34
35
НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАСКАДЕР • 1ЧЕТЫРЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОДНОЙ ПРОСТОИ ИСТИНЫЗа рулем я 33 года. Пристегиваюсь ремнем лишь для того, чтобы избежать штрафа, и ни в какую безопасность этого ремня не верю. Он просто меня нервирует. Ведь я же не каскадер, не выполняю цирковые трюки и не вижу необходимости быть пристегнутым, особенно в населенном пункте, где сплошные ограничения до 40 км/ч. Кому суждено убиться, тот убьется и пристегнутый. И пусть мне докажут — кому и чем я угрожаю, если не пристегнут.Такое вот письмо (мы печатаем еговсокращении ) прислал нам из поселка Бавлы, что в Татарстане, В. М едянцев . Прислал, с кажемему «спасибо», очень воврем я . В новых российских правилах движе ­ ния, к оторыемы представляем в этом ном ере журнала, среди общих обязанностей водителя одним из первых значится требование «быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремня ­ ми...» ( п ункт 2.1.2). Поскольку, как показы ­ вают наблюдения ( и , что еще убедительнее, анализ причин гибели людейв ДТП), у В. Медянцева многоединомышленни ­ к ов , м ы решили ознакомить с его письмом нескольких авторитетных специалистов. Вот их суждения . Они же — доказательства. ло, что почти всегда чревато драматичес кими последствиями. В случае фронтального столкновения применениеремнейв девять раз снижает вероятность получения тяжелых или смер ­ тельных ранений головы у пассажиров, находящихся на передних сиденьях. Из 300 пассажиров, пользовавшихся ремнем безопасности, только водном случае был зафиксирован удар о ветровое стекло, т огда как из 643 пассажиров, не пользовавшихся ремнем безопасности, т акогорода случаев было отмечено 263... В среднемпроцент смертности среди водителей, выброшенных из салона автом обиля , в 10 раз выше, чем у тех, кто пользовался ремнем безопасности и остался в салоне. Существует еще одна устойчивая легенда: человек, пристегнутый ремнембез ­ опасности, имеет гораздо больше шансов сгореть заживо ; на самомже деле, как это ни кажется странным, все происходит совсем наоборот. Ясно, что автомобиль, как правило, загорается в результате серьезногопро ­ исшествия. В этом случае вероятность того , что водитель будет ранен или потеряет сознание и, следовательно, не смо ­ ж ет двигаться, г ораздо больше, если он не будет пристегнут ремнем безопасности. И наоборот, если он пользуется рем ­ н ем безопасности, у него гораздо больше шансов избежать этого. Это прекрасно понимаютавтогонщики ; им бесполезно предлагать участвовать вгонке без рем ­ ней безопасности, хотя именно им лучше всех известно об опасности возникнове ­ ния пожара, так как они рискуют больше всех; ведь их автомобили — это настоящ ие цистерны на колесах! Поэтому можно считать, что пользование ремнем безопасности уменьшает число водителей, п огибающихв результате пожара в автомобиле, но не наоборот. Доказательство второе. Первого заме ­ стителя начальника УГАИ Москвы Ю. Ильина. Последствия нашего общего неверия в спасительную роль ремней безопасности трагичны. Д аже при столкновении на небольших скоростях — 4 0 — 5 0км / ч поги ­ б аютлюди , никогда не помышлявшие оцирковыхтрюкахи не считавшие себя каскадерами . М ое мнение — пристегиваться нужно всем и при любых обстоятельствах. К сожалению , непреложность этой истины мне пришлось испытать на себе. Попав прошлой весной в аварию, я сам лишь чудом остался жив , получив тяжелые травмы, к оторых избежал бы, б удь пристегнут ремнями . Поверьте, после пережитого для меня слабое утешение, что нарушил Правила водитель столкнувшегося с нами грузовика , а мыс водител ем милицейской машины были не при ­ стегнуты вполном соответствии с Правилами. Лично я за то, чтобы все участники движения , и впервую голову сотрудники наших служб ( д аже имея законное право поступать «не как все»), сознательно пользовались ремнями . Ведь отступая при исполнении служебных обязанностей от требований Правил в выборе скорости и пользовании ремнями безопасности в населенных пунктах, у сотрудников милиции куда больше шансов попасть в переплет. Суть строчек о ремнях из пункта Правил — сохранение жизнии здоровья лю ­ д ей . Прочувствовать это, сознательно выполнять — в интересах каждого из нас. За рубежом , где мне приходилось не раз бывать, не только все водители транспорта, но и наши коллеги из дорожной полиции ездят сремнями . Почему? Вопервых, там внутренне убеждены , что это спасет при аварии. Во-вторых, штрафы за такое «пустячное» нарушение большие — не чета нашим. В-третьих, страховые ком ­ пании очень ревностно смотрят при выплате компенсаций за ДТП, был ли пострадавший пристегнут во время аварии или нет. И сумма колеблется весьма значительно... М ыженепоколебимыв своем русском «авось» (никто ведь не собирается, садясь в машину, погибнуть в аварии) и в неправоте остановившего нас за непристегнут ый ремень человека вмилицейской форме. Доказательство третье. Комиссара до ­ р ожной полиции Литвы Л . Суславичюса. Д олжен поздравить В. Медянцева — о н просто счастливый человек: 33 года за рулеми ни разу не оказаться в ситуации, к огда летишь грудью на рулевое колесо илбом выбиваешь ветровое стекло! Я не желаюникому испытать это, хотя уверен, что словами трудно убедить в полезности ремней безопасности. Поделюсь лишь собственными ощущениями восьмилетнейДоказательство первое. Автора книги «Безопасность движения : п рошлое , настоящее, б удущее » Кристиана Жерондо (Франция). Нет ничего более ужасного , чем судьба водителя, к оторыйвмоментдорож ­ н ого происшествия оказался не пристегнут ымремнем безопасности. Вот как развиваются события, к огда водитель на скорости 80 км / ч совершает наезд на какое-либо неподвижное препятствие. Спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер . Спустя 0,044 секунды водитель груд ­ ной клеткой ломает руль. Спустя 0,068 секунды он с силой в9 тонн ударяется о приборный щиток. Спустя 0,092 секунды водитель и сидящ ийснимрядом пассажир одновремен ­ но врезаются головой в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смер ­ тельные повреждения черепа. Спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад — он уже мертв. Все это произошло за одну десятую долюсекунды . И сколько водителей и пасс ажиров , превратившихся в злосчастные метательные снаряды, т акимобразом погибли? Ремень безопасности, превращая води ­ теля в единое целое с салоном автомоби ­ ля, предохраняет его от удара оприбор ­ ный щиток или от опасности быть выбро ­ ш енным через дверцу или ветровое стекЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА34 ЗА РУЛЕМ 2/94 давности, к огда на узкойдорогеобгоняе ­ м ыймнойгрузовиксмигающим правым сигналом резко свернул влево иперегоро ­ дил дорогу . Затормозить я успел, но избежать столкновения — увы, нет. Когда на ватных ногах я вылез из разбитой машины, то понял, что цел и невредим — х орошо подогнанный и застегнутый ре ­ мень удержалменяв сиденье. А вот солнечные очки , по инерции слетевшие смоего носа, вдребезги разбились о ветровое стекло. Глядя на их обломки , я легко представил, как выглядело бы мое лицо, не будь спасительного ремня . Не хочу утомлять цифрами, но сделаю одно сравнение. Литва иШвеция : 4 и 8,3 миллиона жителей ; 0,56 и 3,08 миллиона легковых автомобилей. В Швеции за годв ДТП гибнет 620—640 человек. В Литве примерно столько же за девять меся ­ цев. В Швецииремнями безопасности пользуются 83 % водителей и пассажиров легковых автомобилей, у нас — менее 30 %. М ы пригласили в Литву экспертов Европейской программы «PHARE», чтобы получить предложенияпо безопасности движения . О дно из них — в несколько раз повысить штрафы за три наиболее опасных нарушения ПДД : управление авт омобилемв нетрезвом состоянии, п ре ­ вышение скорости и езда с незастегнутыми ремнями безопасности. Вот так дум ают независимые, не полицейские эксперты... Доказательство четвертое. А. Рябчинс кого , профессора, з аведующего кафедр ой организации и безопасности движе ­ ния МАДИ . В России за безопасность движения никто на общегосударственном уровне не отвечает. Ею занимаются все и... никто по сути — ответственность «размазана» (только на Президента и остается надеяться). Поэтому сто ежедневных смер ­ тей на дорогах мало кого волнуют... Причина многих из них — непристегнутый ремень. Не погрешу против истины: таких водителей, как В. М едянцев , у нас более 90 %. То есть пристегивают ремнивлучшем случае менее 10 %. П роверкивНижегородской области иПриморскомкрае показали: на 5000 ДТП лишь единицы (!) пристегнутых ремнями водителей. Д ля развитых стран, где автомобилисты в массе своей дисциплинированны, такое про ­ сто невозможно . Там понимаютпростую истину — для защиты человека в автомобиле нет более эффективного средства, ч ем удержать его в сиденье, п отомуи называются такие приспособления «защитные удерживающие средства». Жаль, что приходится повторять хрестоматийные истины, но удержать себя от удара о руль силой рукможно лишь при столкновении на скорости 4 — 6 км / ч — это было установлено и за рубежом , и у нас. Конечно, статические ремни , к оторы ­ ми оборудованы многие отечественные автомобили, не так удобны , как инерционные, но при хорошейрегулировке спасают не хуже . Давно назрела необходи ­ мость устанавливать ремни и на отечественные грузовые автомобили, но наши заводы, как всегда, не поспевают за миро ­ выми стандартами. Вряд ли что можно добавить к приведенным здесь суждениям авторитетов — их доказательствам в пользу ремня безопасности. Разве одно: следуйте им, друзья, следуйте обязательно! Неужели и тридцать с лишним тысяч трупов на дорогах России в 1993 году не убеждают вас в том, что ремень — это жизнь. Подготовил Н. ЩЕРБАКОВ Фото НП «Норма», ТаллиннРЕКЛАМАРЕКЛАМАРЕКЛАМАРЕКЛАМАДЛЯ ТАВРИИ и ЗАЗорганизация продает запасные части оптом ив розницу. Возможна работа на заказ и по договорам. Телефоны: (095) 930-72-80 с 10 до 18 час. (095) 395-27-38 с 10 до 22 час.ФИРМА "оиеТОСОЛ А-40М 5и 10 литровреализует со склада в Москве: Г~ Адрес: 109280, Москва, Третий Автозаводский проезд, д. 4 комн. 4. Телефон в Москве: (095) 275-46-80, 356-08-91.МАСЛА МОТОРНЫЕ: М63/12Г1 и SAE 20 W40 РАСТВОРИТЕЛИ: N 640, 650А/ОIIАВТОШИНАТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ: "НЕВА"; "РОСА"; БСК[АВТОПОКРЫШКИВСЕХ ТИПОРАЗМЕРОВ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ И ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙСварочные полуавтоматы СП-1 и СП-3 — высокое качество, удобство и быстрота при проведении кузовных работ— электродуговая сварка в среде защитного газа (С02, аргон); — толщина свариваемого металла — до 4 мм; — диаметр сварочной проволоки — 0,9—1,0 мм; — длина сварочного шланга — 2,5 м; — питание от сети переменного тока СП-1 — 220 В; СП-3 — 380 В; — вес — 40 (54) кг, малые габариты. ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК — ТРИ ГОДА! 410069, Саратов, Ипподромная, 14 (а/я 978) НПФ "РИК" Тел. (8452) 13-53-36.7**^0^ -«в.№П Систематические поставки на договорной долгосрочной основе. I I Создаем сеть региональных представителей. ] Приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству по созданию совместных пунктов срочного обмена восстановленных автопокрышек. I Транспортный отдел А/О "АВТОШИНА" доставит автопокрышки в любое место по вашему желанию.FT7] I—'-' Т У 300012, Россия, г.Tv.\a, \л.Рязанская, 7, Зэтаж.каб. N6, 8, 11 Юбласгная станция технического обслуживания автомобилей). (0872)25-41-80, 25-17-48. Факс :i:i-21 -91, :il,.S2-H7 (лли"ЛВ1<>ШИ11Ы"|.АОМОСШИНА'реализует со складов в Москве и других городах России грузовые автошины по доступным ценам. Предлагаем деловое сотрудничество. Тел. в Москве: (095) 246-74-80; в Санкт-Петербурге: (812) 138-82-35.ЗА РУЛЕМ 2/94 35! '