18
19
АВТОМОБИЛЬ ПО-РОССИЙСКИВ подмосковном городе Ликино-Дулево, под боком у ЛиАЗа, родился новый автобусный завод «Альтерна». Резво взяв старт, заводчане менее чем за год подготовили к производству четыре модели автобусов. Однако проделанная работа далась нелегко. водстве и думать было нечего. Поэтому «Альтерна» арендовала уЛиАЗаслужеб ­ ные (1200 м2 ) и производственные поме ­ щения (12 500 м2 ) . О том , чего стоило «выбить» эти площади итем более приоб ­ рести их в собственность на основе догово ­ ра купли - п родажисМосковским облас тнымфондом имущества, м ожно написать остросюжетнуюисторию . П римерысотключениемв помещениях «Альтерны» электроэнергии, п рекращением подачи воды в цеха, п риказом Генерального ди ­ р ектораЛиАЗао недопущении работников соседствующего предприятия на их жетерриторию — сразу после оформления «Альтерной» заявки на право собственности! — напоминают бессмертнуюгого ­ левскую повесть отяжбе двух соседей. Д елодошлодоМосковского областного суда, к оторый признал действия руко ­ водства ЛиАЗанезаконными . Только после решения суда на «Альтерне» стала налаживаться нормальная работа. К моменту выкупа (июнь 1992 года) на предприя ­ тии работало уже 350 человек — к он ­ с трукторы , испытатели, технологи, рабочие сбольшимопытомв разработке, испытании, внедрении и изготовлении автобусов — все выходцы сЛикинского завода. Несмотря на объективные трудности и препятствия, в 1992 году конструкторы «Альтерны» сделали, казалось бы, невозм ожное . Они разработали и изготовили образцы семейства автобусов, не имею ­ щих аналогов в России. Здесь городские — среднего и особо большого классов, автобус дальнего следования и специальный для эксплуатации внутри аэропортов. К он ­ цепция этого семейства опирается на три принципа. Во-первых, к онструкторскиере ­ шения позволяют при производстве обой ­ тись без дорогостоящего штамповочного оборудования. Используют станки для гибки металла, что позволяет сократить пер иод освоения машины с нескольких лет до 5—6 месяцев. Во-вторых, в конструкции Городской автобус особо большой вместимости «Альтерна-6230». Габарит IS 880Х X2J00X3100 мм, база — 5600+6270 мм. Вместимость — 165 пассажиров, мест для сидения — 32. Полная масса — 23 600 кг. Скорость — 80 км / ч . Двигатель — КамАЗ-740 или ЯМЗ-236. Коробка передач — КамАЗ-14 или ЯМЗ. Передний мост — ЛиАЗ-677, средний мост — ЗИЛ-130Г, одноступенчатый, с гипоидной главной передачей, или Ишимбайского ЗТМ, с планетарными боковыми редукторами, задний мост — ЧМЗАП-99858. Подвески — зависимые, рессорно-пиевматические.«АЛЬТЕРНА» НАСТРОЕНА СЕРЬЕЗНОКак утверждает немецкий журнал «Ластауто унд омнибус» («Грузовик и автобус»), последние пять лет в Европе отмечены успехами в развитии автобусного сообщения. Фирмы, выпускающие автобусы, разрабатывают новые модели; транспортные объединения, муниципальные власти расширяют сеть городских, пригородных и междугородных маршрутов. Цель — разгрузить города от индивидуальных машин и улучшить условия проезда пассажиров. Увы, иначе обстоят дела в нашей стране: сокращенные и отмененные маршруты, толпы ожидающих на остановках, видавшие виды машины устаревших конструкций. Потребность России в автобусах составляет 20—25 тысяч вгод . Л икинский завод — единственный среди отечественных предприятий выпускающий машины об ­ щ его пользования для городов , делает лишь две с половиной тысячи. К тому же он не производит сочлененных автобусов — в сравнении с обычными более эко ­ номичных, с увеличенной провозной способностью. Уповать на то, что вближай ­ шее время Ликинский завод сможет насытить внутренний рынок (даже учитывая, что экспорт автобусов почти сведен к нулю), вряд ли резонно : ведь до сих пор современный ЛиАЗ-5256 не вытеснил с конвейера ЛиАЗ-677 образца 1967 года — о сновную машину в большинстве автобусных парков. Спад производства на ЛиАЗе , усугубляющий транспортную проблему, связан не только с модернизацией предприятия, р остом цен на сырье, нарушением хозяйственных связей и дисциплины поставок, но ис просчетами руковод ­ ства при разработке планов развития завода. Недовольство курсом «капитанов» вылилось в мае 1991 года в создание товарищества с ограниченной ответственностью «Альтерна», куда вошли 192 сотрудника научно-технического центра «ЛиАЗа». Так в России появилось еще одно предприятие, основным направлением деятельности которого стало проектиро ­ вание и производство автобусов общего пользования. На тех площадях, к оторыми располагал НТЦ в 1991 году (1500 м2 ) , о произ ­18ЗА РУЛЕМ 2/94 АВТОМОБИЛЬ ПО-РОССИЙСКИСпециальный автобус для аэропортов «Альтерна-7202». Габарит 17 300> 2500;Х3100 мм, база — 5600+6270 мм. Вместимость — 200 пассажиров, мест для сидения — 21. В кузове — по три двустворчатые двери с каждой стороны. Остальные данные — как у модели -6230. автобусов применены агрегаты и материалы, серийно производимыев России и (за редкимисключением ) в странах СНГ. И мпорт полностью исключен. И в-третьих, многовариантность приме ­ няемых агрегатов. З аметим еще, что «Альтерна» о дной из первых в России прошла сертификацию своих автобусов и получила « О добрение типа транспортного средства», п одтверждающее соответствие автобусов правилам ЕЭК ООН . Что ж , настойчивость «Альтерны» по-хвальна. Но все-таки по силам ли ей пополнить парк своими «выгодными» автобусами? Пока руководители товарищества называют скромнуюцифру : 100. Столько Междугородный автобус «Альтерна-4215». Габарит 9600Х2500Х Х3485 мм, база — 5600 мм . Вместимость — 36 пассажиров. Объем багажного отделения — 7,2 м3 (у «Икаруса-256» — 4,8 м3 ). Полная масса — 13 880 кг. Скорость — 100 км/ч. Запас хода — 2500 км . Двигатель — дизельный, КамАЗ-740 или ЯМЗ-238, расположен впереди продольно, мощность — 162 или 169 кВт. Коробка передач — механическая, КамАЗ-14 или ЯМЗ. Подвески — зависимые, рессорно - пневматические. Передний мост — ЛиАЗ-677, задний мост — ЗИЛ-4331. Городской средний автобус «Альтерна-4216». Габарит 9600X2500X3100 мм, база — 5600 мм . Вместимость — 90 пассажиров, количество мест для сидения — 17 (по желанию заказчика может быть увеличено). Полная масса — 15 100 кг. Скорость — 80 км / ч . Двигатель — дизельный. КамАЗ-740 или ЗИЛ-645, расположен впереди продольно, мощность — 162 или 136 кВт. Коробка передач — механическая, КамАЗ-14 или ЗИЛ . ' рищество из Ликино находит оригинальные формы взаимовыгодного сотрудничества, чтобы и самим остаться при деньгах, и партнеров не лишить последнего. Ну, а заработанное будут направлять на дальнейшую научно-исследовательскую работу, м одернизацию моделей и освоение новых. Картина просто идиллическая, однако вовсе не оторванная от реальности. Д ажев процессе такого короткого сотрудничества с отечественными пред ­ приятиями нашлись средства для разраб отки еще одной , пятой модели автобуса (среднего класса) и для подготовки к освоению автобуса особо малого класса. «Альтерновцы» надеются представить общественности опытные образцыв середине нынешнего года. Не стоит гадать, насколько велик бу ­ дет вклад «Альтерны» в решение автобусной проблемы . Но старт товарищества из Ликино впечатляет. Хочется, чтобы с его помощью Россия смогла быстрее присоединиться к ведущим европейским странам с динамично развивающимся автобусным сообщением . С. ДОРОФЕЕВ ифирмы «Альтерна»ФотоВ. Князевамашин может выйти из ворот завода вЛикинов 1994 году. Максимальная же производительность, основанная на технологических расчетах, составляет 1000 автобусов вгод . Стоит ли всерьез говорить отаком количестве? Но надо иметь в виду, что «Альтерна» пытается, п омимо собственного производства, при поддерж ­ ке Автосельхозмашхолдинга иМинистер ­ ства транспорта наладить производство своих машин в разных регионах России. У же пять заводов (два в Сибири, три вевропейской части) заявили о желании изготовлять автобусы «Альтерны». Самый крупный из них — Энгельсский завод специализированных автомобилей. Еще один официальный заказчик — «Мострансав5*то», сильная областная организация, к о ­ торая на базе своих авторемонтных пред ­ приятий ежегодно способна выпускать до 1000 автобусов. Разумеется, все заводы будут помогать решению транспортной проблемы своих регионов. Интересно, что заводы, изъявившие желание купить пакет конструкторскойдо ­ кументации у «Альтерны», сохраняют независимость ( к онечно , если им это на руку) и смогут в дальнейшем развиваться самостоятельно, без чьей-либо указки . Пакет сегодня стоит несколько миллиардов рублей. Но «Альтерна» не требует немедленно всей суммы . Ясно, что, пока заводы не получат прибыли, о расплате не может быть и речи. Поэтому товаКогда этот материал был уже готов, поступило сообщение : «Альтерна» и ЛиАЗ сели за стол переговоров. Встречи руко ­ водителей могут завершиться тем , что «Альтерна» войдет в состав акционер ­ н ого общества «ЛиАЗ» в качестве ассоциированного члена (без права голоса), а ее генеральный директор В. Ж аворонков — в состав правления ЛиАЗа . Тогда стороны получат право работать на основе взаимовыгодных договоров , естественно, не теряя при этом ни своей независимости, ни самостоятельной производственной программы . Об окончательных итогах мысообщимводном из ближайших номе ­ ров журнала. Тем временем «Альтерна» расширила сферу деятельности, подписав договорс предприятием «Аксу» о производстве своих автобусов в Казахстане, и укрепила производственные отношения с предприятиями Энгельса, Рыбинска, Красногвардейска, Перми. «Альтерна» п о - п режнему настроена серьезно. ЗА РУЛЕМ 2/94 19