«МЕРТВЫЕ ДУШИ»За рулем2 • ФЕВРАЛЬ « 1994Ежемесячный журнал для автомобилистов Издается с апреля 1928 года Учредитель: ТОО «Издательство «За рулем» Генеральный директор В. ПАНЯРСКИЙ Главный редактор П. МЕНЬШИХ Заместители главного редактора B. АРКУША М.ТИЛЕВИЧ Обозреватель Л. ШУГУРОВ Техника C. ДОРОФЕЕВ М. ТЕПЛОВ Безопасность Ф. ИЛЮХИН (зав. отделом] Н. ЩЕРБАКОВ Испытания Д. ПОСТНИКОВ (зав. отделом) В. КРЮЧКОВ Эксплуатация Б. СИНЕЛЬНИКОВ (зав. отделом] В. СУББОТИН Собственные корреспонденты: в Берлине М. ГОРБАЧЕВ в Казани А. СОЛОПОВ Оформление Н. КЛЕДОВА (зав. отделом) К. НЕХОТИН (главный художник) В. КНЯЗЕВ Л. МАЗНИЧЕНКО Корректура М. ИСАЕНКОВА Письма А. ДИРИЧЕВА На 4-й странице обложки — коллаж художника К. НЕХОТИНА Сдано в производство 23.11.93 г. Подписано к печати 22.12.93 г. Формат 60X90 1/8. Печать офсетная Усл. псч. л. 7. Тираж 800 000 экз. Заказ № 1831 Ордена Трудового Красного Знамени Чеховский полиграфический комбинат Министерства печати и информации Российской Федерации 142300, г. Чехов Московской области Адрес редакции: 103045, Москва, К-45, Селиверстов пер., 10. Телефон 207-23-82 Телефакс 207-16-30 По вопросам размещения рекламы обращаться по тел. 208-44-38 Материалы, опубликованные в журнале, собственность ТОО «Издательство «За рулем». Их перепечатка или использование в других изданиях только с разрешения ТОО «Издательство «За рулем». За сведения в «Рекламе» редакция ответственности не несет. Во дворемоегодомасреди полус отни легковых машинвсторонке пригорюнился «четырехсотый». Х озя ­ ина этого «Москвича» не встречал уж давно. Ж естянканомерногознакаещедержится на одномболте , но фарыуже нет, салон разграблен . О днажды , п роходямимо , у видел , что боковина капота поднята, а там — голый мотор : б езкарбюратора , элект рооборудования , б ензиновогои вод яного насосов. Все! Э томуиподоб ­ ным автомобильным трупам сужденодогнивать , хотя статистикаГАИ числит их вживых — г осномер - т о выдан. М ожет быть, р жавуюкоробку « ч е ­ тырехсотого» свезут вметаллоломприочереднойочисткедвораот хлам а . М ожет быть, ч ерезнескольколетюныйнаследник владельца найдет техпаспорт, единственное напоминание о «Москвиче». Этот документ — т оже товар. О н даст возможность легализовать какого-нибудь другого автомобильного динозавра , восстан овленногоизобломков . Так в автом обильноммирепоявляются свои Чи ­ ч иковыи свои « м ертвыедуши » . Но, п олноте , стоит ли обращать на них внимание . Я тожетакдумал , п окане вник встатистическиедан ­ н ыеГосавтоинспекции . Вчитался — и стало не по себе . Н етак давно, к огдаещесуще ­ ствовал СССР , п арк легковых автомо ­ билей, находившихся вличном пользовании, составлял (на 1 января 1990года ) 15 914563машины , и з них 89 , 7 % были предъявлены на техни ­ ческий осмотр. Сколько-то признали неисправными . Н о 82,9 % с остоявших на учете личных легковых машинбы ­ ли допущеныкэксплуатации , т о есть соответствовали техническимтребо ­ ваниям ГАИ. «Мертвые души» — маш ины , н епредставленные на техо смотр , — с уществовалиитогда . Их было11 , 3 % , или 1634369 . М ного . А вот абсолютные развалины, и зуро ­ д ованныеврезультате аварий, и не ­ пригодные к эксплуатации экземпля ­ ры списывали в металлолом. Их немного — за 1989год 35 407 . Н о всего тригода спустя, на 1 января 1993 года , т ехнически исправных легковых автомобилейв Росс ии ( у же не вСССР , г дедоля этой крупнейшей республики в общесоюзн омпарке чуть превышала 50 % ) насчитывалось 49 , 3 % от списочного ! О чевидно , что сподорожаниембензина , з апчастей , услуг немалоеко ­ личество автомобилей оказались « н е ­ п одъемными » д ля владельцев, к ак тот « М осквич » в нашемдворе . Их непредъявляли на техосмотры , о нибез ­ р опотностарели во дворах иотсырев -*->*• Сьи. "^y^n^fУших жестяных гаражах. В течение 1992года из 10 797 522 легковых ма ­ шин, состоявших на учете , были предъявлены на техосмотр53 , 9 %. П оздновечеромя слышу, к ак под окнами проносятся «Жигули» с прогоревшим глушителем. У этого ВАЗ - 2 101 нет левойфары , б амперов . О н , к онечно , не попал в49 , 3 %, н оподпокровомтемнотыхозяин чтот о возит на нем , г рохочараздолбан ­ н ыммотором . И нспекторовГАИв это времяможно не бояться — « о нито ­ ж е люди и когда-то должны отдыхать», к ак нынче формулируют . В провинциитакиемашины выполз ают на дорогииднем , н ередкобезномеров , хотя на учетеонисо ­ с тоят . Д а что впровинции , в столи ­ ц етакие случаи нередкость . Пополнение парка новыми автомоб илямиидетменее интенсивно, ч емнесколько лет назад . О течественное производство сократилось, экспорт растет , и мпорт новых зарубежных машин невелик. З ато ввоз подержан ­ ных иномарокнеуклонноидетвгору . В результатепарк личных легковыхавтомобилейв России катастрофиче ­ ски стареет — ничего удивительного, ч тодоля исправных машинвнемдаженепереваливаетза50 % . З десь ответ на гневные вопросы, п очемувгоро ­ д ахрастет загазованность воздуха, п очемучащеслучаются аварии из-за неудовлетворительного технического состояниямашин , п очемув наших дворах все большеброшенных автомобильных трупов! И когдамыратуем за рост вып уска легковых машинв России, с е ­ т уя , что на тысячу жителейпри ­ х одится всего 73автомобиля , это не так : на самомделе их вдвое меньше . Н адосмотретьреальностив глаза. За чертой техосмотра ежегодно оказывается все большеибольшемашин 10—15-, а то и 20-летнего возр аста . Так что не удивляйтесь еле видной из сугроба машинебез фары иветровогостекла , но ещесгосноме ­ ром. Такова наша автомобильная жизнь!МНЕНИЕЗА РУЛЕМ 2/94Ш