СОДЕРЖАНИЕПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ Затянувшаяся партия 2 ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ От «Мерседеса» до «Урала» 4 ТЕХНИКА Прицепы на любой вкус 7 На равных со здоровыми 24 На маршрут выходит «Скания»__ 25 Класс «микро» 27 ИВЕКО до конца века 30 КОЛЕСО 8 РЫНОК 10 Почем запчасти? Не так страшен черт... _ 40 Победители Лотереи-93 12 СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА _ 13,14 ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ Пока терплю 16 БЫЛОЕ Жаркие пески Каракумов 18 ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ Коммутаторы из Тирасполя 21 ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА Какой он, «каблучок»? _ ТЕСТ Автосторож стал бдительнее Почем километр1_ ПИСЬМА РЕЙД «ЗА РУЛЕМ» Реклама против безопасности .31 .22Автомобили, как и люди, имеют свою судьбу. А она не всегда бывает справедлива. У хорошей машины «Ока» судьба не заладилась даже не с рождения — с зачатия. С тех пор прошел добрый десяток лет...ЗАТЯНУВШАЯСЯЕще в начале 80-х на Серпуховскоммотозаводе ( С МЗ ) стали подумывать о зам енемотоколяскиСЗД более современ ­ ной моделью . М отоколяска , к оторую начали делать в 1970 году, вызывала немало нареканий у инвалидов. О пытныйобразец новой машиныродилсядоволь ­ но быстро. Не мудрствуя лукаво, ей при ­ своили ближайшеегеографическое ( р еч ­ ное) наименование — «Ока». Так былсде ­ лан ход е2 — е 4в этой партии. А ее разви ­ тие ипродолжительность тогда вряд ли кто-нибудь предвидел... Вначале убедились, что в Серпухове нет производственных мощностей для вы ­ пуска новой «инвалидки». Приступили кре ­ к онструкции завода. А чтобы быстрее до ­ вести саму машину, тогдашний министр автомобильной промышленностиприка ­ зал заняться этим делом ВАЗу. М и ­ н истромбылВиктор Николаевич Поляков — первый директор ВАЗа, и его уверенность втворческом потенциале родного завода вполне объяснима. Так «Проект «Ока» попал на берега Волги. П охоже , э то был счастливый поворотв судьбе — т онко разыгранная «защита Николаевича». В Тольятти получили задание дорабо ­ тать инвалидный микролитражныйавтомо ­ биль, предназначенный для производства на СМЗ . Известно: ч ем переделывать — л учше делать наново. Причина не в авторс комсамолюбии (правда, и безнего не обошлось ) . М ашинадля инвалида должна обладать специфическимичертами , но впервооснове это все же автомобиль. Ваз овцы сработали профессионально : к ак говорят в таких случаях, результат превзошел ожидания. За какие же достоинства «Ока» заслуж ила этот комплимент? П режде всего — за компоновку . В крохотноймашине четверо могут ехать сдостаточнымкомфор ­ т ом . Грузить в нее и везти такуюгро ­ м оздкую вещь, к ак , с кажем , телевизор, у добнееипроще , ч емв ВАЗ-2109. Трехд верныйкузов весьма жесткий — е му несвойственно растрескивание стоек, известны случаи, к огдадаже после переворота на крышупри аварии не деформирова ­ лись дверные проемы . Развесовка по осям, с оотношение массы автомобиля имощно ­ сти его двигателя обеспечили «Оке», б у ­ к ашке на крохотных колесиках, достаточно хорошуюпроходимость . Нетерпение было велико, и первые публикации в газетах появились задолго до принятия окончательных решенийопроизводстве . Кто-то из коллег, услышав краем уха, что « О ку » проектировали молодые специалисты, назвал ее моло ­ д ежнымавтомобилем , намекая на относи ­ тельно небольшую цену. Теперь выяснилось, что мозговой центр отрасли, о пределявший , с колькои каких автомобилей следует делать, не баловал вниманием целый класс машин — о собо малый. Оказалось, и на них есть спрос, да пребольшой . К рометого , стала очевидна задержкасреконструкциейСМЗ . И наконец подоспело партийно-правительствен-Три «Оки» с трех заводов..26 .5232 АВТОЗАРУБЕЖЬЕ Комиссар Жемайтис попал в десятку 34 ЭКЗАМЕН НА ДОМУ 36,53 КРИМИНАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ История одного задержания 37 ПРАВОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Из рук в руки 38 КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Прошу объяснить Регулируем главную передачу «Лена» охлаждает .42 .43 44ное постановление ( к отороепо счету?) о производстве товаров народногопо ­ требления: безотносительно к профилю предприятия зарплата егоработников ставилась впрямую зависимость от выпуска «ширпотреба». Перечисленные факторы послужили основанием для сильного хода конем — появления летом 1986 года в недрах Минавтопромановогодокумента . Согласно емумикролитражкудолжны были выпускать одновременно на трех предприя ­ тиях — ВАЗе, К амАЗеиСеАЗе . Так в « г россмейстерской » партии было разыгра ­ но старосоветское начало. Причем двум первым заводам предписывалось освоить производство за счет внутренних резервов . В Тольятти наметили делать машиныкомплектации «люкс», в Челнах — «стандарт» и вСерпухове — специальные для инвалидов. Внутриотраслевая кооперация ориентировала вазовцев на производство двигателя икоробкипе ­ р едач , к амазовцев — на кузовиде ­ тали ходовой части, серпуховчанам надлеж ало оборудовать уже готовые машиныручнымуправлением . Количественно эта программа была « г рандиозной » : 20 000 + + 20 000 + 1 0 000 автомобилей вгод соответственно. Минавтопром осторожничал: внутренние резервы , нет точнойоценкиспро ­ са, б юджет отрасли на пределе . Д ейст ­ вительно, в оценке спроса единства не бы ­ л о ; н екоторые замахивались аж на 900 тысяч машин вгод . Обосновывали тем , что во всех странах автомобилизация начиналась именно с маленькой, упрощенной, дешевой идоступноймодели . Но если уж ссылаться на « з арубеж » , то микролитраж ­ ка там сегодня — машина не только для бедных, п оскольку чаще она — вторая всемье . О днакопомимо достоинств... У таких конструкций , к ак правило, м еньший ресурс. И выработается онтемскорее , ч ем ббльшая нагрузка падет на авт омобиль . А если он единственный вСОВЕТЫ БЫВАЛЫХ_ _45,46 ,45,46 СВОИМИ СИЛАМИ_ Чем оснастить мастерскую 47 КБ ЧИТАТЕЛЕЙ Из коллекции журнала «За рулем» 49 ИЩЕМ НЕИСПРАВНОСТЬ _ 50 54ЗА РУЛЕМ 10/93 ПАРТИЯО рганизационно он акционерноеобщест ­ во, самостоятельная единица «большого» А О « К амАЗ » и работает на договорных отношениях с остальными его заводами. Территориально он размещенвкорпусеавтосборочного завода. Д ляобщейпро ­ г раммы « О ки » изготовляет узлы шасси: а мортизаторы , стойки, рулевой механизм , рычаг задней подвески, т ормоза . Д ругие заводы выпускают пластмассовые детали — передний и задний бамперы , р е ­ ш етку радиатора, панель приборов . П ер ­ воначальный план на этот год — 7 тысяч машин, но в связи спожаром есть намер ение сделать побольше, хотя бы тысяч десять. Вернемся в Серпухов, на родныебере ­ га «Оки». В новомкорпусеужедвижут ­ ся поконвейеру кузова, сваренные иок ­ рашенные в Тольятти. Здесь, на СеАЗе их комплектуюти планируют до конца года собрать 4 тысячи машин ; еще 2 тысячи по ­ ступят сюдаготовыми . На Оке волжская продукция получит спецоборудование для инвалидов. ( О б этих усилиях серпухов чан вы прочтете водном из ближай ­ ших номеров журнала.) Кстати, п омимо деталей ручного управления, здесь штам ­ п уют 45 мелких кузовных деталей для общей программы «Оки». В 1986 году, к огда вышел приказо тройственном союзе вокруг одной микро ­ л итражки , бывший Серпуховскиймотоза ­ вод вошел в состав «АвтоВАЗа» и из СМЗ превратился вСеАЗ . Но и это партнерство не помогло ускорить реконструк ­ ц ию предприятия. Сопротивлялись преж ­ ние власти, не хватало строительных мощностей , остаточным было финансирование. Ситуация стала меняться по меретого , как в Тольятти крепла идея пере ­ дать производство ВАЗ-1111 в Серпухов полностью — так сказать, выиграть качество. С уществующийпроект предполагает выпускать 30 тысяч машинвгодспер ­ спективой быстрого развития до 50 тысяч. К онвейер для сборки «Оки» на СеАЗеуже работает, п ока на временных площадях. К огда будет готов новый корпус , в него перевезут иконвейерс ВАЗа, и этот. Завершается монтажоборудова ­ ния в цехе окраски : он вступит в строй вконценынешнего — начале следую ­ щ его года. О свобождаютпомещение стар огомеханического цеха — п од сварочное оборудование . Если не будет откло ­ нений от графика , здесь начнут работать вI квартале 1994 года. О днако планы серпуховчан простираются дальше. Д еловтом , что сейчас СеАЗ получает кузовныештамповки из Тольятти. И здержки на доставку в Серпухов слиш ­ к ом велики, а чтобы от них избавиться, надо построить собственный прессо ­ вый цех. В озможно , удастся найти для этого средства, но оснастить цех может единственный на всю Россию завод тяже ­ лых прессов вВоронеже . Говорят, п орт ­ фель заказов у него — чуть не на пять лет. Серпуховчане надеются, что правительство проникнетсяважностью задачи иподбросит валютный кредит . Ищут такжевозможности штамповать детали на дру ­ гих заводах, п оближек Серпухову... Ищут не без успеха. Согласен, м ногие статьи такогородасродни « р ыданиювжилетку » , так ипри ­ глашают посочувствовать. Т яжело нынче всем, но когдаговорят «не без успеха» — значит, не все так беспросветнои патовая ситуация не наступила. Важно желаниесамим выбираться из трудностей , а не только уповать на прави-ПРОБЛЕМЫ П СУЖаЕНПЯтельственную поддержку . В такомжела ­ нии виден новый стиль хозяйствования. Виден пока слабо. Но как мы узнали, С еАЗ настойчиво ищет партнеров и по другимтехнологическим направлениям: ведь из Тольятти хотят вывести не толькосборку , н ои агрегатное производство . Главная надежда — на соседние кон ­ версионные предприятия , п ричемнеобхо ­ д имытолькопроизводственные площади и рабочие руки — о борудование передаст ВАЗ . Эффектный проходпешкивфер ­ зи? К огда новая схема заработает, В АЗ начнет обретать черты современной автом обильнойкорпорации . Судите сами: единый капитал, и нженерный центр, о пре ­ д еляющийтехническую политику иразра ­ батывающий новые модели , е диноепроиз ­ водство некоторыхкомплектующихи нес колько заводов, включая СеАЗ , выпус кающихмодели разных классов. На КамАЗе — аналогичная тенденция развития, но более локальная. Готов но ­ вый корпус завода микролитражных автом обилей , где завершаются монтажи отладка оборудования . В конценынешнегогодасюда переведут сборку , а вследую ­ щ ем развернется полный цикл производ ­ ства: сварка, окраска кузовов , с борка автом обилей . Расчетная мощность завода — 40 тысяч, перспектива — 50—60 тысяч ма ­ шин вгод . Плюс 75 тысяч комплектов для Серпухова. Что касается технической политики, то в Челнах рассчитывают на дальнейшее сотрудничество сВАЗом . К ажется , ф игуры вот-вот займут активн уюпозициюи затянувшийся дебют перейдет, наконец, в миттельшпиль. В пере ­ воде с языка шахмат на язык цифр это означает, что вближайшембудущеммож ­ но надеяться на суммарный выпуск 70, впоследствии 110 тысяч микролитражек «Ока» на двух заводах — в Набережных Челнах и Серпухове. Это, к онечно , больше, чем первоначально объявленные, но так и не достигнутые 50 тысяч, но явно меньше реальной потребности . С егодня идет становление двух небольших, н о все более самостоятельных автомобильных заводов. Насколько оправдает себя такая схема, родившаяся из искусственного , экономически абсурдного триумвирата,— покажет время. Внимательный читатель может вос кликнуть : «Как же так! А ЕлАЗ, где наметили выпускать 900 тысяч машин ВАЗ-1121, являющихся развитием «Оки»? Вот на чьи плечи ляжет автомобили ­ зация России!» К огда готовился этот мате ­ риал, м не довелось беседовать сруково ­ дителями разных уровнейи на ВАЗе, и на КамАЗе , и на СеАЗе . В силу своегоположения все они — реалисты. П рак ­ тики автомобильного дела, п риводякаж ­ дый свои аргументы , у беждалив несостоятельности елабужскогопроекта . К онечно , г оворилиони , журавль в небе — неплохо. Но на сегодняшний день синица в руках — это 15 тысяч микролитражекв 1993 году и, дай Бог, 70 тысяч в 1995-м. О том , что произошлов судьбе ЕлАЗа за последний год , м ы постараемся рассказать водном из первых номеров «За рулем » б удущего 1994 года. Серпухов Челны — Тольятти — А. С ОЛОПОВ НабережныеIсемье, да на все случаи жизни , как обыч ­ но у нас? Н едаромв Тольятти, наприм ер , м не дали куда более умереннуюоценку спроса — 150 тысяч вгод . П о ­ ч емуименно столько? В озможно , п отому , что мировой опыт говорит об экономиче ­ с койцелесообразностипрограммы не ме ­ нее 150—200 тысяч автомобилей в год. К ооперацияи выпуск деталей для од ­ ной модели на разных заводах — идея не новая. Но когдатакую канитель затевают для программы всего в 50 тысяч, надуманность принятогорешения становится очевидной . З аметим , что ни один из членов триумвирата на плановый уровень не вышел — с уммарный выпуск « О ки » в прошломгоду составил 6898 штук. Слов ом , д ебютная стадия затянулась. Тех, к то все еще мечтает о маленьк оминедорогом автомобиле, наверняка обескуражили два сообщенияв июле ( к ог ­ да готовился этот материал): о том , что «Ока» стала стоить почти 2,3 миллиона и что ВАЗ сворачивает ее производство . Судьба машинки вправду оказалась нел егкой . Что же случилось? Рассмотрим расположение тяжелых фигур на поле. П о сути, вся продукция ВАЗа — это машиныодного класса. М икроавтомобиль выпускают в «игрушечных» объемах (в этом году — 5 тысяч штук ) , но он серьез ­ но мешает основному производству. Т ерритория завода уплотнена до предела, и это в известной степени задерживает освоение других перспективных моделей . Так что стремление тольяттинцев избавиться от ВАЗ-1111 вполне обоснованно. Не вздыхайте разочарованно : в приказе сказано не «свернуть», а «передать» п ро ­ изводство — своевременная рокировка ! А пока участки, где производятся детали « О ки » , работают втрисмены — так ВАЗ помогаетКамАЗу . Страшный апрельский пожар на заводе двигателей в Наб ережных Челнах, к счастью, не задел про ­ изводство микролитражки . П огорельцамнужныденьги , и доход от ее продажи стал неплохимподспорьем . Завод микролитражных автомобилей ( З МА ) — о дин из 19 заводов КамАЗа . © «За рулем», 1993Фото А. ГуревичаЗА РУЛЕМ 10/93 3