35
36
но «мягких» штрафов за превышение скорости (до 56 литов или 9 месяцев лишения «прав») выделяются наказания для любителей поездок в подпитии — от 161 лита или двух лет лишения «прав» до 322 литов или трех — пяти лет при повторном задержании. Если же вторично попадется любитель Бахуса, да еще и без «прав», то ему придется расстаться с четырьмя сотнями. Отказ остановиться по требованию полицейского или побег с места ДТП также карается по максимуму. Пешеход в августе мог выложить 87 литов, если по его вине на дороге случалось происшествие. Так обстоят дела с размерами штрафов. Но меня, естественно, интересовало и другое — поборы полицейских, о которых услышал в разговорах с водителями. Руководство дорожной полиции на это смотрит трезво, считая, что нет дыма без огня, и старается реагировать на такие неприятные сигналы. Но в то же время они согласны «вешать» на себя лишь свою вину, так как проверками были уличены в лихоимстве также другие службы полиции, «работающие» под маркой дорожной. Поэтому она имеет теперь на своих автомобилях отличающуюся от всех других полицейских служб эмблему, а в крупных городах — специальные номерные знаки красного цвета. После введения их в Вильнюсе количество жалоб на поборы сотрудниками дорожной полиции уменьшилось в восемь раз. -• у еаиа1 •к каунасцам с просьбой высказывать свои критические замечания и свои пожелания. В других городах Литвы (даже в Вильнюсе) дорожная полиция утратила свои позиции в газетах, на радио, но только не в Каунасе. Здесь в ряде печатных изданий непременны материалы по БД и, что очень важно, информация о том, как реагирует полиция на критику водителей и пешеходов, на их предложения. Это, бесспорно, поднимает ее авторитет. К сожалению, в последние годы зачахли многие детские школы по безопасности движения и автодромы в государствах бывшего Союза, а здесь продолжает успешно работать такая школа, да еще обустроенная с большой выдумкой и профессионализмом, и ребенку просто невозм ожно уйти отсюда, не освоив дорожной азбуки. Здесь с удовольствием отмечаешь про себя, как приживаются многие новшества, почерпнутые из западной практики. Как ив Германии, на светофорах зеленый стал загораться сразу после красного — н апо ­ ловину сократилась аварийность на перекрестках. Появились, как в Дании и некоторых других странах, «бугорки» — гасители скорости на проезжей части вблизи школ — уменьшился детский травматизм. Всем водителям предложено в первую декаду сентября ездить с зажженными фарами, как в Швеции и Финляндии. Это помогает детям ощутить город, улицу после летних каникул и водителям словно Руководитель службы дорожной полиции Литовской Республики старший комиссар Рамутис Опека (слева) и комиссар дорожной полиции Люциюс Суславичюс. Кстати, Л. Суславичюс — постоянный автор журнала «За рулем», известный в Литве и за ее пределами автомобильный журналист. Недавно в России вышла его книга «Этот многоликий автомобиль».АВТОЗАРУБЕЖЬЕего жители так же почитают своего начальника ГАИ. Но оставим каунасские улицы и вернемся к проблемам БД в масштабах Литвы. На сегодня это создание государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. Ее концепция разработана дорожной полицией, согласована с министерствами сообщения, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения, юстиции, строительства и урбанизации и передана на рассмотрение Правительства. Система эта строится на принципах, прошедших проверку в крупнейших автомобильных странах Запада, где безопасность движения — одно из направлений' государственной политики, постоянный объект внимания правительств, парламентов, средств массовой информации. Пока, разумеется, на все не хватает средств. Но то, что делается, делается по лучшим образцам. С кажем , государственные регистрационные знаки для транспортных средств Литвы делают по немецкой технологии в соответствии со стандартами Европейского Сообщества — на светоотражающей пленке. Или другой факт. Розыск украденного транспорта, профилактика краж. Сейчас идет создание компьютерных сетей, свя-SScSHПолицейские — частые гости в каунасской школе безопасности движения. Занятия проводит инспектор дорожной полиции Ричардас Якубченис. Естественно, руководство дорожной полиции понимает, что только этим доверия и уважения не заслужишь. В Каунасе, одном из самых «автомобильных» городов Литовской Республики, я с большим интересом для себя обнаружил, что на пути к доверию могут хорошо срабатывать, казалось бы, старые, из арсеналов бывшей республиканской ГАИ, методы, но очищенные от формализма и кампанейщины. Исходной здесь является простая мысль — полиция вне общества, без связи с людьми эффективно работать не сможет. А потому надо сделать так, чтобы не остывала «горячая линия» контактов с населением. Это и регулярные встречи жителей с сотрудниками дорожной полиции, обращения ее через средства массовой информации бы напоминает: «Береги будущее нации!» И еще одно: в Каунасе появляются велодорожки — признак дорожной культуры, атрибут западных городов. Конечно, расхваливать сегодня правоохранительные структуры вроде бы занятие неблагодарное. Но скажите: разве не показатель доверия к дорожной полиции то, что в Каунасе сохранился институт бывших народных дружинников (они работают на улицах, в школах), а комиссар местной дорожной полиции Гедеминас Жемайтис общественным опросом назван среди десяти наиболее популярных граждан города! Не сочтите, что я идеализирую ситуацию с безопасностью движения в Литве — своих бед там хватает — но, честное слово, был бы рад узнать, что в каком-нибудь городе России зывающих ЭВМ регистрационных подразделений (в Литве все они компьютеризованы и связаны между собой) с компьютерами розыскных подразделений, а в перспективе — и с компьютерами пограничной службы и таможни. Это позволит сверять данные ввозимого, вывозимого и регистрируемого транспорта с банками данных по угонам и поставить заслон для провоза через границу похищенных машин. Хотя система пока действует лишь частично, положительные результаты уже налицо.Вильнюс — Каунас Н. ЩЕРБАКОВ Фото Р. Кайриса и В. Тарашкявичюса ЗА РУЛЕМ 10/93 35 III. Какое транспортное средство выезжает; на перекресток с нарушением Правил? 7 — грузовик 8 — автобус 9 — легковой автомобиль 10 — никакоеIV. М ожно ли буксировать мотоцикл на этом участке дороги? 11 — да 12 — нетЭКЗАМЕН НА ПОМУ° — Р . 53V. Кто должен уступить дорогу? 13 — водитель автомобиля 14 — водитель трамваяVI. Кто остановился без нарушения Правил? 15 — автобус 16 — л егковой автомобиль 17 — г рузовикЗА РУЛЕМ 10/93