27
28
29
РЕНО" СМОТРИТ ВПЕРЕН•шФранцузская компания «Рено» принадлежит к числу фирм, интенсивно работающих над созданием автомобилей будущего. Только за последние два года ею показаны несколько перспективных образцов, которые могут стать прообразами машин начала XX века.П рототипподиндексом Х09 внешне и по эксплуатационным характери ­ стикам незначительно отличается от серийного седана «Рено-19». О днакоего название «Ковэ» ( « п редохраняю ­ щий корпус » ) указывает на то, что здесь сконцентрированы идеи комп ­ лексной безопасности, над которыми «Рено» работает около 10 лет. О че ­ видно, что автомобили стали безопаснее: за последние 20 лет их количество, н апример , на дорогахФранции удвоилось, а число смертельных случаев при авариях снизилось на 58 %. Создатели «Ковэ» пошли дальше в стремлении «предусмотреть — избежать — защитить» пассажиров от опасностей, к оторыемогут подстеречь на дороге . Обеспечить улучшенную обзорность и максимум комфорта , свести кминимуму затраты психической энергии водителя призваны новые световые приборы ( м алоослепляющие фары, н аружное освещение переменной яркости), зеркала, отражательная способность которых меняется в зависимости от яркости фар идущего сзади автомобиля. Кузов — повышенной прочно ­ сти, а в салоне — специальные трансф ормируемые сиденья для детей ; пять инерционных трехточечных рем ­ ней с индивидуальными сигналами «застегните ремень » . Для контроля за давлением вши ­ нах использованы элементы антиблок ировочнойтормозной системы и специальный микрокомпьютер . Если параметры вышли за пределы до ­ п устимого , водитель получает сигнал, что шина не впорядке . Устройство в состоянии уловить снижение давления менее чем на 0,5 кгс / с м " . Немало катастроф во Франции происходит из-за того , что при моно ­ т онномдвижении по автостраде мно ­ гие водители просто засыпают. Система «Рено» эффективно противодействует этой, увы, естественной потребности человека. В ней использованы принципы биомеханикии специальная компьютернаяпрограмма . Если отклонения в характере поступающих сигналов (для любого возм ожногорежима езды) означают, по «мнению» компьютера, неспособность водителя как следует управлять машиной — тогда срабатывают световые и звуковые будильники. Назначение программируемой или активной подвески — достичь наилучших параметров устойчивости ма ­ шины, т ормозных качеств и оптимальной комфортабельности , п оддержи ­ вая максимальный контакт между шинами идорогой .Исходные сигналы поступают вкомпьютер от датчиков, ф иксирую ­ щих вертикальное ускорениекаждо ­ го колеса, относительные переме ­ щения системы «кузов — колесо», продольные ускорения кузова и углы поворота руля. К омпьютер сравнивает полученные сигналы со своей программойи управляет характеристиками упругости каждого из амортизаторов. Наконец, о главном, с чем связывают понятие безопасности , — о кон ­ с трукции кузова, с проектированногос использованием математического моделирования. Его прочность пре ­ вышает сегодняшний уровень требо ­ ваний. Ж есткиймалодеформируемый каркас салона окружен боковыми предохранительными брусьямии легкосминаемыми энергопоглощающими зонами, передней и задней. Кузов выдерживает испытание фрон ­ тально-боковым ударом со скорости 65 км / ч , б оковыеи фронтальные удары спереди и сзади со скорости 50 км / ч , а такженесколькоперево ­ рачиваний с 50 км / ч . У тверждают , что, если бы подобные кузова были на всех автомобилях, потерпевших серьезные аварии на французских дорогах в 1990 году, в них погибло бы не 6300 человек, а только око ­ ло 3000. Весьма своеобразен малый город ­ с кой автомобиль «Зум» — совместная разработка «Рено» и фирмы «Матра»,ПОПСКП • ИЛЕЙ • РАЗРАБОТКИ7' ЗА РУЛЕМ 11/93 27 ПОПСКП • ИПЕП • РАЗРАБОТКИ«Ракун» больше напоминает планетоход, чем «земной» автомобиль. Фото фирмы «Рено»«Сеник»: максимум места и удобств пассажирам.этому для них хватает промежутка шириной 50 смскаждойстороны . Водительское место вынесено вперед, что в сочетании с яйцевидной формой передней части обеспечивает обзорность не хуже, ч ем из кабины вертолета. В дальнейшем предполагается установить навигац ионную систему, чтобы водитель не заблудился имог выбрать кратчайший маршрут . Специальные безопасные шины «Мишлен-АТС» позволяют даже на спущенном колесе проехать до 100 км со скоростьюдо 100 км / ч . Есть и система контроля за давлением воздуха, аналогичная той, что используется впроекте «Ковэ». В заключение — о самом интер есном автомобиле: «Ракун» («Енот»).специализирующейся на военной технике. Это — попытка создать электро ­ мобиль не только для городской , но и для пригородной эксплуатации. Основное его назначение — быть втор ой машиной в семье: ведь 28 % французских семей владеют двумяи более автомобилями. О просы автовладельцев показали, что многим нужна малогабаритная машина для поездок на работу и за покупками , ежедневный пробегкоторой не пре ­ высит 150 км . Поскольку среднестатистическая загрузка легкового автомобиля во французских городах всего 1,18 чел., было решено сделать «Зум» в двухместномкомфортабель ­ н ом варианте с достаточно большимбагажнымотсеком — 0,18 м3 . О собую маневренность машине обеспечила уникальная конструкция шасси: база может сокращаться на 600 мм . При этом длина машины уменьшается до 2300 мм , а высота увеличивается до 1725 мм . В результате наружный диаметр разворота удалось сократить до 6,6 метра, а при городскойпарков ­ ке на место одногообычного автомобиля станут два и даже три «Зума». Применены самые совершенные материалы — шасси из алюминиевых профилей, передний и задний бамперы из пластмасс, а собственно кузов — из органических композитов . 90 % используемых материалов под ­ дается вторичной переработке . «Зум» соответствует «нулевому» уровню токсичности, к оторый вводится в штате Калифорния, где нормативы наиболее жесткие , с 1998 года (правда, только для 2 % продаваемых там машин). Термин означает, что данный автомобиль при стендовых испытаниях на токсичность не выбрасывает окислов азота, у глеводородовиугар ­ ного газа. Подсчитано, что если во французских городах будут эксплуатироваться 2млн . «зумов» с ежеднев ­ н ымпробегом 40 км , то суммарное потребление энергии ими составит всего 2 % от ее производства во Франции . В зависимости от интенсивности движенияпробег машины до 28 ЗА РУЛЕМ 11/93стигает 260 км , а время подзаряд ­ к и — от 2до8 часов — зависит от степени разряженностиаккумулятор ­ ных батарей. Название следующей новинки — «Сеник», в приблизительном пере ­ воде — «явление». Так расценивает «Рено» с вою попытку открыть новый класс однообъемных машин повышенной вместимости, к оторые сочетают в себе относительно небольшой габарит имаксимум вместимости, занимая малую площадь. Потребности покупателей, использующих авт омобили для поездок всей семьей, постепенно растут: от машин требуют все большего удобства, простора, к омфортаи безопасности. Поэтому «Сеник» создавался как машина «для жизни » . В широкомивысокомкузове — пять передвигаемых индивидуальных кресел, есть возможность изменять планировку салона. Машина полноприводной компоновки смощ ­ ным двигателем, автоматической ко ­ р обкой передач, к ондиционером , не создающим сквозняков, и удобным интерьером , где множествомме ­ лочей повышают комфортабельность и, с кажем , обитаемость салона. Д вери открываются по образцу туристских автобусов — на себя ив сторону, по-Это весьма дорогая машина сверхвысокой проходимостисприцелом на путешественников, любящих приклю ­ чения, но не желающих расставаться с комфортом и уютом. Возможности ее впечатляют не меньше, ч ем внешний вид: мало того, что она способна ехать «в любом направлении при любой погоде», она еще и плавает со скоростью до 9км / ч . В общем , с имбиоз геликоптера (по обзорно ­ сти), спортивной машины (от нее — полулежачие кресла ихорошие динамические качества), м ощного вездехода и катера. Концепция машины обусловила и ее специфическуюконструкцию — рамное шасси и трехместный салон соединены посредством двенадцати сайлентблоков. Поэтому салон над ежно изолирован как от вибрации силового агрегата, так и от вибрации и колебаний шасси на неровных доро ­ гах. Шасси выполнено из высокопрочных сортов легированной стали, р едкоприменяемыхв обычных автомобилях. Подвеска всех ведущих колес — независимая торсионная на продольных рычагах с гидравлич ескимимеханизмами для регулиро ­ вания дорожного просвета: его мож ­ но изменять от 300 мм (это уже «Зум»: справа — шасси в обычном состоянии, слева — поднято для стоянки.«Ковэ» внешне «Рено-19».неотличимот серийногояШ$11мШ1тшШШ!&Технические характеристики экспериментальных моделей "Рено"шПараметр "Зум" Назначение Число мест/дверей Силовая установка Мощность, л.с./кВт Коробка передач Размеры, мм: длина ширина высота база Масса, кг Скорость, км/ч Разгон с места до 100 км/ч, с Расход топлива при 90, 120 км/ч ив городском цикле, л/100 км Примечание. А — городской 2/2 электродвигатель 34/25 нет 2300—2650 1520 1495—1725 1245—1845 800 120 6 (до 50 км/ч)Модель "Сеник" семейный для туризма 5/4 бензиновый 150/110 А 4150 1920 1850 2750 1415 182 11,0 8,2/10,5/12,5="~ш-"ш=^="Ракун"вседорожный, амфибия 3/1 двигатель 262/193 М 4110 2110 1915—2115 2448—2577 1580 155 13,5 9,6/12,2/17,0—автоматическая, Ммеханическая. Пассажирский кузов в форме полукапли включает стальной каркас и навесные панели из композитных материалов. На стекло нанесен гидро -м ного ) до недостижимой на обычных «вездеходах» величины в 500 мм ! Максимальный преодолеваемый подъем — 75 %.фобный (водоотталкивающий) состав, заставляющий скатываться капли вод ыижидкой грязи, а ультразвуковой дезинтегратор уничтожает особ о крупные капли, касающиеся стекла. Силовая установка состоит из бен ­ зинового двигателя стурбонаддувоми 6-ступенчатой механической короб ­ ки передач. Д вижение по воде обеспечивают два водометных движи ­ теля, при этом расход топлива со ­ ставляет 17 л/100 км на скорости9 км/ч. Интересно, что «Рено-Ракун» был впервые показан на 12-м междуна ­ р одном кинофестивале анимационных (мультипликационных) фильмов в Монте-Карло в феврале 1993 года. Очевидно, по мнению устроителей фестиваля, уровни фантастики, д о ­ стигнутые в кино ивконструкции этой машины, сопоставимы. Итак, четыре перспективных об ­ разца, из которых только один («Ковэ») развивает концепциюпри ­ вычного универсального автомобиля. Д ругие ориентированы на достаточно специфичные области применения, а значит — более узкийкругпотреби ­ телей. Достаточно ли их будет, чтобы оправдать серийный выпуск столь сложных машин, покажет близкое будущее. А сегодня фирмыс большим творческим потенциалом и дальновидной стратегией, как «Рено», не жалеют усилий, чтобы их продукция отвечала самым изощренным требованиям потребителей XXI века. М. ТЕПЛОВпопскп • пас-п • РАЗРАБОТКИЗА РУЛЕМ 11/93 29