52
53
^tm=sfr~«£&•'ГОНКИ ПОД ДЕВИЗОМ БРАТСТВКНА ТРАССАХ ФОРМУЛЫ 1 СОСТЯЗАЮТСЯ «ДАЛЬНОБОЙЩИКИ»По итогам розыгрыша Кубка Международной автомобильной федерации — ФИА в кольцевых гонках на грузовиках наша отечественная марка «АМО ЗИЛ» вышла в минувшем спортивном сезоне на третье место в Европе после «Мерседес-Бенца» и МАНа, поднявшись сразу на две строчки по сравнению с 1992 годом. Московский гонщик Александр Маркин, успешно выступавший на многих этапах, занял в итоге пятую позицию в классе I. Кольцевой тягач ЗИЛ — подарок московского завода английским спортсменам — получил там прозвище «Никита». В прошлом году в трех этапах Кубка ФИА на нем выступал Ричард Уокер. При его помощи Маркин вывел марку «ЗИЛ» на третье место в заводском зачете. кто из них лучший водитель и чей автомобиль самый мощный и быстрый. Ударили по рукам и, когда трасса освободилась, вывели на нее свои тягачи. Так это было или нет, но соревнования на магистральных грузовиках стремительно распространились по странам Европы, завоевав сердца сотен тысяч болельщиков. С подачи автомобильной федерации Нидерландов был создан и координирующий орган — ЕТРА (Европейская ассоциация кольцевых гонок на грузовиках). Мало кто мог предполагать, что ФИА объявит настоящую войну новоявленной организации на том основании, что ассоциация незаконна — она не является членом федерации, а ее «грузовое кольцо» наносит вред окру_ жающей среде (в этом ее активно поддерживали <:зеленые») и бросает тень на благородные соревнования легковых автомобилей. ФИА даже распространила среди национальных федераций циркуляр, в котором строго предупредила, что отлучит от автоспорта всех, кто будет поддержиПоследние два года Российское телевидение балует нас прямой трансляцией всех этапов чемпионата мира в формуле 1. Наши симпатии снискали француз Прост, бразилец Сенна, англичанин Хилл, другие пилоты, мы многое узнали об их спортивной жизни, о конструкции их болидов, будоражущих воображение поклонников автоспорта. И всетаум при этом оставалось неудовлетворенным одно желание — увидеть на трассах формулы 1 своих российских спортсменов, да еще на наших машинах. Между тем это уж никакая не фантазия. То же телевидение нет-нет да и покажет в одной из автоспортивных программ фрагменты увлекательнейших кольцевых гонок (правда, не на «формуле», а на могучих тягачахкамионах), где среди участников — москвич Александр Маркин, выступающий на ЗИЛе. Он, как и англичанин Ричард Уокер, отдавший предпочтение этой марке,— частые гости на пьедестале почета. Состязания эти — одни из самых молодых в международном спортивном календаре. Даже единого названия у них нет. Специальные журналы, посвященные магистральным грузовикам, их конструкторам, водителям и событиям на грузовом кольце (они издаются сейчас в Англии, Германии, Голландии, Испании, Франции и других странах), по-разному величают соревнования седельных тягачей. Одни — гонками камионов, другие — состязаниями перевозчиков, «дальнобойщиков», а иные — даже чемпионатами Европы. И все же правильное название — Кубок ФИА. Довольно странно, что, несмотря на молодость «грузового кольца», как-то забылась история его рождения. Существует только версия. Вроде бы в конце 70-х годов водители седельных тягачей, доставив гоночные машины на трассу соревнований (кажется, это был французский <Ле-Ман»), как всегда, остались на несколько дней без дел. Подкрепившись изрядно вином и пивом, они заспорили, Хита Бейли — кумир английских «дальнобойщиков». Два года она выступала на ЗИЛе, создав ему громкое имя среди поклонников «грузового кольца» в Англии. Теперь Хита не без успеха пробует силы в гонках формулы 3.СПОРТ52ЗА РУЛЕМ //94 вать или тем более проводить гонки камионов. К счастью, великое братство перевозчиков не позволило задушить свое детище. ЕТРА не поддалась на угрозы, а вступила в переговоры с Международной федерацией, где выложила свои аргументы: ей от ФИА ничего не нужно — ни баснословных гонораров от контрактов с фирмами, ни призовых, как в формуле 1, ни денежной помощи в организации соревнований. Все расходы, связанные с доставкой гоночных тягачей на трассы, жильем и питанием, участники берут на себя. Десятки транспортных фирм направили в ФИА письма в поддержку гонкам камионов ис обещанием оказывать им помощь. Немалую роль в примирении сыграли такие гиганты автоиндустрии, как «МерседесБенц», МАН, ДАФ, «Рено». Доводы их были весьма убедительны, и среди них «спорт — лучшее средство рекламы продукции автозаводов». Дело кончилось тем, что ЕТРА вступила в ФИСА (Международную федерацию автоспорта, которая входит в ФИА) и с 1985 года регулярно разыгрывается сначала Кубок Европы, а затем Кубок ФИА. Правда, до сих пор регламент гонок не устоялся. Почти каждый сезон менялись правила соревнований, классификация ибольшие проблемы для гонщиков: на прямой обогнать соперника практически невозможно, единственный выход — резко войти в поворот, всеми силами удерживая плывущую по асфальту многотонную машину, потолкаться с другими, к восторгу зрителей, и мощно выстрелить из виража. Но наиболее опасное, что влечет за собой незамедлительное исключение из заезда и что часто не может предотвратить водитель,— это дымность выхлопных газов, которая определяется судьями визуально, что порой вызывает дискуссии. «Грузовое кольцо» демократично как никакой другой вид автоспорта. Профессиональных «конюшен» и профессиональных гонщиков здесь нет ив помине. Владелец транспортной фирмы (чаще всего он сам и пилот), несколько его рабочих в качестве механиков — вот и вся команда. Стартуют здесь люди, влюбленные в камионы и связанную с ними работу, и не только шоферы-дальнобойщики, но и водители-инструкторы, инженеры-конструкторы, журналисты, даже шеф-редакторы специализированных журналов, как, скажем, немецкий барон Ханц Георг фон дер Марвитц. Для участников гонок — это хобби, увлечение, если хотите, страсть. Здесь мы не ставим целью познакомить читателей с машинами, участвующимидоброжелательная обстановка. «Чужие к нам не ходят,— утверждают организаторы гонок камионов,— только свои». И действительно, возле трасс не хватает автомобильных стоянок для размещения сотен магистральных фур, прибывающих из разных стран Европы. А посмотрите на гонщиков, они, как правило, в чем-то похожи на свои автомобили — такие же большие, уютные. Каждый зритель беспрепятственно может проникнуть в закрытый парк, сфотографироваться с гонщиком, полюбоваться вблизи гоночными тягачами. Чем не удовольствие? Наш Саша Маркин, начав выступления в Кубке четыре года назад, уже два сезона ходит в числе лидеров. Фотографии русского гонщика и его ЗИЛ-4421СЕ можно встретить теперь во всех журналах для перевозчиков, в программах гонок. По разным причинам слабо начав прошлогодний сезон, Маркин на финише блеснул отменными результатами: четыре раза поднимался на пьедестал почета, начал теснить занимавшего четвертое место голландца Теуниса Холстеге и должен был его опередить. За вычетом четырех худших Между субботней и воскресной гонкой есть время для срочного ремонта, и испанцы торопятся восстановить двигатель своего тягача «Пегас».Команда английской транспортной фирмы Криса Ходжа долгое время предпочитала грузовики «Форд». На снимке — его последняя авария, после которой Крис предпочел ЗИЛ . технические требования к автомобилям. Не будем касаться прошлого, а познакомим с тем, что было в минувшем году. Кубок включал десять этапов по две гонки в каждом (в субботу и воскресенье), причем в зачет участнику, как вначале объявила ФИСА, из двадцати заездов шли шестнадцать лучших. Большинство соревнований прошло на трассах формулы 1, вернее, на их укороченных вариантах. Все автомобили делились по классам в соответствии с рабочим объемом двигателя: I (до 11950 см 3 ), II (до 14 000 см 3 ) и III (до 18 500 см 3 ), при этом ни мощность, ни крутящий момент не ограничивались. По оснащенности автоматикой и электроникой гоночные грузовики чемто напоминают даже формулу 1. Чтобы представить себе возможности их, скажем только, что тягачи самого младшего класса, куда входит и ЗИЛ, разгоняются с места до 100 км/ч за... пять секунд. Но ограничения все-таки есть. Максимальная скорость на «грузовом кольце» установлена в 160 км/ч. Ее фиксируют на любом участке трассы. Это создаетв гонках камионов. И все же отметим, что наш ЗИЛ оснащен американским двигателем «Катерпиллер», немецкой автоматической коробкой передач и английской электронной системой управления впрыском топлива «Лукас». «Грузовое кольцо» — соревнования не только для мужчин. Здесь на равных с ними в мастерстве управлять могучими машинами спорят и женщины. Это очаровательная белокурая англичанка Хита Бейли — инструктор трассы «Брандс Хэтч», близ Лондона, многократная чемпионка страны, которая сразу же отдала предпочтение ЗИЛу и не раз опережала на нем представителей сильного пола, и ее подруга из Финляндии рыжеволосая Минна Куопалла — чемпионка страны по картингу, мотокроссу и одна из сильнейших лыжниц Суоми. Она, между прочим, в прошлом году заняла четвертое место в самом мощном классе машин Кубка ФИА. Трассы, на которых проходят этапы Кубка, почти всегда переполнены. Кольцо «Нюрбургринг» в Германии, где по традиции состоялась седьмая, считающаяся ключевой встреча, собрало в минувшем сезоне 220 тысяч зрителей. Представляете себе — население среднего города! И повсюду, на всех трассах, какая-то особаярезультатов, что предусматривалось регламентом, наш гонщик выходил на четвертое место, оставляя голландца позади. Однако уже после окончания соревнований ФИСА изменила свое первоначальное решение: все 20 заездов пошли в зачет. Обидно, конечно. Но минувший сезон — не последний, тем более что он показал как возможности гоночного ЗИЛа (в «первенстве марок» он третий после «Мерседеса» и МАНа), так и его водителя Александра Маркина. Но есть еще один итог, куда более важный, чем занятые места. Начавшееся в спорте сотрудничество с американской фирмой позволило зиловцам начать выпуск малой серии грузовиков с двигателем «Катерпиллер». Б. ЛОГИНОВ Результаты Кубка ФИА 1993 г. Класс I: 1. Ж. Кине (Франция), «МерседесБенц-1733» — 234 очка; 2. X. Г. Марвитц (Германия), МАН-227; 3. М. Сантос (Испания), МАН-150; 4. Т. Холстеге (Нидерланды), «Скания-113М» — 129; 5. А. Маркин (Россия), ЗИЛ-4421СЕ — 120; 6. Ж . Перре (Франция), «Рено» — 108 очков. Зачет среди заводов-изготовителей: 1. «Мерседес-Бенц» — 138 очков; 2. МАН — 121; 3. ЗИЛ — 68; 4. «Рено» — 42; 5. «Скания» — 31 очко. ЗА РУЛЕМ 2, 94 53