40
41
Все больше у нас появляется людей, которые не во сне, а наяву строят планы о покупке, пусть не нового, подержанного, но автомобиля «оттуда». Нередко сегодня это выгоднее, чем приобретение родных «лад», «москвичей», ИЖей. Само собой, такие планы порождают нема-ло проблем и вопросов, и не в последнюю очередь, как оформить покупку в таможне, в ГАИ. По этому поводу расхожи всякого рода «невыдуманные истории», а то и просто слухи. Ну, а что же на самом деле! Об этом заметки автомобилиста Бориса ИВАНОВА.билях иностранного или отечественного производства, есть только один адрес: 4-й проездМарьиной Рощи, д ом 12, М о ­ сковская региональная таможняи находящийся по томуже адресу и на той жетерритории филиал 6-го МРЭО ГАИ. П озволю себе небольшое отступление. Цель моихзаметок — дать понять тем , кто привез автомобиль из-за рубежа , возвращаясь из турпоездки или команди ­ р овки , к ому привезли оттуда машину по заказу, т ем , кто, как и я, решил купить ещеникоимобразом не оформленнуюиномарку , что этого адреса не миновать. А еще — не слушайте всяких баек по этому поводу : не так страшен черт, как его малюют. Не скрою , первый мойприезд по этому адресу заставил содрогнуться , и вовсе не от холода. Было это ещев апреле, и вместе смосквичами здесь оформляли автомобили жители Московской области, а таможенных «залов» было меньше , чем теперь. Соответственно, суеты вокруг таможни было еще больше. Я потолкался у всех домиков - в агончиков , куда об ­ ращается каждыйоформляющийпокупку . Первое, что пришлов голову: 1985 год . Разгар антиалкогольной кампании . О че ­ редь в винный магазин . Но только сплошь из автомобилистов. Тронуло, но не уди ­ вило, что суровой государственной рукой здесь уравнены в правах все. Все терпят отсутствие туалета на территории , все ставят машины на, м ягкоговоря , н еров ­ н ую площадку и все одинаковоперено ­ сят выпадающую на их долюнепогоду , п отому что укрыться можно лишь в своей машине — никаких там навесов, с камеекимусорных баков нет ивпомине . Слов ом , полная уравниловка. Нечасто увиПризнаться, не ожидал , что мне — человеку без загранпаспорта, придется когда-нибудь иметь дело с там ожней , да и считал всегда, что находится это учреждениевнепосред ­ ственной близости от государственной границы. Но приехал из служебной командировкивГерманию брат на куп ­ ленных там «бэушных» «Жигулях» и засобирался вдругуюдолгосрочнуюкоман ­ д ировку . А втомобиль ему стал не нужен . В цене столковались быстро — к ак - н и ­ как родственники , и я вступил во владение по доверенности до боли роди ­ м ым ВАЗ-2101, к оторомусуждено остаток жизни провести на родимыхдорогах .Решив упростить процедуруотчужде ­ ния до предела, м ысбратом отправились в нотариальную контору оформлять доверенность, г де нас немного просветили. Оказывается, д о регистрации машиныв ГАИ доверенность выдается лишь на право ... самой регистрации, но никак не владения, в ожденияипрочее . Пользуясь своим опытом , м огу теперь посоветовать: доверенность для постановки на учет брать у нотариуса не менее чем в двух, лучше в трех экземплярах — о дин вы оставите на таможне , второй — в ГАИ при регистрации, ну а третий — предъявите инспектору на дороге , если с вами не будет хозяина машины . Оная доверенность лежала вместе снемецкимидокументами на машину не тронутойдо тех пор , пока втретьем по счету отделении ГАИ , куда я обращался, д обрыйинспектор не объяснил, что «сюда» м неи рановато, и вообще надо «не сюда». Выяснилось, что для всех москов ­ ских жителей , к оторыесобираются ездить на импортированных в Россию автомо 40 ЗА РУЛЕМ 10/93дишь генерала-артиллериста, который едва ли не подобострастно пытается при ­ влечь к себе внимание капитана ГАИ : «Това-арищ капитан, ну можно вопросик?» или священника впраздничном одеянии стревожнымвзглядомиприсущей , казалось бы , всем находящимся здесь нер ­ возной обеспокоенностью. П осмотрев на все это, сразу захотел уехать и больше тут не появляться. Так и сделал. Но когдачерез полтора месяца сумма штрафов выражалась уже пятиз начнойцифрой , а инспектора, останавл ивающиемои «Жигули» с берлинскимномером , стали снисходить дажедоугово ­ ров ( м ол , и мей совесть), я наконец ре ­ шился. Приехав на таможню во второй раз, обстоятельно изучил все домики - в агон ­ чики на территориии перечитал не очень внятный перечень того , что надо делать при оформлении , а также список необхо ­ д имыхдокументов для таможни , в число которых входили загранпаспорт (или справка, п одтверждающая пребывание за границей ) ; о бщегражданский паспорт ( н е ­ с уществующего СССР); переведенный на русский язык договор купли-продажи (купчая) или справка-счет для достаточно обеспеченных, п окупающих машину здесь, в автосалонах, и наконец справка (вот оно , р одное ! ) о снятии машиныс учета в стране выезда. Ну, что нам, о пытным «солдатам бум ажной войны», одна-две справки — сдел аем ! С ледующий день был потрачен на то , чтобы чиновник из посольства Германии наклеил в техпаспорт бумажку , ляпнул штемпелеки расписался, после чего отстриг ножницамиуголок техпаспорта ипроизнес единственное за время нашего общениясним слово «о'кей». Благо, все это ничего не стоило вденежном выраж ении , и теперь «исходящие» д окументыуменя были готовы. Наконец состоялось! Запасшись терпе ­ н ием , чаем, б утербродамии анальгином, встаем ссыномв четыре утра ик пяти причаливаем кворотамМосковскойре ­ гиональной таможни . Нас встречает хвост из восьми машин, но в списке, п рижа ­ том «дворником» к ветровому стеклу первой , свободные графы начинаются с «двадцати». Быть по сему. З аодноберемнебольшое интервью у теплой компаниивпервой машине, р азмеренноис чувств омподогревающейсяконьячком . «Я пер ­ вый, я»,— заявляет молодой человек весьма располагающей кобщениюнаружно ­ сти и отставляет пластмассовый стаканчик, чтобы прокомментировать свое заявл ение : «А выехал из дому когда? Как программапо телевизору кончилась, так сразу и поехал. Я сюдаужев третий раз наведываюсь, так что знаю все». Еще довольнодолгои обстоятельно «стаканчик» рассказывал нам отом утомительн ом , что ждет за воротами , но у нас хватило духа не уехать отсюда еще раз. О коло десяти утра заветные ворота распахнулись, и вереница импортныхи отечественных иномароксномерамии без них потянулась во двортаможни , т оропли ­ во там размещаясь. У треннюю зевоту по ­ м огло развеять (а заоднои поднять всем настроение) типичное для МРТ происшест ­ вие: р оскошный , цвета зеленого «металлика» красавец БМВ-850, з аезжая на площ адку , основательно «сел» на прилично выступающую из асфальта бетонную трубу водостока . Стараниями общества красавец был снят с трубы почти без поврежде ­ н ий . Кстати, п о ее виду было ясно, что «знакомился» с трубойдалеко не один «иностранец», а высота ее такова, что без повреждений здесь прошелбы разве что УАЗ. Д овольноаккуратно очередь переме ­ стилась к вагончику № 1 за получениемтаможенных деклараций, к оторое следовало после проверкимосковскойпропи ­ ски идругихдокументов . Ныне в правилах оформления отсутствуют техосмотр таможенными инспекторами и проверка номеров на кузовах и шасси. Все это несколько позже проверит при регистрации инспектор ГАИ, и вы можетеобеспе ­ чить себе изрядную волокиту, если неправильно проставите номеравдекларации . Существует два пути ее заполнения: у кого есть опыт, как правило, делают это сами, а не имеющиетакового , идут в вагончик № 3, где быстроиспоро на принтерах в декларации вносят учетные данные. Услуга далеко не бесплатная. На тот день это составляло около трех тысяч. Хотя злые языкиутверждают , что цена здесь поднимается быстрее, ч ем курс дол ­ лара на бирже . Д а , чуть не забыл: автор услуг — «Ространс». Кстати, то жепроис ­ ходит при оформлениидокументов для ГАИ , но это стоит чуть ли не втрое дороже . М ырешили пойти путемлегкимиод ­ новременно дорогим, и в том же третьем вагончике сделали переводкупчей еще до начала работы главного, « т аможенного » , вагончика № 1. Начавшие с половины десятогоприемтаможенники работали довольно споро , были они достаточно доброжелательны и терпеливы, и к одиннадцати часам мы , двадцатые, у жедержали на руках заветные декларации . Не раздумывая долго , отправились знакомымпутемв «Ространс», где все было мгновеннозапол ­ нено. Теперь началось томительноеожида ­ ние пропускав заветную зону — непосредственно в залы таможенного оформления , охраняемые молодцамивформеисдубинками . В тот день работало три зала, хотя как-то не поворачи ­ вается язык назвать этим внушительным словом скудно оборудованное помещение бывших товарных складов Московскойже ­ лезной дороги . Пока инспектор завершает оформление , проверяет все бумажки , к о За воротами Московской региональной таможни.РЫНОКт орые вы прижимаетекгруди как самое дорогоев вашей жизни , вы идете в кассу платить ну просто фантастическую (после грабежав «Ространсе») с умму — целых сто двадцать рублей ! После этогообратнок инспектору, где вам вручают «Удостоверение на ввозимоев Российскую Феде ­ р ацию автомототранспортное средство». Выглядит оно чуть хуже , чем почтовое уведомление , но для вас имеет ценность выигрышноголотерейного билета. Вот здесь ябыпорекомендовал всем ликующим по случаю завершения процес ­ са остановиться и еще раз спокойнопро ­ верить соответствие номеров двигателя, к узоваи шасси на вашей бумажке - у до ­ стоверении и на машине. Все соответствует? П рекрасно , м ожно переходить кследующему этапу, как перешли имык вагончику № 4 — филиалу 6-го МРЭО ГАИ. Б удем ставить свою «ноль первую» на учет — получать номераи техпаспорт. Приближаясь к этому, еще недавно казавшемуся такимдалеким обиталищу ГАИ , нас весьма удивила царящая здесь суета итолкотня . Выяснилось, что в толпе немало вчерашних неудачников — тех, к то не успел получить техпаспорт вчера, либо из-за неточностей в бумагах, либо в связи сокончаниемрабочего дня удевушки , о формляющейдокументыи выдающей номерныезнаки . Ну что же , не будем туж ить . Заняв очередь , м ожно доехать дорасположенной неподалеку сберкассы и уплатить дорожный налог и сбор за постановку на учет (две тысячи четыреста двадцать три рубля). Д ляэкономиивремени стоит разделиться: пока один платит, д ру ­ гой успевает оформить учетные карточкии заявление. Хотя яужеупоминал , что эту услугу оказывает опять-таки очень быстро все тот же местный монополист «Ространс» с его принтерами игонора ­ рами. Теперь, к огда все заполненои оплачено, главная задача — не пропустить вышедшего для техосмотра инспектора ГАИ , а придерживаяего за локоть, д о ­ вольно навязчиво увлечь к стоящей с отк рытымкапотом вашей любимице . К ажет ­ ся, получилось: и нспектор , о смотрев машину, забирает у вас бланк заявления, чтобы удостоверить внем результаты уви ­ д енного и, пропустив через компьютеринформацию , отдать вам заявление с его подписью. Еще минут двадцать ждемэтоготор ­ ж ественного акта и еще раз проверяем соответствие номеров — теперь ужев учетных карточках иврезолюции инспектора на бланке заявления. Только сейчас, в идимо , предвидя ско ­ рое окончание процедуры , с оображаем , что нас что-то отвлекает: ах, это запахи, к оторые исходят из расположеннойпо соседству втакомже вагончике забегаловки « Д иоген » . Пахнет пирогамиикофе . Совсем неплохая конкуренция для наших бутербродов ! Но — не отвлекаться! Впер еди финишный бросок . Отстаиваем в последний раз очередь кокошкув вагончике ГАИ и, к онечно , к лянем себя, что не заняли ее заранее. Д а , неплохо подстелить соломку , к огда знаешь где упадешь. Но вот сдав все документывокошко , п ровожу последние сорок минут ожиданияномерови техпаспорта в раздумьях: ну где же взять столько соломы?.. А вот и показалась вдверномпроеме вагончика девушка с регистрационной кни ­ г ойидаже произнесла тихонечкофами ­ лии. О дуревшие от счастья и усталости, м ы пытаемся тут же прилепить новенькие номерак машине, неизвестно куда теперь торопясь. Правда, возвращаясь кавтомобилю , успевшему накалиться под летнимсолн ­ ц ем , попадаем под холодный душ — пара свежих вмятин на крыльях ибампере ( у ж не следы ли это рулежки той « п одо ­ гретой» с утра компании?). И поэтому хочется, забыв обутербродах , о бо всем на свете, усесться за руль и — д омой , отсыпаться. Ведь впереди еще так много непройденных километров . П ожелаемже ровных российских дороги себе, и вам, моллеги-киммигранты». В концеконцов , не произошлоровнымсчетом ничего страшного, что путь наш по этим дорогам начался сМосковской региональной там ожни — 4-й проездМарьиной Рощи, 12. Не так ли?.. Фото автора НАШ ПОСТСКРИПТУМ 1. Летом ситуация на Московской таможне ухудшилась. Увеличился приток автомобилей «оттуда», и страждущим приходится каждый день с утра пораньше мчаться на таможню, чтобы отмечаться в длиннющих списках. Это длится, как правило, 7—8 дней. 2. Упоминавшийся «монополист» «Ространс» — это большой таможенно-экспедиционный комплекс, предоставляющий широкий набор услуг, в том числе ремонт автои бытовой техники. Именно у него арендуют помещение таможня и 6-е МРЭО ГАИ. 3. В случае, если привезенный из-за рубежа автомобиль будет продан владельцем (на языке юристов это называется «отчуждение») раньше, чем через два года после пересечения границы, придется снова обращаться на таможню, но на этот раз оформление будет стоить не 120 рублей, а намного дорож е : 0,1 ЭКЮ (1 ЭКЮ — примерно 2 немецкие марки) за каждый кубический сантиметр двигателя автомобиля (оплата в СКВ или в рублях по курсу). Такая сумма взимается с легковых, грузо-пассажирских (вместимостью до 10 посадочных мест) и гоночных машин. Прочие облагаются пошлиной в размере 15 % стоимости покупки. Исключение для отечественных автомобилей — они отчуждаются беспошлинно.ЗА РУЛЕМ 10/93 41