чатым тентом (ЗР, 1993, № 4 ) . Этот автомобиль — кабриолет, который делают в Греции,— на 33 килограмма тяжелее хэтчбека. Необычен ЗАЗ1109 — электромобиль с 12-киловаттным двигателем и запасом хода 80 — 120 км. Отрадно, что ив полку «таврий» появились машины такого экзотического, «курортного» направления. А чуть в стороне на московской выставке стояла «Таврия» с двигателем 3 «Фольксваген-Поло» (1272 см , 54 л. с / 4 0 кВт при 5000 об/мин). Еще одно «секретное оружие» для экспорта? Да нет, немецкая фирма, похоже, не собирается поставлять моторы потенциальному конкуренту. Тем, кого это огорчит, сообщим в утешение, что базовая модель «Таврии» с двигателем 3 МеМЗ-245 (1091 см , 53 л. с / 3 9 кВт при 5500 об/мин) расходует на 1012 % меньше топлива, чем с «фольксвагеновским» мотором. На скорости 90 км/ч — 4,6 л/100 км против 5,2, на 120—6,6 (7,3), в условном городском цикле — 6,8 против 8,3. В активе немецкого мотора — больший крутящий момент и, конечно, стабильное качество, которым, увы, не может похвастать МеМЗ. Надеясь в будущем опереться на более крепкого партнера, З АЗ проводит сравнительные испытания разных двигателей. Интересно, не пробовал ли он встроить в «Таврию» какой-нибудь иноземный дизель? Например, 1400-кубовый «CHTpoeH-TUD3-Z» (53 л. с / 39 кВт при 5000 об/мин), который ставят на одну из модификаций «Ситроена-АХ». Почему мы подумали онем? Да потому, что это самая экономичная в мире легковая машина. С таким дизелем она расходует на трех стандартных режимах 3,3; 4,8 и 4,5 л/100 км! Но, может быть, З АЗв содружестве с неведомым «почтовым ящиком» разработал еще более экономичный дизель? О таком альянсе не только заводчане поговаривают. Если «неродной» двигатель приметит не каждый, то мимо машины с новым кузовом не пройдет никто. Завод показал две очень интересные разновидности «Таврии». Глядя на пятидверный универсал ЗАЗ-1105, удивляемся, как конструкторам удалось разместить в боковинах по две двери и сделать кузов таким вместительным. Но, оказывается, многие панели кузова у ЗАЗ-1102 и ЗАЗ-1105 не унифицированы. У них различаются по размерам крыши, двери, боковины (в них проемы другой формы под более короткие двери), а также обвязочные брусья кузова. Нынче наш потребитель несколько огорчен тем, что заводы предлагают ему новые легковые модели только с трех- или пятидверными кузовами: «хэтчбек», «комби» или «универсал». Теперь он с восторгом смотрит на любой седан: ВАЗ-21099 сразу вызвал обостренный интерес. Поэтому с таким любопытством разглядывали на выставке в Москве четырехдверный седан ЗАЗ-1103. Эта машина с багажником, отделенным от салона, длиннее базовой модели (3904 мм против 3708) и несколько тяжелее (790 кг против 727). С тем же двигателем МеМЗ-245она развивает скорость до 145 км/ч (как ЗАЗ-1102), но «аппетит» у нее побольше: 5,0/7,0/7,2 л/100 км. Но на расход топлива посетители запорожского стенда мало обращали внимания. Больше волновали сроки освоения новых машин, когда купить, где купить... Под краткой характеристикой ЗАЗ-1103 значилось «1995 год».. Что касается пятидверного универсала, то завод намерен уже в первой половине 1994 года начать его выпуск. Понимаем: в реформируемой экономике плановые даты значат еще меньше, чем в «социалистической», но сроки названы, а мы постараемся информировать читателей об осуществлении планов. Возможно, некоторый оптимизм вам придадут сведения о том, как развивается производство переднеприводных «таврий». Если в 1991 году из 139 070 автомобилей, собранных на ЗАЗе, 41 832 были нового семейства, то в 1992 году доля «таврий» возросла: 53 027 из 132 540 машин (то есть 40 % ) . План выпуска на нынешний год соответственно 145 000 и 75 000 машин: соотношение в пользу новой модели. Заводчане, показавшие нынче чуть не десяток опытных образцов на базе «Таврии», словно стараются убедить: не за горами время, когда на смену «Запорожцу» придет не просто новая модель — придет целое семейство, в котором каждый сможет выбрать себе самый подходящий вариант. Ж изнь сделала нас скептиками, но все-таки увидеть новые машины в серии так хочется... Л.ШУГУРОВНЕМНОГО СТАТИСТИКИП убликуемыениже данные касаются того , к акиелегковые автомобили наиболее популяр ­ ны в странах Скандинавии , а такж ев тех европейских странах, где нет собственногоавтомоби ­ лестроения. Сбыт легковыхавтомобилей на рынке той или иной страны во многом зависит от мерполи ­ т ико - э кономического характера, благоприятных для однихим ­ п ортеровинеблагоприятных для других . П оэтомув малых странах Европы, как правило, не имеющих автомобильного производства, вкусы покупателей довольно разнообразны. В 1992 го ­ ду в этих странах из общего количества проданных легковых машин на наиболее популярные марки приходились следующие доли, в процентах. Как видите, в такой «автом обильной » с кандинавской стра2 За рулем № 11не, как Швеция , доля импорт ­ ных машин значительно превы ­ шает количество местных марок «Волво» и СААБ . О чевидно , это вызвано тем ,АВСТРИЯчто «Волво» и СААБслишкомдороги для того , чтобы иметь массовое распространениесре ­ ди покупателей со среднимидо ­ ходами.ГРЕЦИЯ ДАНИЯП римерно такая же ситуация вФинляндии , г де действует небольшое сборочное производство автомобилей СААБ и «Опель». Уу НОРВЕГИЯ— японские марки, включают 8 фирм: Тойота", "Ниссан", "Хонда", "Мазда", "Мицубиси", "Субару", "Дайхатсу" и "Сузуки". — "Фольксваген", включая "Аудн", "Шкода" и СЕАТ. — "Опель", включая СААБ; для Ирландии — "Воксхолл", включая СААБ.ЗА РУЛЕМ 11/935