УКРОЩЕНИЕ ВИХРЕЙоблицовка радиатора и отсечные кромки , закрепляемые параллельно дороге вдоль порогов кузова или немного выше, а такжезакрылки (выступы) в формегрязе ­ вых щитков на колесных нишах. Н екото ­ рые из этих элементов входят в серийную комплектацию машин или предусмотрены формой кузова (например, отсечные кромки ) , д ругиемогут быть установлены дополнительно. Передний спойлер располагается нак лоннов нижней части бампера, как сделано, например, у «Волво» серий «7», «8», «9» и ВАЗ-2108, -2109 или показанного на фото «Понтиака-Гранд Ам » . О н «прикрывает» элементы подвески, трансмиссии и днища от потока воздуха, п ротекаю ­ щ его под автомобилем, смягчая вихрь. Иногда его удачно используют в сочетании сотсекающейкромкой заднего бампера в виде щитка, у меньшающего расстояние до поверхности дороги. (Пример — «ФИАТ-Типо» или «Бюик-Скайларк» на фото справа.) Его назначение — о тор ­ вать вихрь воздуха, выходящего из под днища. Вихрь сгрязьюи пылью стремится теперь подняться сразу же заПри проектировании легковых автомобилей все больше внимания уделяют аэродинамике кузовов. Это не просто дань моде, а эффективный путь к уменьшению расхода топлива. Стремясь сгладить остроту энергетических, в том числе топливных проблем, его умело и выгодно использовали ведущие фирмы, значительно в этом отношении усовершенствовав автомобиль. Благодаря хорошей аэродинамике заметно улучшаются устойчивость и управляемость, что, в свою очередь, проявляется в повышении безопасности. Еще один аспект — эстетика: обтекаемый кузов не только красивее — его поверхность слабее «притягивает» грязь на мокром, грязном полотне. Показатели обтекаемости современ ­ ных легковых автомобилей улучшены в полтора-два раза по сравнению спрош ­ лым десятилетием. Если в 70-х годах коэффициент аэродинамического сопротивления составлял 0,4—0,5, то у большинства современных моделей он лишь немногим больше 0,3. У экспериментальных образцов ( н апример , « Ф орд - П роуб » ) коэффициент лобового сопротивления 0,15—0,22, хотя эти машины внешне мало отличаются от последовавших за ними серийных. Найденные решения постепенно внедр яютв массовое производство. Не забыт и пройденный на этом пути этап оснащения машин внешними навесными устройствами для улучшения аэродинамики : это спойлеры, з акрылки , отсечные кромки ,Пример аэродинамического оформления нижней части скоростного пикала «Джи Эм Си-Трак Циклон» с помощью дополнительных деталей: хорошо видны передний спойлер и отсекающие кромки из пластика. декоративные диски колес и т. д. Д лятипичногосерийного автомобиля, например, АЗЛК-2141 или ВАЗ-2108, -2109, это неплохой способ несколько улучшить аэродинамику, а также уменьшить загряз ­ нение поверхности, в том числе иокон . Совокупность внешних навесных устройств включает спойлеры — передний и задний (его, как правило, закрепляют на крышке багажника), задние отсечные кромки снизу, о тсечнуюкромкукрышки кузова, з акрылкив виде щитков , направляющих поток воздуха от передних боко ­ вых стекол, а также на заднее стекло, д ефлекторыв виде многоярусных щитков на заднем стекле автомобиля. В этом ряду еще колпаки колес, декоративная заднимобрезом кузова. Такой прием не только уменьшает «аэродинамическую тень» позади автомобиля и улучшает обтекаемость — вдобавок намного меньше загрязняется задняя часть машины. Задний спойлер, п одобно отсечной кромке , только более эффективно способствует уменьшению «аэродинамической тени» и загрязнения поверхности. Разумеется, подобные устройства эффективны лишь при условии их тщательной доводкив аэродинамической трубе и на дороге . Если этим пренебречь, «навеска» с может играть только роль декоративных элементов, в лучшем случае не сказываясь на обтекаемости, а то и ухудшая ее. Так нередко бывает, к огдаВОКРУГПРАВИЛли оперативно исправлены, и основная масса читателей получила и будет получать в дальнейшем выверенный точный текст. М ы сочли нужным проинформировать об этом наших читателей, чтобы принести извинения тем , кто в ноябре приобрел Правила из первой партии, а заодно высказать пожелание: вникнуть в текст этого документа , потому как все мы заинтересованы втом , чтобы ситуация на наших дорогах изменилась к лучшему. Н ижеприводим поправки, которые легко перенести в ваш экземплярПДД , если в нем обнаружите ошибки (неточностей типа «точка с запятой» вместо абзаца или «минута» вместо «мин.» м ы не касаемся). Кстати, этими поправками могут воспользоваться и те, кто приобрел Правила, к оторые изданы фирмой НЦП «2Р». В их тираже — практически те же текстовые ошибки.Выход новых Правил — всегда заметное событие для наших автомобилистов. Тем более, если о них говорят: «Первые российские». Естественно, м ыв журнале внимательно следили за их подготовкой , направили свои замечания ипредложения . И так же естественно, что постарались побыстрее их издать — д о ­ вести до водителей. ( Н апомним : «За рулем» сегодня не только название журнала, но и название учрежденного на его базе издательства автомобильной литературы.) Делалось это официально, на основе поручения Министер ­ ства печати и информации РФ , к отороев соответствии с постановлением Правительства должно было организовать издание Правил в стране. К большомусожалению , первая пробная часть выпуска напечатана снекоторымиошибками (они названы ниже), к оторыебы ­50ЗА РУЛЕМ 2/94