24
25
•1:Ц.».ц'ш;и.1;—tir-\а з . " за -ЯщJ*;*&¥Гебольшая, красивая и уютная Голландия — одна из трех благополучных европейских стран, которые входят в объединение Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Но если отойти от истинного смысла этого названия, ТО можно скаламбурить и сказать, что в Бенилюксе много того, что принято считать «люксом», в том числе и дороги, ставшие предметом моего особого внимания во время поездки по Голландии. О качестве их хочется говорить в превосходной степени. Когда выезжаешь даже не на автобан, на обычную дорогу, связывающую между собой маленькие голландские городки, возникает ощущение, что едешь по гладкому столу — таково качество покрытия. На автомагистралях в Нидерландах скорость ограничена 130 км/ ч, но иногда встречаешь знак с цифрой ПО. Водители, как правило, следуют этим предписаниям. И не только в силу внутренней дисциплинированности — они знают, что полиция устанавливает скрытые фотокамеры, причем в больших количествах. Если превысил скорость, то через несколько дней обязательно получишь квитанцию на кругленькую сумму штрафа с фотографией, где зафиксированы место нарушения, твой автомобиль с номерным знаком, дата и скорость на момент съемки. Оспаривать решение полиции бессмысленно, как говорится, факт налицо. Вообще, такого рода контакты, когда водитель и инспектор встречаются чаще всего заочно, очень и очень импонируют. Незачем конфликтовать, надсаживая горло в горячем споре.НПолиции на улицах или дорогах в обычной обстановке не видно вовсе, но стоит только возникнуть малейшей заминке — сразу же стражи порядка, словно из-под земли, появляются на месте ЧП. Это признак высочайшего профессионализма. Они в «светящихся» оранжевых куртках, хорошо видимых и днем и ночью (как тут было не вспомнить допотопное обмундирование наших «гаишников», которых в сумерки даже с двух шагов разглядеть невозможно). Вдоль голландских автобанов возведено много звукозащитных экранов, получивших на Западе в последние пятьдесять лет широкое распространение. Эти очень полезные дорожные сооружения защищают от шума — и весьма эффективно — населенные пункты, расположенные неподалеку от напряженных автомобильных магистралей. Экраны — это чаще всего бетонные заборы, но не те монотонные грязно-серые, которые воспринимаешь как неотъемлемую часть российского пейзажа, а радующие взгляд, выкрашенные в самые разные цвета. Каких только красок здесь нет — коричневые, оранжевые, голубые, зеленые — и все они как бы дополняют пейзаж, украшают его. Впечатляет ухоженность голландских дорог. Буквально каждый метр асфальта «огранен» отличной разметкой, знаками, световозвращающими столбиками и прочими атрибутами дорожного обустройства. Такое ощущение, что все это только что нанесено, установлено, сделано. Нет грязи и, кажется, даже пыли. Конечно же не с неба это свалилось. Дорожные службы в этой равнинной стране на высоте. На дорогах Голландии подчеркнутая доброжелательность. Нет ив помине до боли знакомых нам подрезок, «слалома», лихих разворотов через двойную разделительную. А если и бывают исключения, то носят они другой характер. В Амстердаме идиллию городских улиц нет-нет да и разорвет рев шикарного «Порше» или дорогого «Харлея» без глушителя. Прохожие привыкли к таким «шуткам» и даже не поворачивают головы на шум. Собираясь в Нидерланды, я надеялся увидеть наяву пешеходов, этаких паймальчиков, смиренно ожидающих зеленого сигнала светофора, даже для перехода абсолютно пустынной улицы. Эту надежду с первых минут пребывания в Амстердаме чуть было не разрушили два бритоголовых темнокожих парня, спокойно переходивших улицу на «красный». Неуже-Велосипедная дорожка на улице Эйндховена. Хорошо видна разметка «Велосипед». ли ив старушку Европу попал разрушительный вирус вседозволенности, который превратил движение на наших улицах в бардак? К счастью, дальнейшие наблюдения не подтвердили этого. Технической оснащенности перекрестков, особенно в городах, можно только позавидовать. Они насыщены информационными знаками, светофорами и разметкой. И все эти три компонента организации дорожного движения применяются очень продуманно, так что даже человек, впервые попавший в эту страну, комфортно чувствует себя за рулем. На крупном пересечении на каждую полосу движения приходится по светофору. Кроме того, их часто дублируют маленькие светофорчики, закрепленные на стойке большого. У нас в Москве лет десять назад они тоже появились, но, как это часто случалось, дальнейшего развития полезная идея не получила. Наш водитель по-прежнему вынужден иногда изгибаться и вытягивать24ЗА РУЛЕМ 2/94 шею, чтобы не прозевать включения или выключения того или иного сигнала., И еще о светофорах. Каждому из нас, водителей, знакома ситуация: яркий солнечный день, горит сигнал светофора, но его определить просто невозможно. Солнечные лучи создают опасный оптический эффект, когда не помогают и солнцезащитные козырьки. Водитель вынужден принимать решение о продолжении движения или остановке на свой страх и риск. Или другое. Мало найдется среди нас таких, кто в сумерки не проглядел бы выключенную стрелку на светофоре. Наши «дирижеры улиц» имеют такой врожденный дефект — не видно в темноте стрелку и все тут. Их голландские «коллеги» от этого порока напрочь избавлены, поскольку снабжены плоским черным щитом, окаймленным шиОдин из перекрестков Эйндховена. Обратите внимание, сколько светофоров и как сделана разметка. Поперечные белые полосы — не просто разметка на внутриквартальном проезде. Это так называемый «спящий полицейский» — искусственная неровность, которая заставляет водителей снижать скорость. В Эйндховене въезд в каждый жилой квартал оснащен таким нехитрым, но очень полезным устройством.Светофоры расположены на темном щите, который позволяет разглядеть сигналы даже в самую солнечную погоду, а столбики охраняют пешеходов перед светофором (их можно увидеть в Амстердаме почти на каждом перекрестке). рокой белой полосой. Все сигналы на черном фоне отлично читаются в самую солнечную погоду ик тому же в любое время суток вы видите, какой светофор перед вами: со стрелкой или без нее. Стойки светофоров окрашены в белый цвет с черными полосами. Такая разметка сразу бросается в глаза, защищая дорогостоящий прибор от наезда. В городах Голландии с первых километров ощущаешь какое-то свойственное этой стране отличие дорожного движения от нашего. Ну, дороги хорошие, понятно. Автомобили получше и почище, реклама не вступает, как у нас, в противоборство с безопасностью движения, закрывая знаки и отвлекая водителя. Все это — атрибуты нормальной автомобильной жизни на Западе, в общем-то хорошо у нас известные. Так в чем же дело? Я переходил улицу, когда сзади неожиданно раздался звонок и стайка ребят на велосипедах проехала мимо, удивленно на меня оглядываясь. Оказывается, я переходил улицу по велосипедной дорожке, о чем информировал знак с изображением двухколесного транспортного средства. Так вот в дорожном движении Страну тюльпанов от нашей отличает еще и равноправное соседство на улицах и дорогах велосипеда с автомобилем. Наши водители, можно сказать, в грош не ставят велосипедистов. И хотя по Правилам они такие же участники дорожного движения, как и все, права их остаются только на бумаге. В Голландии же велосипедистов уважают. Строят для них специальные дорожки или же выделяют разметкой на общей проезжей части полосу, где двухколесные машины — полные хозяева. Чем крупнее город, тем больше там велосипедных дорожек. В Амстердаме, например, их видимо-невидимо, они другого цвета, чем покрытие улиц, и, как правило, находятся между проезжей частью и тротуаром. Ездят на велосипедах все — от самых маленьких до старичков и старушек. Для вело предусмотрены многочисленные стоянки, в том числе ив самом центре города: перед магазинами, музеями, вокзалами, парками. Велосипеды часто оставляют там безо всяких замков и цепей. Завершая попытку взглянуть на Голландию глазами человека, проявляющего профессиональный интерес к безопасности движения, скажу, что эта страна по праву может гордиться не только своими тюльпанами и мельницами, электроникой и грузовиками ДАФ, но и своим автомобильным движением, своими дорогами, своими водителями. Амстердам — Эйндховен Ф. ИЛЮХИН Фото автораЗА РУЛЕМ 2/94 25В Голландии очень любят островки безопасности, которые выделяют яркой разметкой. 7 За рулем № 2