,6 л/100 км . Дизельная на четверть (!) экономичнее. Немудрено: мотор, устанавливаемый на «Ниву», принадлежит к наиболее современным в программе «Пежо-Ситроен». Его успели оценить по достоинству покупатели таких популярных машин, как «Пежо-205», -405, «Ситроен-ВХ», -ZX. Теперь пришла очередь «Нивы». Важнейшим звеном в осуществлении этого, не побоимся громких слов, международного проекта, стало акционерное общество «Ладаэкспорт» — одно из дочерних предприятий АО «АвтоВАЗ». На его производственно-складском комплексе в подмосковном городе Чехове оборуДетали, заметно изменяющие облик «Нивы», будут монтировать по заказу.Современный вездеход уже трудно представить без дизельного двигателя. Хороший запас крутящего момента на малых и средних оборотах позволяет увереннее двигаться по тяжелым дорогам, а расход топлива по сравнению с бензиновым мотором процентов на 20 ниже. Увы, покупатели «Нивы» и у нас, и за рубежомдо сих пор не имеливозможностиоце ­ нить эти преимущества , п осколькуди ­ зельной модификацииу машины не было. В прочем , н екоторыефирмыимпортеры сами устанавливали ди ­ зель, о днакобезнеобходимойкон ­ с трукторскойпроработкии всесторонних испытаний — что называется, кустарно. С этого года впрограмме Волжс кого автозавода официально значится модификация «Нивы» ВАЗ-21215, оснащенная дизельным двигателем. Ф ранцузским , производства « П ежоСитроен - М отор » , м одели XUD9L. О т ­ нестись кэтому факту можно по-разн ому . Л егко понять разочарование тех, кто «слышал звон» о разработке своего дизеля в Тольятти еще десяток лет назад. Увы, тот мотор пока занимает видное место среди других нереализованных проектов ВАЗа. Но, м ожет , не стоит горевать о несбывшемся — лучше порадоваться тому, что удалось? Ведь установка французского дизеля (1905 см', 65 л. с./48 кВт) в корне меняетТак разместился под капотом «Нивы» французский дизель. В просторном цехе дизели одновременно на 20 машин. устанавливаютдован цех, г демашинам из Тольятти пересаживают французское «сердце». Работают на стапелях, б ригад ­ ным методом — так удобнее , да и ответственность каждого выше. Д ело поставлено сразмахом — рассчитывают на 10 тысяч машинвгод , то есть оснащать дизелем примерно каждуюседьмую «Ниву». Тем, кто уверенноориентируется под капотом , не надо объяснять, насколько сложно установить на ма ­ шину « н еродной » двигатель. Чтобы оборудовать «Ниву» д изелем , исполь-ТЕХНИКАЗА РУЛЕМ 9/93•& з уютсвыше 100 оригинальных деталей и узлов. Из Франции , п омимо мотора, получают радиатор, воздушный фильтр, маховик, п риемную трубу. А вот картерсцепленияипро ставку, шланги системыохлажденияи подачи топлива, кронштейны для крепления мотора и его оборудования, д ругие детали выпускной систем ыделаютвРоссии 15 заводовиз разных городов, включая бывшие оборонные . И это в период, когда только и говорят о разрыве хозяйственных связей как о первопричине хаоса и спада. С ловом , есть поводи удивиться, и порадоваться. Тем более, что в собираемые в Чехове ВАЗ-21215 уже устанавливают новую, в стиле ВАЗ-2108, панель приборов . А среди показанных образцов былитаки «нивы» и с полностью обновленн ым интерьером, и с «длинной» (до бампера) задней дверью. Свеженькие машины в просторном цехе — красота! Но червь сомнения шевелился: не запоздало ли омоло ­ ж ение — ведь как-никак, шестнадцать летмашина на конвейере , ч тона ­ зывается, пригляделась! Отгоняя невеселую мысль, вошел вдругой цех «Лады-экспорт», где гостям показали то, что для россий ­ ского автомобилестроения — настоящая сенсация. Впервые под отечественной «крыв е , С анкт - П етербурге , С очи . То есть вводить обязательное применение нейтрализаторовхотябы на машинах , о бслуживающих эти города , — « с ко ­ рой помощи», такси и других. Благо АО «Лада-экспорт» создало немалыемощности : д о 250 тысяч нейтрализаторов в год. Делают их по лицензии финской фирмы « К еми ра». Известная лишь узкому кругу специалистов, она, однако, у спешноконкурируетс более крупнымии знаменитыми. Причем одной из первых вмире освоила изготовление сердцевины нейтрализатора из металлической фольги. У такой детали по сравнению с керамической выше термо- и виброустойчивость, увеличена поверхность контакта, меньше противо-. давление (то есть потеримощности ) и т. д . У скоренные испытания по специальной методике показали, что эффективность работы устройств сох раняетсянапротяжении 160 000км пробега. Расчет прост : и зделияизЧехова позволят отказаться от дорогостоя ­ щей операции по установке нейтрализаторов импортерами — увеличится валютная выручка от продажима ­ ш ин за границей . К омплектация так имиустройствами — т олько часть обширной программы улучшения экологических параметров машин ВАЗа. Параметры, экономия, прибыль —НЕМНОГО СТАТИСТИКИПРОИЗВОДСТВО АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ В РОССИИВыпуск малых, с реднихи больших автобусов в 1992 году составил 44 017 единиц , что на 5 , 6 % м еньше , ч емв 1991-м. На всех российских заводах отмечен спад производства , и этот факт вызывает беспокойство. Только стабилизация положения вавтобусостроениипоможету нас снять остроту транспортной проблемы, к о ­ торая усугубилась существеннымсни ­ ж ениемимпорта автобусов.К урганский автобусный завод — в том числе: КАвЗ-3271 имодификации — КАвЗ-3976 (на шасси ГА 3-3307) —17 294, 12 898 4 396Ульяновский автомобильный завод — в том числе: УАЗ-3962 (санитарный) — УАЗ-2206 —12 711 , 11 218 1 493Павловский автобусный вод втом числе: ПАЗ-3205, -3205-40 ПАЗ-3205-люксза— — — 10 549, 10 364 185\Ликинский автобусный завод втом числе: ЛиАЗ-677М, -МБ, -МС ЛиАЗ-5256 (дизельный) ЛиАЗ-5917-01 ( п ередвижные салоны) — — — — 3 463, 2 997 409 57Троллейбусный заводимени Урицкого — в том числе: ЗИУ-682Г, -ГН, -Г1 — ЗИУ-683Г, -В ( с очлененные ) — ЗИУ-620Б — шей» (неудачные попытки не в счет) здесь начали изготовлять каталитич ескиенейтрализаторы . Без них со ­ в ременныйавтомобиль не втиснутьв жесткие рамки требований к токсичности отработавших газов. Конечно, мы говорим о нормах, действующих за рубежом . И радостьпоповоду освоения нейтрализатора — это касается толькоэкспортнойпродукции . Впрочем, специалисты резонно замечают: пора выступить с законодательной инициативой об ужесточении норм по токсичности хотя бы там, где в России налажено снабжение неэтилированным бензином: в МоскХорошие условия, тру да привлекли на сборку нейтрализаторов женщин, аккуратность и ловкость которых здесь весьма кстати. все этоважнои актуально. Но есть тут и другая, социальная грань. Создаются новые рабочие места, внедряются передовые технологии — стоит взглянуть на автоматические станции, сваривающие корпуса нейтрализаторов, оценить безупречную чистоту в цехе, полюбоваться несуетливой, аккуратной работой. Хочется ущипнутьсебя : н аяву ли? — Д анет , в севяви и, д астБог , н адолго — дела-то нужные, реальные. В. А РКУША1 685, 1 536 148 1А втобусостроительные заводы Украиныи Латвии такжепереживают нелегкие времена . О бъемпроизводстватолько за два года сократился на Львовском автоб усномзаводе на 4478, а на заводемикро ­ автобусов РАФ — на 1961 единицу. В 1992 годуон составил:Львовский автобусный завод в том числе: ЛАЗ-695Н и модификации ЛАЗ-42021 (дизельный) ЛАЗ-4949 (столовая)— — — —8260, 5013 3247 508ТЕХНИКА2*Завод микроавтобусов РАФ в том числе: РАФ-2203 и модификации РАФ-22031-01 (санитарный)— — —15 139, 13 215 1924 7ЗА РУЛЕМ 9/93