20
21
fTТАКСИ СВОБОДЕН, ПРОШУ САДИТЬСЯ!IfСлова, с которыми Адам Козлевич некогда обратился к Бендеру, так и не стали крылатыми среди российских таксистов. Зато они вполне могут служить девизом их берлинских коллег, о работе которых рассказывает наш корреспондент.Я открываюзаднюю дверь и сажусь на мягкое сиденье. Из стереоколонок льется приглушенная музыка. Водитель оборачивается, приветливо здоровается со мной и, выяснив, к уда нам предстоит ехать, предлагает три варианта маршрута . О твечаю , что он волен выбирать. На электронном табло счетчика появляются цифры , и « М ерседес » , еле слышно заурчав дизельным двигателем, покатился по ровному асфальту. За окном замелькали улицы Берлина: я едувобычном такси. Водитель жалуется на пасмурнуюпо ­ г оду ; соглашаюсь снимипрошуразрешения задать нескольковопро ­ сов отом , как работается здешнему таксисту. Ш офера зовут Майер . О н состоит в « т аксомоторном ГмбХ», то есть товариществе сограниченной ответственностью, но был и частным (индивидуальным) в одителем такси. Работать приходилось очень мно ­ го — v om Licht bis Licht und noch eine Schicht: от зари до зари плюс ещеоднусмену — так говорятвГермании . Я стараюсь выглядеть осведом ­ ленным инапоминаюемуонемецкомзаконе : водитель такси не имеет права находиться за рулем более 12 часов подряд . М айер улыбается, сознаваясь, что приходилосьи больше. Ведь все затраты на ремонт , налог, медицинскую страховку владелец такси должен оплачивать из своего кармана, то бишь заработка. И вот уже пять лет г-н Майер работает на таксомоторной фирме. Здесь все по - д ругому . Гораздо больше свободноговремени , а некото ­ рое уменьшение заработка компенсируется тем , что все административ ­ ные заботы (и расходы) ф ирма берет на себя. К томуже график свобод ­ ный: надо только накануне известить фирму , что ты выйдешь на линию .20 ЗА РУЛЕМ 11/93«Таксопарк» — это небольшая фирма (по-нашему ТОО). Она расположена прямо в первом этаже жилого дома, что, по-видимому, не слишком беспокоит жильцов. Ночуют такси на улице рядом с личными машинами обитателей окрестных домов. Вызвать такси можно, позвонив прямо на ближайшую стоянку. Заказ примет водитель автомобиля, стоящего первым. Этим способом пользуются жильцы данного микрорайона.В таксомоторных фирмах, как правило, о коло 20 автомобилей , но значительно больше водителей : на одну машину в среднем приходится три шофера. В основном это профессио ­ нальные таксисты, но встречаются такж е студенты идажедомохозяйки (!). Водитель получает 50 — 6 0 % з арабо ­ танных денег. А как защищеныберлинские таксисты от возможного нападения? Я давно заметил , что в их машинах внутреннее зеркало висит наискосок . Г-н Майер поясняет, что этот нехитрый прием позволяет емудержатьв поле зренияруки пассажиров: ведь нападения на таксистов нередки . ( П о ­ путно замечу : здесь не принято си ­ деть рядомсводителем , это местозанимают лишь в случае, к огда пассаж иров четверо.) П отомукаждый из них имеет при себе газовый баллончик или газовый пистолет. Иные возят даже дубинку с электрошоковым устройством . А по предписаниюпо ­ лиции каждое такси снабженокноп -АВТОЗАРУБЕЖЬЕ АВТОЗАРУБЕЖЬЕк ои , к оторуюможно незаметно нажать коленом . Сразу же включится звуковой сигнал, з амигают все четыре указателя поворота врежиме аварийной сигнализации, включится дальний свет фар, а все это вместе непре ­ м енно привлечет внимание прохожих или полицейского . Но не следует думать, что води ­ тель за рулем только иждет нападения, н астороженно косясь взерка ­ ло. О ннеизменно приветлив, готов уложить ваш багаж идаже (если предупредите по телефону) п одни ­ мется за нимв квартиру — с ловом , п оможет во всем. Если пассажир пы ­ тается завязать беседу, «шеф» охотно ее поддержит . М неособенно запомнилась «бабуля» лет 65, опрятная и словоохотливая. Д алеко отодвинувшись от руля и удобно расположившись вспортивном сиденье, она вела машину суверенностью бывалого раллиста. Наша поездкаподошлакконцу . Она длилась минут 10, проехали мыоколо5километров , а на счетчике — чуть больше 12 марок . Протягиваю г-ну Майеру плату за проезд плюс 10 % чаевых (это неписаный закон в Германии), и приветливый водитель прощается со мной . Итак, вы кое-что узнали об условиях работы внемецком такси. А как становятся таксистами? Н есмотря на то , что газеты пестрят объявлениями о таких вакансиях, не так-то просто их занять. Д ля этого нужно закончить специальные курсы (время обучения — от трех до пяти месяцев) и сдать устный и письменный экзамены на знание улиц города, расположения его административных объектов, д остоприме ­ чательностей и подъездных путей кним . К урсы платные ( с кажем , там, г де работает г-н Майер , четыре ме ­ сяца обучения стоят 260 марок ) , а выдержать экзамен удается немно ­ г им . При таксомоторных фирмах действуют и бесплатные курсы , но окончившие их должны отработать на своюфирмунесколько лет. Хотя на таксистов всегда хороший спрос, эту профессию не стоит считать рогом изобилия, и зливающим на шо Это наш герой, профессиональный таксист г-н Майер (фамилия изменена), который довез меня от дома до работы.стоит 3,8 марки ) , счетчик будет пере ­ к лючен на тариф № 2 — для обычных поездок (1,9 марки за 1км ) . В празд ­ н икии выходные дни , а такжес 23 часов до6 утра действует тариф № 3 — д орогой (2,1 марки за 1км ) . Поражает быстрота, с которой таксист появляется по вызову: ч ерез3 — 4 минуты после него он звонит вам, чтобы сообщить: «Карета продана!» А теперь поговоримо машинах. Н емецкие таксисты чаще всего пользуются дизельными «мерседесами». Они дороже своих «собратьев по классу» — м ашиндругихмарок , но разница в цене компенсируется значительно большимресурсом . Х орошоухоженные , «мерседесы» в такси служат очень долго — д о миллиона ки ­ л ометров , а капитальный ремонт сводится к замене двигателя. Достаточно сказать, что среди таксомоторов все еще нередки «мерседесы» серии W123, снятые с производства восемь лет назад. Когда унемецкого таксиста, раб отающего на фирме , случается по ­ л омка на линии, е го дело — запереть машину и сообщить механику фирмы , на какой улице тот может найти заупрямившегося друга. В любомкруп ­Электронный таксометр (вверху) и радиотелефон для связи с центральной диспетчерской — обязательное оборудование машины.на стоянке такси — очередь... за пассажирами: в это время дня их мало.феров земные блага. Заработок «организованного» таксиста 3—3,5 тысячи марокв месяц, что не выше среднего по стране; «частника» — 4—4,5 тысячи (но и расходы его больше). К огдая вижу длинные цепочки машин на стоянках такси , — а нарасхват они только в часы пик , — то вспоминаю слова моегознакомого , семь лет отъездившего за рулемберлинского такси. На вопрос, работает ли он завтра, тот неизменно отвечал: «Работаю. Но вот удастся ли заработать?» М еждутемподготовка водителя, техника, к оторойон пользуется, о р ­ ганизация его труда дает такую возм ожность , что подтвердили и беседа с г-ном Майером , и мои собственные наблюдения. Вот лишь несколько примеров. Все без исключения такси в Германии радиофицированы. Машину можно вызвать по телефону через специальную диспетчерскуюслужбу . По пути к клиенту таксист включит свой электронный счетчик на самый низкий тариф оплаты — первый. Когда вы сядете вмашину (посадкан омгороде есть станция фирмы «Мерседес-Бенц», специализирующаяся на ремонте такси. М еханик пер егоняет туда автомобиль, перечисляет неисправности и передает ключи мастеру. Что касается самоготаксомотор ­ н ого парка, как мы привыкли его называть, то при двух десятках машин здесь чаще всего обходятся, п омимо механика, е щедвумяслужащими : д иректором (это владелец фирмы , к оторый часто крутит «баранку» наравне сдругими ) и бухгалтером . В обязанности механика входит мел ­ кий ремонт , замена масла и, как уже сказано, п ерегон неисправных машинвремонти их получение. Как видите, народу немногоикаждый занят своим делом. Работая в таких условиях, н емец ­ кие таксисты выполняют заказы пун ­ ктуально и быстро. Ведь предложе ­ ние услуг превышает спрос, и каждыйшофер , выехав на линию , действительно хочет заработать. Берлин М. ГОРБАЧЕВФото автораЗА РУЛЕМ 11/93 216 За рулем № 11