ТЕХНИКАНА РАВНЫХ со заоровымпД о сих пор зарубежные автомобили интересовали нас только с позиций нормальных, физически полноценных водителей. Однако ив нашей стране и за границей за рулем сидит немало инвалидов. Там существуют специализированные фирмы, которые оснащают серийные машины дополнительными устройствами с учетом индивидуальных особенностей заболевания и физических возможностей водителя. Однако производители автомобилей сами немало делают для того, чтобы их машинами могли пользоваться инвалиды различных категорий. В качестве примерарассмотримспе ­ циальные дополнительные устройства, разработанные немецкими фирмами «Фольксваген» и «Ауди». Эти устройства выпускаются серийно, и ассортимент их весьма широк . Покупатель просто выбирает вариант в зависимости от характера своей инвалидности, и его устанавливают прямо на заводе. П рименениетакогообо ­ рудования согласовано сСоюзом техничес кого надзора на транспорте (аналог нашей ГАИ), экспертизу которого они про ­ ш ли ; дополнительных разрешений для их установки и эксплуатации не требуется. И ными словами, нет никаких ограничений для монтажа этих устройств на серийных моделях легковых автомобилей . Кстати, устанавливать их можнои на старые маши ­ ны на СТО. А теперь посмотрим на неко ­ торые. Система ручного управления сцеплением, тормозом и педалью акселератора (рис. 1) позволяет инвалиду действовать всеми тремя педалями одной правой ру ­ к ой . Педаль акселератора приводится вращ ениемрукоятки , а выключают сцепление, отжав ее вниз. Специальные пружи ­ ны-компенсаторы позволяют уменьшить требуемое усилие рукииодновременно фиксировать рукоятку в нужном пол ожении . Благодаря этому можноодно ­ в ременно правой рукой включить ( п е ­ р еключить ) передачу при помощи штатног о рычага управления коробкой . Затем специальную рукоятку снова перемещаютв верхнее положение и, о дновременнопо ­ ворачивая ее, д ают газ, чтобы тронуться, а при торможении переводят вперед. Небольшая дополнительная рукоятка дает возможность зафиксировать педаль на торможении или освободить тормоз , что позволяет при троганье на подъемобхо ­ диться без ручноготормоза . Все обычные педали сохранены. Устройство можно слож итьмеждупереднимисиденьями , если машиной управляет здоровый человек. Д ля водителей с пораженной левой ногой предназначена система ручного управления сцеплением (рис. 2). Оттягивая ры ­ чаг правой рукой , водитель выключает сцепление. Передача включается как обычно , а затем водитель правой рукой включает сцепление. П ружины - к омпенса ­ т орыивэтом случае облегчают работу. Рукоятка сцепления соединена с управлен иемакселератором , что позволяет удер ­ жать автомобиль при троганье на подъ ­ е ме , п оскольку правая рука , занятая этой рукояткой , не может отпустить ручной тормоз. Инвалидам с пораженной правой ногой предлагаютнесколько вариантов педали газа, размещаемой слева. Ее можносмон -Рис. 1. Система ручного управления педалями сцепления, тормоза и акселератора. Рис. 2. Ручной привод педали сцепления.Рис. 3. Кнопка для освобождения стояночного тормоза ногой. Рис. 4. Сиденье для водителя, передвигающегося в коляске.24ЗА РУЛЕМ 10/93