ТОК ЗАЩИЩАЕТ ОТ КОРРОЗИИНа прилавках магазинов немало устройств, зарубежных и отечественных, в которых используется принцип электрохимической (катодной) защиты кузова автомобиля от коррозии. Эффективность многих из них — возможно, в силу необычности метода — вызывает большие сомнения у автолюбителей. Журнал уже предоставлял слово специалистам по защите металлов от коррозии (ЗР, 1992, № 10). Сегодня своим опытом делятся сотрудники Всероссийского НИИ коррозии — заведующий лабораторией кандидат технических наук В. ТЕРШИН и научный сотрудник А. БОНДАРЕНКО. Традиционный метод защиты кузова автомобиля от коррозии — это нанесение на металл лакокрасочных покрытий , нер едкомногослойных . О днаков процессе эксплуатации происходит постепенное их разрушение : из-за вибраций при движ ении появляются микротрещины , п од ударами камней или песка краска откалывается. При пониженных температурах по ­ крытия становятся хрупкимии еще больше подверженыповреждениям . В результате влага попадает на незащищенный металл. Еще более уязвимо защитное покрытие днища и внутренних полостей — недаром его рекомендуют обновлять каждые два года, а при интенсивной круглогодичной эксплуатации — е жегод ­ но. Согласитесь, это дорогое удовольствие. Вполне понятно желание приоб ­ рести чудо - п рибор : о дин раз потратился и навсегда защитил кузов от ржавчины. Но возможно ли это? П режде чем ответить «да» или «нет», придется рассказать ометоде катодной защиты от коррозии , к оторыйшироко применяется на самых разнообразных объектах. Н апример , на кораблях устанавливают специальные протекторы , к ото ­ рые, растворяясь вморской воде, обеспечивают защиту корпуса судна. П одзем ­ ные трубопроводыпередукладкойоб ­ рабатывают антикоррозионными составам ии обматывают специальной лентой. На определенном расстоянии от трубо ­ провода закапывают анод — металличес кую болванку, к которойподключают «плюс» источника постоянного тока, а к самой трубе — «минус». О днако автомобиль — не морское судно и не подзем ­ ный трубопровод , постоянно находящиеся вэлектропроводящей среде. Тонкая пленка влаги на кузове то высыхает, то вновь образуется, поэтому катодная защита малоэффективна: радиус ее действия очень мал. М ожно , к онечно , установить множествопротекторов (анодов), вдобавок опутав проводами весь автомобиль, или применить радикальный способ — оцинковать кузов (это делают на довольно дорогихзарубежных машинах), но оба способа очень сложныитрудоем ­ к и . И тем не менее решение проблем ы найдено. Два года назад в лабораторию защиты металлов от электрохимическойкоррозии нашего ВНИИ обратились работники «АвтоВАЗтехобслуживания» с просьб ой провести экспертизу электронногоантикоррозионного устройства «Rust Evader» ( С ША ) для автомобиля. М ы установили его на детали кузова «Волги», ВАЗа, «Москвича» и имитировали по ­ в реждениязащитного покрытия. Не будем углубляться в детали эксперимента, с кажем лишь, что радиус дей ­ ствия «Rust Evader» не превышал 25 см . В реальных условиях гальваническая связь между анодами и защищаемыми участк ами поверхности может нарушаться из за масляных водоотталкивающих пятен и просто из-за высыхания неповрежденной поверхности. В дефектных местах влага способна задерживаться очень долго , и если гальваническая связь прервется, то кузов не будет защищен. ДействительСпереди и сзади на кузовприклеивают аноды, т акже малоизНашивающиеся. Д ля этого потребовалось создать специальный токопроводящий клей. А ноды присоединяют кэлектронно ­ му блоку — м иниатюрной катодной станции, которая питается от аккумулятора . Станция следит, чтобы электрическое напряжение было в определенных преде ­ лах: если ономеньше — мал радиус дей ­ ствия, если больше — начинает выделяться водороди лакокрасочное покрытие отслаивается. А ноды , связанные со станцией, называют первичными, а токопроводящеепо ­Схема электрохимической защиты кузова от коррозии: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — катодная станция; 3 — сплошное защитное покрытие днища кузова — вторичный анод; 4 — первичные аноды.но, к огда при испытаниях мы смачивали только дефектыпокрытия , к оррозия наблюдалась уже на расстоянии 5 см от анодов. Таким образом , выяснилось, что амер иканское устройство имеет низкую эффективность. Было испытано и отечественное УЗК - 1 . Этот недорогойприборсодержит электронный блок и восемь анодов из нержавеющей стали. Результат оказался весьма похожим на преды ­ д ущий . Разница лишь втом , что отечественные аноды теряли свою массу, а американские, изготовленные из карбоси ла, к оррозии не подвергались. Что же делать? М ыв институте ре ­ шили не хоронить идею электрохимической защиты кузова автомобиля, а по ­ добрать вариант, к оторый подходит для данного случая. Специалистам известен такой способ. Стальные конструкции , находящиеся вморской воде, в период отлива оказы ­ ваются на воздухе. На поверхности ме ­ талла остается вода, которая скоро высыхает — здесь и на автомобиле условия схожи . П роблема защиты морскихсоору ­ ж енийуже решена спомощьютонко ­ п леночных , (вторичных) анодов. На по ­ верхность металла в зоне переменной смачиваемости наносят лакокрасочное по ­ крытие, а поверх него — сплошной токо проводящий слой, и меющий электрический контакт санодом системы электр охимической защиты. Так достигается стопроцентная защита металла. Чтобы приспособить методк автомобилю, потребовалось время. Т окопроводящее покрытие (толщиной около 200 микрон ) н ужно нанести на все днище кузова. О носодержит специальные добавки, у меньшающие износ, а также ингибиторы (замедлители) к ор ­ р озии : они способствуют защите ме ­ талла при отключенном электропитании.крытие — вторичным анодом . Если в защ итном . п окрытии кузова есть дефект , то обнаженный металл через воду, попавш уювповрежденное место, замыкается на вторичный анод, к оторый связан через первичные со станцией. Электрохимическая защита начинает действовать. При желании можно нанести вторичный анод и внутри салона — под коври ­ к и , а на весь кузов снаружи , к сожа ­ л ению , нельзя — покрытие непрозрачное . Естественно, чем больше повреждений , т ем больше электроэнергии придется расходовать для катодной защиты. По величине потребляемого тока можно узнать, что пришло время обновлять защитное покрытие. Наибольшую эффективность такая си ­ стема защиты от коррозии обеспечит, если обработать еще новый автомобиль. Бывшие в эксплуатации машины надо предварительно покрыть обычной защитной мастикой, а на нее наложить вторичный анод. Его можно нанести воздуш ­ ным или безвоздушным распылителем либо кистью, как обычную краску. О тметимв заключение, что разра ­ ботанная композиция обладает высокой эластичностью, а составляющие ее ком ­ поненты недороги . ОТ РЕДАКЦИИ. По-видимому, проблем у защиты кузова автомобиля от корро ­ зии еще рано считать решенной : новый способ должен выдержать проверку врем енем . Ученые рекомендуют использовать катодную защиту лишь как дополне ­ ние к традиционным способам . Заявления, что кузов, на который установили электрохимическую антикоррозионную систему, не нуждается вобработкема ­ стикой и составами типа «Мовиль» — это не более чем рекламный трюк без серьезных обоснований.ПОПСКП • ИДЕИ • РАЗРАБОТКИ6*ЗА РУЛЕМ 12/39 23