НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ!НАШ ПРАКТИКУМQКУРИЛКА КЛУБАЩИНФОРМАЦИЯЩт оре вследствие коррозии , для которой здесь создаются очень благоприятные условия — высокая температураи вода, летящая из - п од колес. О пытпримене ­ ния автолюбителями обычных стальных болтови таких же гаек вместо латунных показал , что черезгод - д ругой (в за-РЕГУЛИРУЕМ ГЛАВНУЮ ПЕРЕДАЧУПродолжаем разговор о ремонте редуктора заднеприводных «жигулей» и «москвичей», начатый в предыдущем ном ере журнала. Там речь шла о диагностике и разборке узла. Сегодня инженер А. СМИРНОВ расскажет о самых трудных операциях — сборке и регулировке. Напоминаем, что указанные работы сможет выполнить только квалифицированный слесарь. В зависимости от того , к акие детали заменены , в озможны четыре варианта проведения сборочных работ. Вариант первый : комплект шестерен и подшипники признаны годнымии не заме ­ нялись. Сначала соберите узел ведущейше ­ стерни ( с м . рис. 1 впредыдущемномережурнала ) . В редуктор автомобилей « М оск ­ вич» выпуска до 1984 г. сальник 18* пока не устанавливайте. Теперь приступимк зат яжке гайки 21 ведущей шестерни, с озда ­ вая темсамым предварительный натяг подшипников 17 и 24. У редукторов автомобилей ВАЗ гайку затягивайте динамометрическимключоммоментом 12—26 кгс - м (118—255 Н-м), у держиваяведущуюшестерню от прово ­ рачивания специальным ключом (рис. 2) или застопорив ее способом , п риведен ­ ным выше ( п ри описании разборки узла). К огдамомент превысит 10 кгс - м , п ро ­ верьте преднатяг подшипников . Д ля этого измерьте сопротивление проворачиваниюведущей шестерни при помощидинамо ­ м етра (рис. 3) — о нодолжно составлять 4 — 6 кгс - м (0,4—0,6 Н- м ) . Если нет динам ометра , натяг вподшипникахможнопро ­ верить так: от толчка рукой фланец 20 должен повернуться на 2—2,5 оборота , з атем остановиться. О севоголюфтауше ­ стерни быть не должно ( п роверьтеинди ­ к атором ) . З аметим , что такая проверкамоментапод силу толькоопытным специалистам. Тем, к то собирает редукторы не часто, р екомендуем способ, описанный вследующем разделе. Если момент сопротивления провора ­ чиванию шестерни оказался больше 6кгс - с м , а моментзатяжки гайки мень ­ ше 12 кгс - м, то замените распорную втулку 16 новой, иначе не сделаете ре ­ г улировку правильно. После замены втулк иотрегулируйте натяг вподшипниках заново. Н апомним , что самоконтрящуюся гайку 21 можно использовать многократ ­ но ( 7 — 1 0 раз). Теперь о редукторах автомобилей « М осквич » выпуска до 1984 г. Затяните гайку 21 динамометрическимключомсмоментом 14,5—16 кгс - м (142—157 НХХм ) и проверните рукойведущую шес терню на 8—10 оборотов , ч тобыроликиподшипников освободились от смазки . После этого проверьте моментсопротив * Нумерация деталей редуктора дана по рис. 1, опубликованному в № 9.Рис. 3. Вертикальное размещение запасного колеса в «Москвиче-2140». висимости от условий) вывернуть их без повреждения деталей не удается. Мало помогает и защита резьб противокоррозионными смазками, содерж ащимижаростойкий графит. Значит, н ужны болты из нержавеющей стали (или латуни, хотя она и слаба), что недо ­ ступно серийному производству из-за де ­ фицита идороговизны материалов. Чтобы было легче надеть фланец тру ­ бы на шпильки при существующейкон ­ с трукции , достаточно немного отжать дви ­ гатель при помощидомкрата или подхо ­ д ящего рычага. В «Москвиче-2140» запасное колесо занимает много места вбагажнике . П очему зав од не поставил его вертикально укры ла, как в «жигулях»... М ожно ли это сделать своими силами? При вертикальномрасположении запасное колесо опускается ниже уровня пола вбагажнике . Если здесь штампо ­ вать углубление (как в «жигулях»), то выступающая наружу часть не даст воз ­ м ожности крепить заднее ухорессоры . К онечно , м ожно было сделать вырез в полу и закрывать егосъемнымкожу ­ х ом после установки рессоры . О днако завод не пошел на такое усложнениекон ­ с трукции , посчитав, что всерийномпроиз ­ водстве трудно выполнить требуемые разм ерыи обеспечить совпадение десятка крепежных отверстий вкожухеиднище . Свое влияние оказали иэкономисты , не допустившие , чтобы трудоемкость изготовленияавтомобиля увеличилась — д ажев интересах потребителя. Что касается самостоятельной дора ­ б откиднищабагажника , то она, как пока ­ зывает опыт, эффективна и доступна автолюбителям . О дин из вариантов изго ­ товления и установки кожуха (рис. 3) описан вжурнале «За рулем » (1989, № 7, стр. 27).ления проворачиванию ведущей шестерни (способ изложен выше); д опустимая величина — 3—5 кгс - с м или 0,3—0,5 Н- м ( 2 — 3 оборота фланца от толчка рукой ) . Если момент сопротивления меньшенеоб ­ х одимого , то, как правило, ощущается осевой люфт ведущей шестерни , что недо ­ п устимо . В этом случае нужноуменьшить толщину пакета регулировочныхпрокла ­ д ок 30. Практика показывает, что при сборке узла ведущей шестерни из преж ­ них деталей для получения требуемогопредварительного натяга вподшипниках 17 и 24 толщину пакета прокладок 30 нужно уменьшить на 0,03—0,04 мм . Набрать пакет можно из заводских или самодельных прокладок , вырезанных из латунной фольги. После их установки собе ­ р ите узел ведущей шестерни вновь, з а ­ тяните гайку 21 ипроверьтемоментсопро ­ тивления, если необходимо — и змените количество прокладок , с тем чтобы до ­ биться нужного преднатяга. По достиже ­ нии цели частично разберите этот узел, запрессуйте сальник 18, предварительно окунувеговминеральное масло ( л ю ­ б ое ) , и соберите вновь. Окончательно затянув гайку 21 , не забудьте законт ­ рить ее. У редукторов «москвичей», в ыпущен ­ ных с января 1984 г., вместо обыкно ­ венной гайки 21 — самоконтрящаяся, п оэтомураспорную втулку 16 ирегулиро ­ вочные прокладки 30 перестали устанавливать. Теперь, чтобы создать нужный предварительный натяг вподшипниках 17 и 24, затягивайте гайку 21 динамометри ­ ч ескимключомв последовательности, п риведенной для редукторовавтомоби ­ лей ВАЗ. Если при проверкепредвари ­ тельного натяга вподшипникахмомент сопротивления проворачиванию оказался более 5кгс - с м (от легкого толчка рукой фланец 20 делает меньше двух оборотов ) , то ослабьте гайку 21 иударомдеревян ­ н ого или резиновогомолотка по торцу ведущей шестерни со сторонызубчатого венца осадите внутреннее кольцоподшип ­ ника 17. Осадив, д оверните гайку 21 настолько, чтобы момент сопротивления, и змеренныйдинамометром , лежал вука ­ занных выше пределах (или от толчкарукой фланец 20 делал 2—3 оборота ) . П омните , о севого люфта шестерни быть не должно .Рис. 2. Ключ для фланца ведущей шестерни.Марка ВАЗ "Москвич"R135 40R2 45 50R3 25 20ЗА РУЛЕМ 10/9343