24
25
Если торговля идет с колес зовик простаивает.значит, гру-ДЕЛО ПРИБЫЛЬНОЕНе так давно журнал (ЗР, 1993, № 7) под этой рубрикой опубликовал статью о том, как с наибольшей выгодой использовать собственную грузовую машину. Сегодня своими наблюдениями делится москвич А. ЧУЙКИН, впервые выступающий на страницах «За рулем». Начну с неожиданного: грузовик в личной собственности — не всегда источник дохода. Возьмем, скажем, грузовую машину, купленную для строительства дачи. Подобное сегодня, кстати, не такая уж редкость. Как правило, принадлежат эти автомобили людям со средствами, у которых шоферский заработок не основной. Прибыль в данном случае как бы косвенная, поскольку машина позволяет избавиться от затрат на транспортировку стройматериалов и многих связанных с этим неудобств. Правда, зарабатывают на ней и «левые» деньги, но обычно немного, для покрытия расходов на горючее. Но в случае неожиданного стеснения в средствах владельцу уже не надо думать, что предпринять: среди знакомых всегда найдутся нуждающиеся в его услугах. Так что верный приработок к основной зарплате обеспечен. Последнее можно отнести ик машинам фермеров. Еще одна категория грузовиков, не простаивающих без работы,— те, что приобретены частными лицами для обслуживания частной же фирмы, МП, ТОО и т. п. Ездят на них, как правило, не владельцы, а наемные водители, причем в свободное от работы на свою фирму время они имеют возможность подработать. Полученные таким способом деньги обычно делятся между шофером и хозяином автомобиля. А теперь посмотрим, где трудятся владельцы грузовиков, для которых своя машина — единственное или, по крайней мере, основное средство дохода. Первое место, которое приходит на ум горожанину,— мебельный магазин. И туда действительно отправляются многие в надежде заполучить клиента. Кто-то при-Арбузы — не самый «сладкий» груз для хозяина машины. сматривается к потенциальным покупателям шкафов и стенок, кто-то просто терпеливо ждет. Конкуренции государственному транспорту частники, по свидетельству одного их них, не составляют — скорее дополняют его, тем более, что расценки примерно одинаковые. Клиент необязательно появляется из мебельного магазина. Наниматели, наслышанные об этой «тусовке» частных грузовиков, приходят и со стороны. Иногда кому-то из водителей везет, и он находит постоянного заказчика — обычно предпринимателя, нуждающегося в транспорте для снабжения коммерческих палаток. Случается и так, что грузовик простаивает у магазина день, а то и целую неделю в ожидании работы. Такая непредсказуемость заработка, его нестабильность — очевидный минус работы наудачу возле магазинов. Чтобы закончить разговор об этой категории частников, придется вспомнитьо самом неприятном — о рэкете. Один владелец рассказал удивительную историю. Да, эти ребята его беспокоили, требуя мзду. Но ему удалось отвязаться, воззвав к их совести (?!). Просто он сказал, что денег у него нет и если, мол, требуете процент от заработка, так хотя бы помогите найти клиента. Удивительно, но отстали. Хотя, возможно, так повезло только ему. Хозяева грузовиков, которых не устраивает пассивный поиск работы вроде выстаивания у мебельных магазинов, могут находить ее по-разному. Например, по объявлениям в газетах. Их дают и потенциальные заказчики, и владельцы грузовых машин, причем вторые куда чаще. Очень неплохо, если частнику удастся воспользоваться услугами фирмы, подыскивающей работу для перевозчиков (объявления фирм-посредников встречаются, хотя было их значительно больше). В сущности, такая фирма играет роль диспетчерской, распределителя заказов. Частник может сотрудничать с ней постоянно, а может позванивать туда изредка, будучи свободен от другой работы. В любом случае водителю обычно предлагают заказ. Комиссионные составляют около 10 % заработка водителя. Но даже сотрудничая с посредником, владелец не получает помощи в техническом обслуживании автомобиля, в снабжении его маслом и топливом, другими эксплуатационными материалами. Хотя и редко, но случается, что «диспетчерская» не в силах предложить работу, и тогда сотрудничающие с ней водители ищут клиентов сами. Если же частник хочет полной независимости и самостоятельности, то существует немало мест, где можно найти подряд. В городе — те же коммерческие ларьки и магазины. За городом — лесоторговые базы. Правда, перевозка стройматериалов требует, как правило, большегрузных автомобилей; к тому же спрос на услуги сезонный. Но строятся сейчас многие, так что клиентов в леспромхозах и на базах стройматериалов хватает. И, конечно же, садовые и дачные участки. Спрос на грузовые перевозки туда испытывает два пика — весной и осенью и держится на довольно высоком уровне летом. Причем транспортные проблемы, связанные с выездом на свою «фазенду» весной и возвращением оттуда осенью, дачники решают, находя машины в городе. А вот в летние месяцы владельцы грузовиков с успехом предлагают свои услуги непосредственно дачным хозяйствам. Это можно сделать ив форме объявлений (наклеиваемых, как правило, у въездных ворот), и при личном общении с дачными аборигенами. Случается и так, что работа сама находит исполнителя. Недавно, заехав на одолженном у приятеля ГАЗ-3307 в один из дачных кооперативов под Москвой, я сразу получил деловое предложение: двое мужичков подошли с просьбой перетащить бетонные блоки с одного участка на другой. Используя грузовик в качестве буксира, мы довольно быстро проделали это, заодно несколько подровняв подъездные дорожки.ЧАСТНЫЙ ГРУЗОВИК24 ЗА РУЛЕМ 11/93 ЧАСТНЫЙ ГРУЗОВИКГрузовик на дачах вообще нужен часто, о собенно если дачи эти « м олодые » . П еревозкадосок , к ирпича , д ров , песка, гравия, у добрений — д умаю , этим не исчерпывается списокзаказов . Ч емдольше человек владеет грузовоймашиной , т емменьшеу него проблемспоискомработы . М ногочисленные знак омстваобеспечивают если не постояннуюклиентуру , т о , по крайнеймере , стабильный спрос на перевозки . Правда, сейчас си ­ т уация меняется вхудшую для частников сторону . Причина проста : их становится все больше . М ногие владельцы машин сетуют, что спрос на услуги падает из-за появления конкурирующейфирмы . Ну, а для заказчиков это совсем неплохо. Все больше водителей-хозяев занима ­ ются междугороднымиперевозками , используя МАЗы , К амАЗы , р еже зарубежные автомобили ( Л ИАЗ , «Татра»), В Моск ­ ве больше всего частных « д альнобойщи ­ к ов » у техцентра «Варшавский» — на пер есеченииМКАДи Варшавского шоссе. С удя по номернымзнакам , стоят здесь авт омобили из Азербайджана , Владикавказа, Ростова-на-Дону идругихюжных областей. О казалось , эта стоянка — « б иржа » междугородников. Там они ожидают клиентов, п ричеможиданиеможет длиться когда день, к огда две недели. Ж изньу « к оролей трасс» к райне тяжелая, п о ­ с кольку отсутствует какой - л ибо быт. Н еко ­ т орые из-за войны не могут попасть Быт «дальнобойщиков» незатейлив: белье сушат на рычагах щеток, а стол сервируют на буфере. Ф ото А. Гуревича Работают они нередкоснапарниками , так как расстояния преодолевают немалые. М аршруты часто получаются коль ­ ц евыми , а не челночными ( н апример , М осква — И ркутск — Новороссийск — М инск — М осква ) . Н емудрено , что домой попадают нечасто — х орошо , если раз в два месяца, но это не смущает : п ривыкли . Возить приходится самые разные грузы — от станков дочерешни . Такие «вольные» владельцы МАЗовиКамАЗов очень ценят своюсамостоя ­ тельность, как они говорят, «отсутствие начальников», мирясь ради этого снеудоб ­ ствами и иногда оставаясь безработы . Д ля них самый лучший клиент — п остоян ­ ный, но такие попадаются редко . П оэтомуивданном виде перевозоквыгодно сотрудничать сфирмами - п осредниками . от Тулы доМосквы , вращаясь вокруг «баранки» на каждомповороте . А дело было всего-навсего в отвернувшейся крышкегидроцилиндраи отсутствии там масла. Раз уж зашла речь о ГАЗ-66, надо сказать вот очем . Решив покупать грузо ­ вой автомобиль, п одумайте , где это лучше сделать. М ашины , к упленныеу военных, часто таят неприятные сюрпризы . Вспом инаю внешне новенький иснебольшим ( о коло 3000 км ) п робегом «66-й», к оторый нуждался в замене всех топливных трубопроводовибензобаков — за время пятилетней «консервации» их съела ржав ­ чина, д но бака было словно мелкое ситечко. ' С ледующаяпроблема — топливо. Заправить сейчас сложнодажелегковой автомобиль, а что говоритьогрузовиках . Владельцы последних говорятобэтомкоротко : н аходим . Действительно, 40 литров, которые отпускают обычно на государственной бензоколонке, для грузовой машины — капля. В качестве «альтернативных источников» о бычно исп ользуют государственный автотранспорт, р еже « к оммерческие » з аправкии знакомства на государственных АЗС . Наконец, п оборы . Как утверждают владельцы грузовиков , ими занимаютсяГАИ , р азбойники , р экетиры (в порядке убывания масштабов). Рэкетиры приходят к известным местамстоянок , «снимая» либо определенную сумму, либо процент от заработка. Взамен иногда обеспечивают охрану от других группировок, занимающихся вымогательством, и дажепомощьв пути в случае поломки (!). Разбойники прельщаются перевозим ымгрузом , при неудачном раскладе недолго расстаться исгрузовиком . Но хуже всех, по единодушным заверениям частников, ведет себя ГАИ, используя как законные , так ипротиво ­ правные методы . Кто не знает формулы «штраф без квитанции»? Д алее , д о сих пор неизвестно, к то из частных перевозчиков должен лицензировать свою деятельность. Обязательна ли лицензия для человека, и меющегогрузовую машину, но перевозящего грузы на свою дачу? Основываясь на опыте нескольких владельцев грузовиков , п редупреждаю : л и ­ ц ензии — это «Клондайк» для инспекто ­ ров ГАИ. По рассказам « д альнобойщиков » т оже выходит, что зла больше , ч ем от ГАИ , на дорогах нет — лучше уж встреча срэке ­ т ом . Это навело на раздумья : что всетаки породило такое мнение — т олько лихоимство инспекторов? Или виновато тут и наше исконное , вечное нежелание подчиняться любымнормам , о граниче ­ н иями требованиям? С ответомябы не спешил, но устойчивое отрицательное отношение водителей кдействиямработников ГАИ очень тревожит . В заключение все жескажу , что при всех трудностях владеть частным грузо ­ в иком , зарабатывать на немдовольно прибыльно и дело это, н есмотря на все препоны , имеет большоебудущее . Не за горами, думается, создание крупных транспортных компаний на частной основе. Д аи необязательно крупных , м елкиеисредниефирмы преуспевают во всеммире . Так что ибольшому , и маломукораблю — б ольшое плаванье!ЗА РУЛЕМ 11/93 25д омой и, как они признаются , п ростовынуждены избрать Москву своей базой . Их дом — автомобиль, д ругогопросто нет. Хотя дело их довольноприбыльное , н екоторые все жебросаютего и, продав машину, в озвращаются на родину . Но такие трудности испытывают не все. П оговорилясводителем из Владикавказа, к оторый , г од назад пересев сгосударственного ЗИЛа на собственный КамАЗ , р аботой вполне доволенидаже не променял бы ее на такуюжедоход ­ н ую , но спокойную — д ома . О нразъез ­ ж ает по всей стране, лишь бы клиент платил. Важно не гонять порожняком , хотя дажевтаком случае он ездит не вубыток . П окрутившисьгод , о н знает теперь, где вкакомгороде найти клиентов. Правда, п оиск всегда заключаетсяв выстаивании, о писанном выше. К моемупредложению обратиться вдиспетчерскуюфирму или создать своюподобную (а машин на Варшавке много , о коло полусотни) с обе ­ седник отнесся скептически, заявив: « К омунужно — тот про нас знает...» Выходит, п окуда клиент ищет перевозчиков , а не они его , на жизнь этим водителям хватает, н есмотря на случающиесядли ­ тельные простои . 7 За рулем № 11Теперь онекоторыхпроблемах , в озни ­ к ающихукаждого , к то имеет свой грузо ­ вик. П режде всего, это обслуживание машины . Д ля человека, з арабатывающего частным извозом , в ажно все времяпод ­ д ерживать ее врабочем состоянии. Плановые ТО многие владельцы предпочи ­ тают выполнять в автохозяйствах, заплатив работниками начальству (вот оно , в оплощениеформулы «не подмажешь — не поедешь»). И хотя большинство частников все операции по обслуживаниюв состоянии выполнить сами, слесари в автохозяйствах, пользуясь специальным обо ­ р удованием , делают ТО быстрее, что вконечном итоге более выгодно . Но есть и такие водители, к оторые все делают сами, отчасти из-за дорого ­ визны «левых» услуг, а иногда руковод ­ ствуясь принципом «лучше меня не сделает никто — ведь работаю на себя». К ое - к то боится воровства на автобазах и юридических проблем, нередко возник ающих при въезде туда. Вообще качество отечественных гру ­ з овиков таково, что « б езрукому » на них ездить нельзя. В споминаю , как мой знак омый ехал на ГАЗ-66 снеработавшимгидроусилителем руля 200 километров