с твующего материала, чем потом устранять течь масла. Н еожиданнотрудно оказалось найти поддон картера — старый был сильно помят. В любых количествах предлагались поддоны «жигулей» за 5—7 тысяч рублей, а наш, «восьмерочный» нашли толькоуодного торговца в Солнцево за астрономическую сумму — 26 тысяч рублей . Причина чисто московская : эта вобщем - т о неходовая деталь пользуется большимспросому нынешних лихих наездников от коммерции , к оторые на «девятках» бьются поддонамиобо все, что попадается на дороге . «Крутые парни» б ерутнеобходимую деталь урыноч ­ ных «коммерсантов» по любой цене, ч еми вызван дефицит. Неудобно, что многие запчасти про ­ даются тольковкомплекте . Так, сломав одно маслосъемное кольцо , м ывынужде ­ ны были потратиться еще на один полный комплект из 12 колец. Казалось бы, распакуй коробочкуи продавай по три кольца — к омплект на поршень , но никто почему-то так не делает. При закупках комплектующих очень помогла книга В. И. М арголина «Владельцу автомобиля ВАЗ-2108—2109. Устройство, эксплуатация, р емонт » , где точнои ясно рассказано, к акие бывают поршни , как кним подбирать пальцы итомупо ­ д обное . А вот при сборке двигателя на эту книгуможно было рассчитывать только как на указатель последовательности действий, но не методики их выполнения. Встаешь в тупик, к огда встречаешь рекомендациивроде таких: «Прис пособлением 67.7811.9508 провернуть распределительный вал...» Работали мы все равно по книжке , используя, к ромеуже упомянутых, наглядный многокрасочный альбом «Автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-2109». Исходя из приобретенного нами опыта, м ожно сделать несколько выводов. Итак, если бы пришлось собирать мотор еще раз , я бы сделал вот что. Во-первых, разбирал старый двигатель самостоятельно, чтобы знать, как должна стоять та или иная деталь, и раскладывал креп еж по узлам . В нашем случае все бол ­ ты, винты, гайки и т. п. находились водной большой банке, и поиск среди них нужногоотнималмноговремени . Кстати, при подобных работах обязательно нужен запас хотя бы мелкихкрепежныхде ­ талей. Здесь жееще раз упомянуо пользе динамометрическогоключа — не боишься перетянуть и повредить болт или гайку. Во-вторых, б олее полно иточно выяснил бы, к акие новые детали понадобятся, включая мелочи типа прокладоки винтов. Нам же иногда приходилось отрываться от работы для срочного поиска необходимой детальки, м имокоторой не раз проходили . На примере поршневых колецмы поняли, что лучше сделать пусть грубое , но работоспособное приспособление, чем пытаться пропихнуть кольца в цилиндр отверткой. Большие опасения вызывала установка поршней на шатуны. Последние для этого нужно нагреть. М ы делали это газовой горелкой , з ажимая шатун в тисках. Главный моментоперации — быстро иточно установить палец в шатун, пока он не нагрелся от головки шатуна. Существует специальная оправка с дистанционным кольцом для точнойцентровки пальца, м ыже руководствовались глазомером . П оследующиеконтрольныеизмерения показали, что верный глаз может иногда заменить приспособление. К концу нашей работы стало ясно, что, руководствуясь книгамииздравым смыслом и используя подручный материал, вполне реально с минимальным опы ­ т ом выполнить полнуюсборку двигателя. Затея наша удалась ивденежном отн ошении . Закончив, подсчитали: чтобы собрать мотор ВАЗ-21083 только из новых деталей, включая карбюратори генератор, в то время понадобилась бы суммаоколо 600 тысяч рублей. Безном ерной , то есть собранный, как и наш, из запчастей, двигатель этой моделипред ­ лагали в середине июля на авторынке в Солнцево за 1200 долларов. Таким об ­ р азом , м ы получили 50-процентную эко ­ н омию денег, будучи при этом уверены в качестве сборки нашего движка . Так что, не знаю насчет обжиганиягоршков , а сборку двигателя вполне может выполнить и простой смертный .В «МОСКВИЧЕ» ТЕПЛОЕсли ездишь зимой, хочется, чтобы в салоне было тепло. К сожалению, в «москвичах-412«, -2140, ИЖ-2125 и других на их базе в морозы ниже — 1 5 °С бывает прохладно. Наш журнал описывал разные способы улучшить отопление в них. В. МАСЛАЕВ из подмосковного Зеленограда нашел еще один вариант, очень простой. Практика показала, что попытки изме ­ нить место забора жидкости из двигателя, направление потока через «печку» или иначе проложить шланги большого эффекта не дают. Поэтому бытует мнение, что отопитель «Москвича-2140» плох и лучше заменить его « ж игулевским » . Это верно лишь отчасти. К рышка вентиляционного люка, сам люки радиатор «печки» нареканий не вызывают. Точки подсоединения шлангов к двигателю, их диаметр и трассы определены верно. А вот узлы, р асположенные за радиаторомв салоне, работают не лучшимобразом . Неэффективен вентилятор из-за того , что неудачно выбрано направление теплых воздушных потоков и сечение воздухо ­ водов. Поэтому достаточно удалить литую крышку вместе с вентилятором — и вы увеличите подачу воздуха раза в два. М но ­ гие водители так и делают. И хотя после этого воздух в салон поступает только поднапором встречного потока, для зимывсредней полосе России тепла оказывается достаточно. Результат объясняется уменьшением аэродинамического сопротивления «печки», к рометого , п оток направляется на лица ируки пассажиров: и менно эти части тела не закрыты одеж ­ д ойи быстрее охлаждаются. В результате такой переделки появляется другой недостаток: дольше оттаивает ветровое стекло после пуска двигателя, поскольку на него почти не попа ­ дает воздух из «печки». Поэтому япри ­ м еняю свой, более простой вариант: п рипомощи струбцины пережимаю верхний резиновый патрубок между двигател емирадиатором . Если егопережать полностью, то циркуляция через основной радиатор прекратится и весь потокгоря ­ чей жидкости пойдет через отопитель. При морозе —15...20° и хорошем съеме тепла с радиатора отопителя одной «печки» в полне ' д остаточно для охлаждения двигателя. О днако система автоматического поддержаниятемпературы двигателя, естественно, работать не будет, п осколь ­ к у термостат оказывается отключенным . Поэтому лучше немного отпустить струб ­ цину, оставив" п роходное сечение патруб ­ ка примерно 1—2 см2 . П одборомзатяжки струбцины можно найти оптимальноесо ­ стояние системы (тепловой баланс) для любогомороза . Термостат будет под ­ держивать температуру, сбрасывая лиш ­ нее тепло через главный радиатор, а давления, создаваемого насосом, будет до ­ статочно для интенсивной прокачкижид ­ кости через «печку». В штатной системе охлаждения , пока двигатель не прогрети термостат закрыт , скорость прохожденияжидкостичерез «печку» высока, но температура еще ма ­ ла для обогрева салона. Как только про ­ греется двигатель, клапан термостата от ­ кроется и параллельно «печке» п одклю ­ чится главный радиатор сбольшимпро ­ х одным сечением ималымсопротивле ­ н ием . Давление от помпы уменьшится, скорость горячей жидкости , п ротекающей через «печку», р езко упадет. Эти соображения верны для любого авт омобиля , в том числе и новейших мо ­ делей. Систему охлаждения рассчитываю т на максимальнуютемпературувозду ­ ха + 4 0 . . . 5 0 °С и тяжелые дорожные условия, поэтому зимойохлаждениеоказы ­ вается излишним. Идеальная «печка» д олжна работать сизбытком — в любых условиях обеспечивать необходимоеко ­ личество тепла. Вот почемууменьшение количества горячей жидкости , п роходя ­ щей через основной радиатор, позволяет достичь этой цели. Кстати, з имой это, по сути, не влияет на температуру двигателя, благодаря чему струбцину не приходится регулировать на протяжении всего периода холодов, вплоть до нулевых температуридаже выше ( п оэтомуяприменяю просто скобу , п оказанную на рисунке ) . Но злоупотреб ­ лять этим не стоит. Если с «печки» снят вентилятор, то стоять в автомобильной пробке , к огда на улице «плюс», становится опасно: м ожно перегреть двигатель, о собенно если его радиатор закрыткар ­ т оном или жалюзи . Поэтому при темпе ­ ратуре воздуха выше нуля надо постоян ­ но следить за температуроймотора , чтобы вовремя снять струбцину. Важное замечание: не стоит пережи ­ мать шланг, к огдав системе вместо антифриза вода — с лишком велика вероятность замерзания воды в радиаторе, п о ­ с колькучерезнегопроходит мало жид ­ кости.ЗА РУЛЕМ 11/93 41Скоба 1 (металл, пластмасса), пережимающая шланг 2.^^Г^в^Г"\U—I!____;•~-—У1 2