52
53
СЧАСТЛИВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ/кОЛЛ^^ТО*?£^\11 октября 1898 года недалеко от Санкт - Петербурга на Волховском шоссе у станции Александровская Варшавской железной дороги стартовали первые в нашем отечестве состязания самобеглых экипажей. 95 лет спустя на Крестовском острове, там же, в Санкт - Петербурге, начался возрожденный из небытия чемпионат России по автогонкам.верной столице собралось 59 спортсменов . «Как все они выжили , у мунепости ­ ж имо ! — удивлялся бывший тренерсбор ­ ной СССР по «кольцу» А ндрейФедоров . — Ведь помимотого , чтобы сохранить автомобиль, его нужно было ещеподготовитькгонке , привести сюда . А это нынче стоит сумасшедших денег. Н апример , И горю Ташаеву выезд обошелсявполмиллионарублей . Я снимаю шляпу перед нашими гонщиками — они продолжают ездить, в то времякак часть населения супоением занимается куплей - п родажей , а другаягромко плачет отом , как все дорого » . В прочем , д алеко не всем, к онечно , удалось выжить вбушующемэкономическомморе . Участники чемпионата представляли по существу лишь тригорода — М оскву , С анкт - П етербурги Тольятти. Единственн ымисключением был МихаилЛебедев , к оторого снарядил в путь Ярославский завод дизельной аппаратуры . Не приехал никто из зарубежных гостей (с трудом привыкаешь писать это слово без кавы ­ чек) — из Эстонии, Латвии, Белоруссии, У краины , Г рузии . Не оказалось никогос юга России. Но исреди тех, к то приехал, совсем не многиемогли похвастать достаточно прочным «тылом». Л ишьдружескаяпо ­ м ощьнебольшойфирмыABA позволила добраться доПетербурга Виктору Козанкову . « А зээлковец » Евгений Молчанов пож ертвовалземляку свой прицеп . А вот наСоветский «кольцевой» автоспорт нез аметно скончался 18 августа 1991 го ­ д а — накануне памятного всем путча, к огдав Киеве состоялся последний этап последнего чемпионата СССР. Страну сотрясали политические иэко ­ н омическиекатаклизмы , до автогонок ли тут. И кто будет эти самые гонки спасать — автозаводы? И м бы самим остаться на плаву. А втомобильная федерация? Но старая, с оюзная , приказала долго жить вме ­ сте ссамимСоюзом , а новая, российская, с самого начала, п охоже , была гораздо больше озабочена вступлением вФИА , н ежеливнутреннимипроблемами . А их междутем накопилось выше головы. Оказалось, что в России нет ни одной кольцевой трассы. Киевская «Чайка», р иж ­ ская «Бикерниеки», минская «Боровая» и грузинская «Рустави» нынче за границей . А русскиегонщики очутились уразбитогокорыта , б ез собственных соревнований. И ничего удивительного, что, к огдав начале сезона пронесся слух о каких-то гонках вСанкт - П етербурге , н иктоему не поверил. И ужтем более нельзя было представить себе этап чемпионата страны — к то поедет-то? И на чем? К аковыже были удивление и радость самих организаторов , к огда больше чем за неделюдо старта потянулись на Крестов ­ ский остров большиеималенькие караваны, навьюченные яркораскрашеннымиспортивнымиавтомобилями ! Словно чуд ом уцелевшие дружины русских князей после татарского нашествия, стекались они сюда. Вот маленький отрядикКозанкоеа — красная «восьмерка» и белоснежная « ф ор ­ мула» на прицепе . А вот дружина чуть поболее : «стотридцатый», в кузовекото ­ р ого черная гоночная «Волга», а сзади , т оже на прицепе , ф ормула «Восток». О бе — видавшие виды иобе — п одноме ­ ром 83. Это Александр Стоян и Борис Зимин из 1-го автокомбината . А вот настоящий полк ! А втовозКамАЗс шестью боевыми «самарами», автобус, три техни ­ 52 ЗА РУЛЕМ 11/93чки «Авиа» и еще одна «восьмерка» на прицепе — заводская команда ВАЗа. Борис Поляков приехал своимходом за несколькоминутдо начала тренировок : под Валдаем сломался старенький РАФ техничка, и последние 300 километровмосковскийгонщикпромчался за четыре часа, расставшись при этомс десятью тысячами на посту ГАИ . Очень спешил. Последним — у жев воскресенье утром — приехал Сергей Горшенев . О н не сумел , естественно, принять участие втрениров ­ ках иконтрольных заездах, но судьи отнеслись к нему благосклонно , р азрешивпро ­ ехать несколькокругов — о знакомитьсяс трассой передстартом . В результате все -новые покрышкиденег не хватило, а старый — один-единственный! — к омплект давно дышит на ладан: это уже пятая его гонка. О днако , как это ни покажется странным, ж алоб на отсутствие денег было меньшеобычного . А кое - к омууже посчастливилось твердо встать на ноги . Так, п етербуржец Сергей Соловский приобрел «Форд-Эскорт-Х(?ЗЬ>, п риятноразнообра ­ з ивший стартовое поле вгруппе А-5. Главный жесюрпризпреподнесдругойспорт ­ с мен из города на Неве. По окончанииконтрольных заездов ввосьмом классе, где представлены легковыеавтомобилисмоторамирабочимобъемом до 1600 см' 1 СПОРТи где безоговорочными фаворитами были вазовцы Сергей Гурьянов, Борис Маслов иАлександр Белов, «поул-позишн» с больш импреимуществом (2,5 секунды на кольце длиной 2610 метров ! ) завоевал Ми ­ хаил Тараканов. Секрет успеха — автомобиль. К расно белая «Тойота-Королла-РХ-Пб», купленная упрошлогоднего чемпиона Финляндии по кольцевымавтогонкам , была явно сильнее заводских « в осьмерок » , не говоряужео машинах остальных участников. Любопытные новинки появились вседьмом классе (легковые машины с двигателями рабочимобъемомдо 1300 см3 ) — две аккуратные белые «Таврии» Виктора Балакана и Анатолия Мартынова. «Малыши» вполне достойно выглядели на фоне « в осьмерок » , о чем говорят места всере ­ д ине стартового поля — восьмое и двенад цатоевремя из 18 участников. Но и это еще не все. Среди упомянутых ужесюрпризоввозрожденного чемпионата России особенно радовало присутствие молодых . В формуле «Восток» а втором небольшой сенсации стал Александр Львов, сын неоднократного чемпиона Союзасередины семидесятых годов Ми ­ хаила Львова из Петербурга . Белая «формула» п одномером 94 на две десятых секунды опередила черную машину само Накануне старта организаторы убедительно просили пилотов быть осторожней — ведь любой несчастный случай мог бы в глазах отцов города поставить под сомне ­ ние проведение автогонок вПетербурге , а «Невское кольцо» с такимтрудом удалось возродить из небытия после пятнадцати лет забвения. Но... сердцу не при ­ кажешь! «Что они делают, что делают? З ачем так сцепились — из однойже команды!» — причитал один из зрителей, глядя на дуэль двух тольяттинцев — Маслова и Гурьянова. Стопятидесятисильные «восьмерки» семь кругов из пятнадцати сражались так, будто речь шла омировойкороне . А сзади «сквозь строй» отстающих прорывался клидерам Николай Мезенцев на уникальн ом ВАЗ-21099 с 1800-кубовым мотором . В результате Мезенцев едва не опроки ­ нулся впервомповороте , эффектно пройдя перед главной трибуной на двух колесах, а Гурьянов запорол мотор . Но зрителей эта гонка явно не оставил* р ьгнодушными — с трибуны хорошо видно, к огда перед тобсй отбывают номер , а ког ­ да вкладывают всю душу. Но, к онечно , б ольше всего эмоций вызвала у всех охота за «Тойотой». Тольяттинская гончая стая — Гурьянов, Маслов и Белов — тщетно пыталась догнать красПОБЕДИТЕЛН ПЕРВОГО ЭТАПА ЧЕМПИОНАТА РОССИИ ПО ШОССЕЙНО-КОЛЬЦЕВЫМ АВТОГОНКАМ «Невское кольцо», Санкт-Петербург, 4 июля. 15 кругов, 39,15 км . Класс 7 (А-1300): А. Ф еноменов ( М осква , ВАЗ-2108) — 19.28,6 (121,8 км / ч ) . Класс 8 (А-1600): С. Гурьянов (Тольятти, ВАЗ-21083) — 18.50,2 (126,9 км / ч ) . Класс 10 |ГАЗ-24): Б. Шустрое (С.-Петербург) — 20.44,2 (114,91 км / ч ) . Класс А-5: Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-21083-07) — 18.10,6 (129,7 км / ч ) . Формула «Восток»: Э. Л индгрен ( М осква , « Э стония - 2 1 » ) — 18.01,2 (130,4 км / ч ) . Ф ор ­ мула 1600: В. К озанков ( М осква , «Эстон ия - 2 5 » ) — 15.50,0 (151,6 км / ч ) .тельно» б ольногомотора . Все, что удалось добиться Михаилу , — третье место. Ну а на десерт зрители увидели состязания самых быстрых « ф ормул » и краси ­ вейший поединок Виктора Козанкова и Александра Потехина. Т рижды менялись они местами, но вконцеконцов белая «Эстония» Козанкова пришла к финишуНа ВАЗ-21099 с 16-клапанным 1800-кубовым мотором Н. Мезенцев занял в Санкт-Петербурге второе место.Победитель в классе формула 1600 москвич В. Козанков.В заезде «волг» борьба была самой упорнойПоследний перед финишем поворот стал для «Таврии» А. Мартынова (№ 15) в этой гонке действительно последним.го Эдгарда Линдгрена , з наменитого «Деда», старейшины отечественных автогонок. Кто знает, м ожет быть, цифра 94 на борту автомобиля Львова-младшего символична, и именно он станет чемпионом-94. Появилось новое лицо ив «вазовской» к оманде — 22-летний Вадим Осипов. Два года он был механикому Ренаса Мухамет зянова, в прошлом году попробовал свои силы в автокроссе, но мечтал о «кольце». И чемпионат России предоставил ему эту возможность. И все же — соловья не кормят басням и , а зрителя бесполезно потчевать рассказами из жизни участников состязаний. Ему подавай зрелище . И оно получилось.но-белую «иностранку», которая уходила все дальше. У же на третьем кругевпогоне участвовали только две «Самары» — м а ­ шина Бориса Маслова не выдержала тем ­ па, заданного лидером . После одиннадцати кругов разрыв достиг почти трети круга , и казалось, что «Королла» выиграет пер ­ вый этап чемпионата России. К аковоже было разочарование петербургскихзри ­ телей, к огдамимотрибун пронеслись сначала Гурьянов, затем Белов и только потом , хрипя захлебывающимся мотором , «Тойота» Тараканова. Время от времени машина словно приходила в себя и вновь бросалась вперед. Но затем опять до три ­ бун доносился утробный кашель «смер-первой, на корпусопередив алую «формулу» Потехина. «Второй сезон езжу на этом моторе , и просто страшно его пришпоривать: чуть «перекрутил» и остался вообщебезма ­ ш ины , без гонок , — устало улыбался взакрытом парке Виктор . — Но разве мож ­ но устоять, когда тебя обгоняют...» И снова засветились в глазах лучшего пилота страны азарт ижаждаборьбы . А у всех нас появилась надежда на то, что «кольцевой» спорт в России не умер , а только начинает возрождаться. А. МЕЛЬНИК Фото В. КрючковаЗА РУЛЕМ 11/93 53