Семнадцать лет назад, в 1977 году Волжский автомобильный завод начал выпускать «Ниву» ВАЗ-2121. Машина оказалась удачной, и даже в насыщенном мировом типаже автомобилей для нее нашлась ниша, которую не заметили ведущие фирмы. Но за прошедшие годы потребительские запросы и за рубежом, и в нашей стране существенно изменились. К тому же на европейском и российском рынках уже появились конкурентные модели.НОВЫЕ ВСХОДЫ «нивы»Увеличенный проем задней двери и новые фонари — важнейшие приметы обновленной «Нивы».к ономическиеи организационные трудности затормозилидолгождан ­ ную модернизацию «Нивы». И вот, наконец, завод переходит к выпуску усовершенствованной машины ВАЗ-21213. Подготовлена техническая документация, внесены изменения втехнологиюпроиз ­ водства, реконструирован сварочный ком ­ плекс. Д олгое время переход сдерживали смежные производства, поэтому мо ­ д ернизацию пришлось проводить поэтапно. Первым этапом стало освоение в 1993 году новой переходной моди ­ фикации ВАЗ-21219, от которой «213-я» отличается только новой конструкцией задней части кузова. Изменения, подсказанные длительным опытом эксплуатации, изучением запросов покупателей, коснулись не столько внешности, с колько двигателя и трансмиссии. Их цель — сделать машину более «тяговитой», э кономичной , у добной . При этом взят курс на унификациюс более соврем еннымимоделями (по элементам ин ­ терьера, системам питания и зажигания). Х орошознакомый «ноль шестой» м о ­ т ор предстал вновом качестве: увеличен его рабочий объем — с 1569 до 1689 см' ! (диаметр цилиндра — 82 вместо 79 мм ) . Благодаря этому возросли мощность (с 75 до 80 л. с.) и крутя ­ щий момент , м отор стал лучше приспоЭсабливаться кизменениямнагрузки . Его комплектуют алюминиевым радиаторомс более высокими, чем у латунного, характеристиками теплообмена, к тому жеон технологичнее в изготовлении.Новые сиденья с обивкой из ткани более комфортабельны, к тому же их удобнее регулировать.Применена система электронного заж игания , которая позволяет работать на более обедненных топливных смесях. О напоможет несколько снизить токсич ­ ность отработавших газов и расход топлива. Завод планирует в дальнейшем ком ­ плектовать «Ниву» системой впрыска топ ­ лива сэлектронным управлением. Это дает возможность сохранить позиции мо ­ дели на внешних рынках сбыта, где предъявляются повышенные требования по эко ­ л огии , э кономичности . Такие системы — п родукт сотрудничества ВАЗа и « Д жене ­ рал моторе» — в конце 1994 года долж ­ ны появиться на отдельных партиях экспортных «нив». В дальнейшем произ ­ водство модификации со впрыском бензина — ВАЗ-21214 — намечено расширить. Конечно, более радикальный способ улучшить экономичность «Нивы» — применить дизельный двигатель. ВАЗ разработал собственную конструкцию дизеля, но пока не располагает возможностями для его производства. Чтобы удовлетворить запросы экспортных рынков, п режде всего французского , где «Нива» п ока популярна, в Чехове внешнеторговое предприятие «Лада-Экспорт» начало обо ­ рудовать машины дизелями «Пежо» ( м одификация ВАЗ-21215 — с м . ЗР, 1993, № 9). Вернемся к ВАЗ-21213. Важное изме ­ нение в ней — новый промежуточный вал, соединяющий коробку передач с раздаточной коробкой . Он призван уменьшить вибрацию «раздатки» — дефект, свойственный трансмиссии «Нивы». К рометого , передаточное число главных передач уменьшено (3,9 вместо 4,1), что в сочетании с электронным зажиганием способствует улучшению экономичности. На модернизированных «нивах» эксплуатационный расход топлива снижен до 10—12 л/100 км . Наряду с «вездеходными» шинами прежней модели завод теперь комплек ­ тует «нивы» новыми, с универсальным рисунком протектора. Их оценят те владельцы, чьи машины не так часто штурм уютбездорожье : по шоссе «Нива» с шинами Вл-10 идет тише, вдобавок меньше сопротивление качению и расход топлива. Заметны изменения в интерьере: б о ­ лее современной стала панель приборов (в ее основе комбинация приборов ВАЗ-2108). Новые сиденья и облицовочные материалы также унифицированы сприменяемымив семействе -2108, -2109. Немало нареканий вызывала конструк ­ ц ия задка кузова: порог задней двери был чересчур высоким ( о коло 800 мм над дорогой ) , что требовало больших физических усилий при загрузке - в ыгрузке тяжелых вещей. У ВАЗ-21213 он опущен почти на 200 мм (до бампера). Д ля это-ТЕХНИКА© «За рулем» 1994 г.ЗА РУЛЕМ 2/941*