АВТОСТОРОЖ СТАЛ БДИТЕЛЬНЕЕЗащита автомобиля от грабителей и воров, которой журнал уделил много внимания, становится, как это ни печально, все более актуальной. Возвращаясь к этой теме, мы публикуем результаты теста, цель которого — проверить один из способов повысить эффективность автосторожей, выпускаемых промышленностью, причем без больших затрат времени и сил.Автомобильные охранные системы можно условно разделить на две группыпо способу отключения : одни нужно «снять с дежурства» п режде , чем отпереть замкииоткрыть дверь, д ругие — после. Недостаток первых: грабитель имеет многовремени , чтобы подобрать необходимую комбинацию (код) и обезвредить сигнализацию . Если « с торож » с простымзамком — достаточно просле ­ дить, куда владелец подносит магнитныйключ , а потом повторить его действия. Зато у таких систем есть важноепреиму ­ щ ество : если открыть дверь, сигнализация сразу же сработает, п оэтому вещи в салоне машиныи радиоаппаратура всегда под охраной. нализация срабатывает не сразу после открывания двери машины, а сзадержкойвнесколькосекунд , к оторых достаточно, чтобы схватить с сиденья сумку или вырвать из панели магнитолуиубежать . Так что лучше всего не оставлять вмашиневещи . О днако это не всегда получается, п оэтомув ваших интересах, чтобы «стор ож » реагировал оперативнее. К ак это сделать, не создавая неудобств самому себе? Известно, что ворыредкопользуются ключами — обычно машины открывают при помощи нехитрых приспособлений . Причем у некоторых моделей легче поддаютсядвери пассажиров ( н апример , у заднеприводных «москвичей»). К томуЖ '&а — штатная схема подключения автосторожа; б — новая схема; А1 — блок управления; НА1 — звуковой сигнал; F1 — предохранитель; G1 — аккумуляторная батарея; S1 — выключатель питания автосторожа и блокировки зажигания; S2, S3 — концевые выключатели капота и багажника; S4...S7 — дверные выключатели; Н И — лампа освещения салона; Д1 — светодиод; R1 — резистор; ПР — прерыватель-распределитель; КЗ — катушка зажигания. Второй вариант отключенияохранной системы — с места водителя — часто бо ­ лее надежен : ведь если за считанные секунды ( о бычно от пяти до пятнадцати) у гонщик не найдет тумблер , то прозву ­ чит тревога. К онечно , владелец должен проявить изобретательность изамаскиро ­ вать выключатель. Кстати, если охраннуюсигнализациюсмонтировали на машинув автосервисе, где мастера обычно себя не утруждаюти устанавливают детали системы всегда воднии те же места, с о ­ в етуем перенести выключатель. Итак, сигж е грабителей обычно интересует та дверь, р ядомс которой лежит сумка. Чаще всего это правая передняя или одна из задних. Следовательно, надо так смон ­ тировать систему, чтобы она срабатывала сзадержкой только при открывании левой передней (водительской) д вери , а в остальных случаях подавала сигнал мгно ­ венно. О бъектомэкспериментапослужил авт осторож «Саргис-2М». Его выпускаютбольшими партиями около десяти лет, п о ­ э тому это едва ли не самыйраспростра ­ненный прибор . Забегая вперед , с кажем , что можно усилить «бдительность» автос торожейтакжедругихмоделей , если их датчики ( к онцевые выключатели) капота ибагажникавключают сигнал тревогибез задержки. Проанализировав схему на рис. а, вы убедитесь, что просто соединить дверные выключатели сканаломблока управления, в ключающимтревогубеззадержки , не удастся: все они связаны слампой ( л ам ­ пами) освещения салона, п оэтому , к акуюдверь ни открой , сразу прозвучит трево ­ га. О днако задача легко решается, если немногопожертвоватькомфортом . Отс оединимпровод от кнопочноговыклю ­ чателя, р асположенногоуводительскойдвери (не забудьте его изолировать), и присоединимидущий от клеммы4блока управления (она «отвечает» за задержку сигнала тревоги ) . Остальные дверные выключатели (точнее, о дин , так как они соединены между собой) п одключимкклемме5 (рис. б). Если теперь открытьводительскую дверь, сигнал прозвучит чер езнесколькосекунд , а если открытьдругиедвери , капот или багажник , «стор ож » п одниметтревогу сразу, б езза ­ держки. Э кспериментпоказал , что иуизменен ­ ной схемыподключения есть недостатки : о ткроемводительскуюдверь — свет в салоне не загорится ( м ожнозажечьего только самому выключателем). Однако лампыбудут гореть приподнятомкапоте или крышкебагажника . Н асколькосерь ­ е зен этот минус , судите сами. М ыжесвоимтестом намеревались проверить , работает ли схема так, как былозадумано . А переделывать коммутациюсвоего «стор ожа » или нет, решать владельцу. На наш взгляд, достоинства новой схемы перекрывают недостатки: «сторож» б удет бдительнее. Д аже неопытный води ­ тель сумеет вставить ключвзамокзажи ­ гания втемноте , а если вы чините машинуднеми капот долгооткрыт , то, чтобы лампа не горелазря , м ожно снять клеммусаккумулятора или повернуть ключзажи ­ гания вположение , п рикоторомэлектро ­ о борудованиеобесточено . Кстати, о хран ­ ные системы, к оторые устанавливают в мастерских, иной раз грешат темиже недостатками. Если вы надумали модернизировать « с торож » , з аодно стоит дополнитьегосветодиодом , к оторый будет сигнализи ­ ровать одежурномрежиме . В озможно , о гонекподстекломотпугнет грабителя, а вам подскажет , что прежде , чем отпра ­ виться в путь, н ужноотключить сигнализацию. С ветодиодразмещают на панели при ­ б оров или подветровымстеклом . П о ­ д ойдетлюбойкрасного цвета. Как вклю ­ чить еговэлектрическую цепь автостор ожа , п оказано на рис. б. Если в паспорте диода указан номинальный ток 10 мА , то припаяйте резистор 1,4 кОм ( м ощность не менее 0,25 Вт). Если номинальный ток другой величины, с опротивлениеможно рассчитать позаконуОма . Тестирование показало : д иод зажигается ужепринапря ­ ж ениивцепи 8—9 В, что вполне прием ­ л емо , п оскольку при такоммалом напряж ении не на всех машинах срабатывают звуковые сигналы. Усовершенствованный автосторож над ежно работает ужеоколо года. О тдел испытанийТЕСТ26 ЗА РУЛЕМ 10/93