ИНДИЙСКИЙ «МЕРСЕДЕС»Оказывается, возможна и такая комбинация. Она стала реальной благодаря настойчивости российской фирмы, деловому интересу индийской и дальновидности — немецкой. Но расскажем все по порядку.ТЕХНИКАВ РОССИИГрузовой автомобиль Автобус TATA Немецкая фирма «Мерседес-Бенц», как известно, крупнейший производитель грузовых автомобилей. Ее модели имеют множество модификаций, предназначенных для производства и сбыта во многих регионах мира. Заводы «Мерседес-Бенц» находятся в сорока с лишним странах. Разумеется, в каждой из них фирма ведет особую политику, ориентируясь на местные стандарты и технические требования, особенности эксплуатации и специфические требования покупателей. В 1989 году «Мерседес-Бенц» модернизировал легкие грузовики серии Т1, выпуск которых начался тринадцать лет назад. Требовалось поддержать популярность и экономическую эффективность их использования прежде всего в Европе. Автомобили получили новые дизельные двигатели, •коробки передач, кузова с улучшенными аэродинамическими характеристиками. Изменились и обозначения: моделям второго поколения были присвоены индексы -208, -308, -408 вместо -207, -307, -407. Однако, следуя своей концепции «выгодной заменяемости», «Мерседес-Бенц» не прекращал (а кое-где воскресил) выпуск некоторых устаревших моделей на дочерних предприятиях и автомобилестроительных фирмахпартнерах в странах «третьего мира». На московском автосалоне-93 в окружении солидных новинок «Икаруса» и МАЗа приютились, вызывая любопытство посвященных, скромные «мерседесы» серии Т1 первого поколения. Трехлитровые дизели с жидкостным охлаждением, узлы трансмиссии, подвеска, тормоза — все, как у прежних немецких машин. Но на привычной облицовке радиатора вместо знаменитой трехлучевой звезды красовалась буква Т, заключенная в круг. Это фирменный знак индийской компании TATA, объединяющей автомобилестроительные, сталелитейные, парфюмерные и некоторые другие разнопрофильные предприятия. Именно TATA проТАТА-407/27. на шасси -407/27. должила выпуск семейства -407 (грузовые машины, фургоны, микроавтобусы), поскольку Индия остро нуждается в автомобилях малой грузоподъемности. «Мерседес-Бенцу» принадлежит 20 % капитала этого проекта. А как немецкий грузовик, предназначенный для работы в азиатских условиях, появился на нашем рынке? Известно, что транспорт России также нуждается в прочных и легких развозных машинах. Ведущие западные фирмы уже продают здесь грузовики, фургоны, микроавтобусы, но отечественные предприятия стремятся наладить выпуск своих машин, обеспечить их сетью обслуживания и ремонта. Каждый идет к поставленной цели своей дорогой. Не стало исключением акционерное общество открытого типа ABPOH, учрежденное в сентябре 1992 года. Его название — аббревиатура слов «автомобили, выпуск, ремонт, обслуживание, надежность», а учредители — 32 авторемонтных и машиностроительных завода, разбросанных по всей России. Основная цель АВРОНа — развитие производства автомобилей малой грузоподъемности, а для этого требовалась помощь зарубежных партнеров. Попытки заинтересовать крупные иностранные фирмы увенчались все-таки успехом. После консультации с «Мерседес-Бенцем» индийская TATA подписала договор о сотрудничестве с АВРОНом. На первом этапе она поставляет в Россию комплекты узлов для грузовика модели -407, а АВРОН организует их отверточную сборку на своих предприятиях. Кроме того, TATA, по ее усмотрению, в любой момент может войти в АВРОН как соучредитель. На втором этапе сотрудничества предполагается наладить производство легких грузовиков, а также микроавтобусов и фургонов на базе отечественных агрегатов, узлов, комплектующих изделий и материалов. Еще в августе, когда индийские «мерсе-десы» впервые были представлены в Москве, планировалось начать их массовую сборку в нескольких городах и до конца 1993 года выпустить 2200 машин. Однако первые экземпляры грузовиков ABPOH-TATA появились только в декабре — их сделали на Рубцовском машиностроительном заводе. В планы пришлось вносить коррективы из-за того, что не была отлажена поставка комплектов: они шли из Бомбея на Украину, в Одессу, а оттуда в Россию. В нынешнем году на автомобили будут устанавливать отечественные электро- и световые приборы, систему отопления брянского производства. Что же касается крупных узлов — коробок передач, двигателей, мостов, то начало их выпуска на наших заводах сегодня предсказать трудно. Испытания, проведенные экспертной группой ЗИЛа, выявили вполне удовлетворительную надежность, достаточный ресурс и приемлемые расходы на эксплуатацию индийского «Мерседеса». Конечно, машины модели -407 первого поколения Т1, да еще в азиатском исполнении, нельзя сопоставить с новыми моделями -408. Использование в последних мало- и необслуживаемых узлов, улучшенных материалов и технологий, увеличение интервала между заменами масла в двигателе с7 до 10 000 км, а между обслуживанием — с 20 до 30 000 км пробега (в хороших дорожных условиях) позволили при пробеге 40 000 км в год сократить затраты на обслуживание на 25 %. Однако у клиента есть выбор: заплатить 14—16 тысяч долларов за автомобиль, собранный на АВРОНе, или 25—30 тысяч — за фирменный «Мерседес». Думается, покупатель в Рубцовске, Чебоксарах или Свирске выберет первый вариант. Тем более, что при отлаженном сервисе (а наладить его стремятся и АВРОН, и TATA) не возникнет проблем ни с запасными частями, ни с ремонтом. Сколько же машин соберут заводы акционерного общества АВРОН в нынешнем году? Если партнеры наладят бесперебойную доставку комплектов, рассчитывают на 4000 штук. Продавать их будут в тех регионах, .где производят. А там, быть может, «Мерседес-Бенц» и сам решится выпускать такие машины в России. С. ДОРОФЕЕВ Фото «TATA Инжиниринг»Краткая техническая характеристика автомобиля ТАТА-407/27 (в скобках — отличающиеся данные длиннобазной модификации -407/31). Общие данные: снаряженная масса — 2200 (2500) кг; полная масса — 4800 кг; площадь платформы кузова — 4,8 (5,5) м2; грузоподъемность — 2450 кг; размер шин — 7,50—16. Двигатель: рабочий объем — 2956 см 1 ; мощность — 65 л. с/47,8 кВт; максимальная скорость — 103 км/ч; контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч — 10 л/100 км. Коробка передач — механическая пятиступенчатая. Тормоза — барабанные с гидроприводом и усилителем.ТЕХНИКА4' ЗА РУЛЕМ 2/94 1$