K4XT»ИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИЙРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д . ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙкаше... П оездка нашего гражданинавнашем автомобиле после ночнойстоянки , к примеру , с опряженас опасностью для здоровья — машин сподогревом сидений, с кондиционероми т. п. у нас пока не выпускают. С ловом , минусов много . А плюсов? Главный — о дин : автомобиль крайне удобная штука. И особеннозимой , к огда , трясясь и стуча зубами , п рогреете , наконец, м оторивключите «печку», на вас повеет вдругветерком из Сочи или Ташкента — вот уж кайф! Итак, вы собрались-таки испытать себя на зимниках? Тогда поговорим для начала о шинах. Ясно, лысые тут не годятся. И не думайте, что беда ждет вас на первомже льду — тут ихорошие шины не спасут, если, как говорится, нет царя в голове. Но с лысыми наплачетесь в снегу, о собенновлажном , при околонуле ­ вой температуре , к огда снег рекордноскользок . Покупать для зимы специальные шины совсем не обязательно, хотя это, к онечно , ваше право. М ожно успешно ездить и на стандартных шинах, к оторы ­ м и оснащен ваш автомобиль, более того , с нимиу вас больше надеждкогда нибудь по-настоящему овладеть зимними ( т о есть правильными!) п риемами управления на любойскользкойдороге . Если же пришла пора покупать новые шины, у нас теперь есть из чего выбирать. М ногие сейчас, и вполне справедливо, считают лучшими для зимыуни ­ версальные шины типа М-183, М-190 «Таганка», Я-370. Рисунки протектора их так овы , что машину можноуверенно вести там , где вчера вам былотрудно на Ми-16 или Ех-85. В то жевремя они хорошо « д ержат » на твердом , д ажемок ­ р ом , асфальте, на песчаных, глинистых и прочих дорогах . Нынешние господа (то есть людис деньгами) м огут купить для зимыиспе ­ циальные зимние шипованные шины . Но значит ли, что этим все «скользкие» п роблемырешены будут? О тнюдь нет. Ч резмерно полагаясь на шипы, м ногие оказывались за пределамидороги , п отому что итаким шинам голова нужна . З и ­ м ой как никогда справедлива шоферскаязаповедь : хочешь ездить долго — считай, • что все вокруг ездят плохо. Значит, надо не только свои ошибки сводить кминимуму , но и вовремя прогнозироватьчужие . Придерживаясь этого правила, благ ополучнодоживают до почетной пенсии. Ш ипованная шина улучшает сцепление колеса сдорогой , главным образомкогдапод ней такой лед или укатанный снег, в который шип внедряется. В мягком снегу от шипов толку мало. А на твердом от мороза льду, асфальте, бетоне, б улыж ­ н ике шипованная шина держитдажехуже стандартной — ведь железка скользит по камню лучше резины. Ш ипованные шины могутнеожиданно подвести при резком , до блокирования колес, т орможениии на льду — п одневращающимсяколесом образуется клин из срезанной шипами ледяной стружкииколесо как бы встает на лыжу . Тут уждержись . . . О пытный водитель, ощутив срыв машинывсвободноескольжение ,ЕСЛИ ЕЗДИТЬ ЗИМОЙНаступило самое нелюбимое автолюбителем время года — сумрачное начало зимы с его короткими серыми днями. Унылая погода — дождь со снегом или наоборот — досаждает нашему брату, но особенно «достает» она автолюбителя-лодыря, нашедшего сто причин, чтоб не подготовить машину к зиме вовремя,— теперь лень оплачивается сторицей. Попробуй-ка не то что ремонтом заняться, а хотя бы что-то элементарно отрегулировать, если все свободное время, каким располагаешь, принадлежит темноте! Остается надеяться только на выходные дни. А задача формулируется просто: хочешь ездить зимой — машина должна быть исправной. На что именно нужно обратить внимание — об этом рассказывает наш постоянный автор Э. К ОНОП . Л юбые «мелкие» д ефекты системы заж игания или питания, а ккумулятора или стартера, замеченные, но не устраненные летом или осенью, с корей всего зимой обернутся ненужными приключениями, ибо на холоде возиться смашиной — дело, действительно, трудное... К приме ­ ру, еще летом вам казалось, что акк умулятор слабоват и надо ужеприни ­ мать какие-то меры , но сказал же кто-то из классиков, что благиминамерениямивымощен путь в ад. Так оно и есть. Наступают холода, а с ними проблемы пуска — и выясняется, что аккумулятор , в сущности, годится разве на свалку. С трогоговоря , все, что так или иначе 38 ЗА РУЛЕМ 11/93ухудшает работу мотора , — грязь в фильтрах, о тложениесмолвкарбюраторе , нагар на поршнях, клапанах, неправильная регулировка последних, ненадежная рабо ­ та бензонасоса, неисправности системы охлажденияиособенно термостата, неисправности зажигания , масло высокой , не соответствующей сезону, вязкости и т. д . — в морозные дни можетобер ­ нуться отказоммотора не толькохорошо работать, но ивообще пускаться. Вот почему наши дальнейшие рассуждения отнесемктем , у кого техника накануне вьюг иморозов исправна, а проблемывозникают главным образом из-за этих самых вьюг иморозов . П режде всего обращаемсяктем , к то впервые собирается ездить зимой . Тут стоит еще раз подумать, насколько это вам нужно . Бесспорно то, что впер ­ в уюзиму ваши шансы оказаться участник ом аварии весьма велики ! Д аже зная назубок теориюезды по льду, вы не сможетеею воспользоваться, случись на дороге всего-навсего легкое , но неожи ­ данное для вас усложнение ситуации. «Ах! — ворчите вы , — этот дурак... Чуть было не выехал наперерез!..» — и пока ворчите, ваш лимузин взлетает на при ­ д орожноеограждение . А «дурак»-то стоит, на вашу дорогу не выезжает — вот что обидно ! Д а еще удивляется, з ачем вы на забор полезли. Что делать, п одругому набираться опыта мы не умеем . И без аварий зимняя езда по соленымдорогамбыстро старит машину. Известно, что всякий пуск холодногомотора не улучшает егоздоровье , к аковоже тут приходится не простохолодному , а про ­ м ороженномудо минус тридцати? Расход бензина зимой увеличивается как мини ­ м ум процентов на пятнадцать, а то ибольше , — тут и дополнительный расход на прогревмотора , и на пробуксовки шин по снегу и льду, и на повышенное сопротивление вращению трансмиссии, и на затрудненное качение колес вснежной