РЕКЛАМА БЕЗОПАСНОСТИВ Москве на каждом шагу увидишь, как реклама закрывает дорожныезнакии указатели, мешая водителю правильно разобраться в ситуации. Стоит ли говорить, что любаяошибка на дороге грозит крупными неприятностями. Однако тот, к то свой рекламный щит вешает буквально на знак, в идимо , д умает иначе или, вероятнее всего, в ообще ничего не думает . Д ля него главное — «двигать» свое дело : р екламу увидят, з апомнят — станут клиентами . Следуя этой логи ­ ке, в ыбираютлюдные улицы, г деидвиже ­ ние интенсивнее. На скорости вся информациявоспри ­ нимается по определеннымфизическимзаконам . Человек способен воспринять за 1секунду 5—7 так называемых битов информации ( о дин бит — это, н апример , цифра ограниченияскорости на знаке , сигнал светофора, элемент дорожной разметки , яма на дорогеи т. д.), а чтобы оценить дорожную обстановку, н еобходи ­ м о «переработать» н есколько десятков битов информации . В среднем на приня ­ тие несложногорешенияуходитоколосекунды . Понятно, п очему опасно отвлекаться на посторонние вещи, не связанные непосредственно с управлением. И менно этой драгоценнойсекундыможет не хватить всамый ответственный мо ­ мент. Во времянашего рейда мы убедились, что официальные лица, о твечающие за рекламу в городе, попросту говоря, п люют на это. По какимбыулицам столицы ни проезжал наш автомобиль, почти везде мы встречали рекламу, з акрывающуюзнаки . Это худший вариант, п рямойконфликт : водитель не всостоя ­ нии разглядеть дорожный указатель или знак. Д ругой вариант, к огдарекламныекартинкипоформе , р аскраске очень нап оминаютдорожныезнаки , а часть и вовсе сделана непосредственновкорпусеосвещаемого знака. Естественно, это сби ­ вает водителя столку . Еще одна распространенная ситуация — р екламные щиты располагаются непосредственно за знаками , к оторыесовершеннотеряются на яркомикра ­ сочном фоне. Способствуют этому и разм еры « к артинки » — она, как правило, на порядок превышает габарит знака или до ­ р ожного указателя. Полюбились рекламо ­ дателям путепроводы , п ешеходныемости ­ ки, въезды в тоннели. И теперь вместо необходимойдорожнойинформации (нап ример , о рядности движения ) водитель «переваривает» д ругую , о тнюдь не улуч ­ ш ающуюего безопасность. М осква , да идругие наши города не отличаются обилиемдорожнойинформа ­ ции. Указателей направления движения явно недостаточно. В то жевремяслож ­ ных развязокиперекресткову нас хватает. Попадает на какую - н ибудь площадь водитель и не знает, куда ему ехать дальше — нигде нет указателей, зато реклама на каждом углу. Чтобы не быть голо ­ словным — конкретный пример. Столичная площадь им . Гагарина — к рупныйтранспортныйузел . Здесь сходятся мощ ­ ные городские магистрали — Л енинскийпроспект , п роспект 60-летия ОктябряиРЕПА «ЗА РУЛЕМ»улица Косыгина. За несколько сот метровдо этой развязки , если ехать из Центра поЛенинскомупроспекту , есть предвари ­ тельный указатель направлений, но он не дает конкретнойинформации , а лишь сообщает, что на этой площади есть такие-то улицы. Если ехать дальше, то водитель увидит ответвление дороги направо, но кудаоно ведет, он определить не в состоянии, так как вместоуказате ­ лей видит громадный желто-голубой рекламный щит — «Банк Глория». Есть разновидность дорожных рекламных щитов , на которых написано столько, что чтение ивобычной обстановке, стоя рядом на тротуаре, занимает чуть ли не минуту . К акой смысл в таких простран ­ ных посланиях, т ем более адресуемых водителю , н епонятно : н едолго въехать в столб или дерево или еще натворить что-нибудь похуже . Насмотревшись во времярейда на « р екламныйпроизвол » , м ырезонно задались вопросом : следит кто - н ибудь за раз ­ мещением рекламы или нет? Первая мысль — к онечноже обратиться вГАИ . В дорожнойинспекции ГУ ГАИ МВДРФ нам рассказали очень любопытныевещи . Оказывается, в прошломгодубылосозда ­ но муниципальноепредприятие «Рекламасервис». О но дает разрешение на устан овкурекламного щита или транспаранта. К роменего , есть комиссия по коммер ­ ческой рекламе и оформлению города, к уда входят главный художникМосквы , начальник объединенияадминистративно технических инспекций , а такжепрочие начальники и главные специалисты раз ­ личных московскихконтор . С ловом , за художественным уровнем рекламы, и еще больше за ее оплатой, следят довольнострого , а вот где и как она установлена сточкизрения безопасности дорожногодвижения , п охоже , эту комиссию не волнует. Согласно постановлению Правительства Москвы «О состоянии наружной рекламывМоскве » , м есто установки рекламы предварительно согласовывается со столичной ГАИ. Однако, похоже, этой работе уделяется явно недостаточное внимание. Более того , у помянутое постановление находится в прямом противоречии с ГОСТ 23457—86 «Технические средства организациидорожногодвижения . Правила применения » , г девпункте 1.2 четко сказано, что на дороге не допускается установка плакатов, транспарантов, афиш и т. д. П ока , н асколько нам известно, этот стандарт никто не отменял. Ситуация сразмещениемрекламы , к сожалению , не единственная, р азвиваю ­ щаяся стихийно. О днако « р екламное наступление» на дорогу вполне еще можно обуздать и решить все вопросыбезущемления интересов города , р екламода ­ телей и, к онечноже , с учетомбезопас ­ ности водителей. Д ляэтогонужнонемно ­ г о : чуть больше ответственности город ­ с ких властей кразмещениюрекламы . П окаже она находится в наступлении на безопасность движения . Ф. И ЛЮХИНФото В. Крючкова Редакция благодарит за оказанное содействие в проведении рейда сотрудников дорожной инспекции ГУ ГАИ МВД России.Реклама, как известно, двигатель торговли. С этим вроде бы никто не спорит, но, если все в меру. Сегодня реклама не только заполнила прессу, радио, телевидение, но и улицы городов. Причем ей уже тесно в витринах магазинов, на стенах домов, она активно вторгается на дороги. Теперь перед глазами мельтешат пестрые, пронзительные по цвету картинки. Они — на обочинах, мачтах освещения, на растяжках между домами. И все бы ничего, если бы всевозможные рекламные щиты и вывески не вступали в прямое противоречие с безопасностью дорожного движения.На что чаще всего водитель обращает внимание? Естественно, на важнейшие для себя источники информации — з накиисветофоры . Слава Богу, с ветофорыпокаеще не трогают , а рядом со знакомрекламку — пожалуйста, за милую душу. 32 ЗА РУЛЕМ 10/93