44
45
КЛУБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИЙАВТОЛЮБИТЕЛЕЙс екунднеподвижной , иначе мотор снова заглохнет. Иногда, пусть редко , уровень топлива может , наоборот, упасть. Из-за чего? Н апример , если соринка заклинит иглу вверхнем , з акрытомположении — тогда мотор заглохнет на ходу. Но все-таки львиная доля всех приклю ­ чений, связанных с клапаном, имеет при ­ чиной повышение уровня бензина, «перелив» к арбюратора , н епомерноеобогаще ­ ние смеси, а итог нередко — штраф от ГАИ за превышение нормы СО в выхлопе. Все эти неполадки клапана так или иначе вызваны неплотным его закрытием, из-за чего бензин, подаваемый насосом, просачивается, поднимая уровень выше нормы, если расход из карбюратора (как на холостом ходу, н апример ) м ень ­ ше притока в него. Взгляните на «жигулевский» («даазовский», рис. 1) клапан. М еждупрочим , один из самых капризных, несмотря на простоту икажущуюся надежность. П рин ­ цип запирания прост: конус иглы прижи ­ мается к острой кромке седла, удельное давление в месте контакта деталей высокое, а отсюда и четкая работа... п ока клапан новый, неизношенный. Но вот он основательно потрудился, отчего на конусе появился поясок (выработка), а кромка седла соответственно скруг лилась — затупилась (рис. 1, б). Главный виновник здесь — вибрация, пос кольку статические силы прижатия невелики. Так как игла колеблется ивпопе ­ р ечном направлении, говорить о взаимной притирке двух деталей не приходится, наоборот, по мере их износа уменьшается удельное давление в месте контакта, а силы вибрации все больше раскрывают стык. В результате бензин между ними проникает все обильнее, особенно на тех режимах , где детали клапана испытывают резонансные колебания с наибольшими вибрационными перемещениями . Поэтому один и тот же клапан на разных оборотах двигателя может вести себя по-разному. вплоть до полного отказа врезонансномрежиме . Когда он возникает, сказать трудно , так как исследовать колебания клапана непросто. О днако ясно, что игла тем хуже работает, чем больше ее поперечные перемещенияв канале клапана. Но чем меньше зазор между иглой и стенкой, т ем больше вероятность заклинивания иглы, поэтому приходится выбирать приемлемый зазор. С поперечным колебанием иглы связан еще один вредный эффект. Внимательно рассмотрите «колечко износа» на конусе иглы; чаще всего вы увидите, что износ этот неравномерный — с одной стороныколечко шире. Это объясняется тем , что игла в канале не вращается — повороту препятствует проволочный поводок , связывающий ее срычажком поплавка, а значит, при несимметричных усилиях износ иглы будет неравномерным . Д ей ­ ствительно, р ычажок поплавка, как его ни регулируй , передает усилие на иглу под некоторымугломк ее оси, да и вибрацииА УРОВЕНЬ В НОРМЕ?От чего, в первую очередь, зависит работа мотора! От карбюратора. А работа карбюратора! От уровня топлива в нем. Это слышали все, а вот удостовериться, каков он, уровень, и держать его в норме умеют немногие. Своим опытом делится постоянный автор журнала Э. К ОНОП . Чего только не рассказывают окар ­ б юраторе ! Кто из нас не слыхал, будто понижение уровня топлива внемнепре ­ м енно помогает снизить расход оного? В книжке (инструкции, руководстве), правда, сказано другое — но не вериммызаводским специалистам: с нижаем — вдруг получится. «Получается»: падение мощности , ухудшение разгона. Ладно, у нас цель другая — снизить расход бензина. Глядь — и он почему-то возрос. Не хочется повторять банальность: к арбюратор не может работать правильно, если в нем не поддерживается соответствующий уровень. О н — как та печка, от которойположено плясать. Как-то обратился вредакцию один читатель сжалобой на рывки в работе мотора . Прокатились мыв его «семерке» — удивительное было ощущение ! О бычно машина катится — эта же двигалась прыжками ! С места — кое-как, вяло, но все-таки разгоняется, а чуть тряхнет на кочке — начинает прыгать: м отор то схватывает, то глохнет. О ка ­ залось, кто-то из добрых «советчиков» так отрегулировал бедолаге карбюратор ,44 ЗА РУЛЕМ 3/94что на ходу, при качках машины жик ­ леры осушались — отсюда полные «провалы» в работе мотора и. п рыжкима ­ шины. Так вот: если вы что-то делали скар ­ б юратором (чистили, разбирали и т. п.) или просто недовольны его работой , то прежде , чем крутить регулировочные винты, проверьте уровень топлива иобя ­ зательно — стабильность этого уровня. О чем идет речь? Вероятно, вам случалось наблюдать, как мотор , работая на холостом ходу, без видимых причин быстро теряет обороты и, если не нажать на педаль газа, останавливается. О дновременно ощущается запах бензина, а открыв капот, вы обнаружитеего источник — из дренажнойтрубкикарбю ­ ратора капает топливо. Это один из примеров нестабильности уровня топлива: в данном случае он самопроизвольно поднялся настолько, что переполнилась поплавковая камера из-за плохой работы игольчатого клапана. Причин для нее может быть много . Бывает, подводит новый клапан, если междуконусом иглы иседлом оказалась подходящейформыиразмера соринка, не позволяющая клапану закрыться. Иногда соринка «удачно» попадает в зазор междустенкой направляющего с верстия и иглой, заклинивая ее. Результат — настолько богатая смесь, что сгорать нор ­ мально уже не может : тогда обороты падают вплоть до остановки мотора . Если такое случится с вами на оживлен ­ н омперекрестке , не нервничайте, не «топчите» зря педаль газа — лишь ухудшите 1положение : ведь, включаясь в дело, ускорительный насос добавит топлива в без тогопереобогащенную смесь. М ед ­ ленно, плавно нажмите педаль до упора ивключите стартер. При появлении первых неуверенных вспышек не торопитесь отпускать педаль, п одержите ее несколько НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ!НАШ ПРАКТИКУМ•КУРИЛКА КЛУБА•ИНФОРМАЦИЯ•Рис. 1. Запорный узел штатного клапана: а — новый; б — изношенный; 1 — корпус; 2 — игла. Рис. 2. Варианты запорного узла с шариком: а — штатное седло; б — сменное седло; в — эластичное седло. 1 — сменное седло; 1 — корпус седла; 3 — шарик; 4 — корпус клапана. Рис. 3. Игла с эластичным наконечником. максимального уровня действуют вкакой то одной плоскости. Спросите: что из этого? Очень важный вывод: при всякой разб оркекарбюратора надо замечать, в каком положении стоит игла, чтобы при сборке установить ее так же . Здесь не требуется точность до градуса — в преде ­ лах небольшого угла поворота, д опускае ­ м огопроволочнымповодком , игла при работе самоустанавливается, находя привычное место. Важно не ошибиться градусов на девяносто или больше, иначе клапан, к оторыйдо этого хоть как-то работал, м ожет отказать совсем. Случись такое — знаете, как поступить? Если вы не поворачивали поводок относительно иглы, установите последнюю так, как она работала раньше. Х уже , если поводок трогали: тогда найти нужноеположение иглы бывает непросто. Лучше всего, сняв крыш ­ ку ( в ерхнюю часть) к арбюратора , п ро ­ верять плотность клапана, п рижимая иглу к седлу и продувая канал ртом . Ищите положение клапана, при которомсопро ­ тивление воздуху наибольшее. Таковы некоторые недостатки простой , привычной конструкции . Столкнувшись сними , автолюбители нашли немало вариантов усовершенствования этого важно ­го устройства. Н апример , от «болезней» конуса вполне можно избавиться, аннулировав... сам конус : почему бы не заменить его свободно установленным шар иком (рис. 2, а). Годится, с кажем , шарик диаметромоколо 2,5 мм от небольш ого подшипника. К акого - л ибооднобо ­ к ого , м естного износа у шарика не будет. М ы испытали несколько конструкций подобных клапанов. Для них можнодора ­ ботать штатную иглу, м ожно изготовить новую. На верхнем торце иглы желательно сделать выточку (гнездо) д иаметром на 0,2—0,3 мм больше шарика, чтобы обеспечить его самоустановку при закрывании клапана. В то же время нельзя «зажимать» шарик, ж естко центрировать его по оси иглы. Ведь она установлена в направляющем отверстии клапана сзазором . Значит, шарик должен центрироваться при закрывании клапана только по кромке седла, иначе нормальной работы не добиться. От контакта сшариком седло тоже изнашивается, но, по нашим наблюдениям, медленнее иравномернее , чем в контакте сконусом . Ведь перекосы иглы, ее люфт на поведении шарика меньше сказываются. Это же касается и боковых вибраций иглы. У шарика есть и серьезный противник. Это коррозия . Когда машина долго бездействует, н апримерзимой , шарик мо ­ ж ет заржаветь. Значит, не вредно иметь в запасе несколько одинаковых шариков и при необходимости просто ставить новый. А вобщем , клапан такого типа показался нам стоящим . Н екоторые умельцы пытаются бороть ­ ся сизносом седла. Например, корпус клапана делают из двух деталей, одна из которых — с седлом — сменная (рис. 2, б). А изготовить его можно из высококачественного материала. Д ру ­ гой подход — сделать седло эластичным: из резины , капролона и т. п. (рис. 2, в). Наконец, вы можете увидеть укого - т о иглу, с виду почти обычную , но с эластичным конусом (рис. 3). Как видим , здесь немалый простор для творчества, и творить стоит. Хотя бы потому, что неполадки с клапаном карбюратора, приводящие к «переливу», оборачиваются многократным превышением допустимого содержания окиси углерода в выхлопе, а не только потерей мощности, повышением расхода бензина, закопченными свечами и т. п. М огло сложиться впечатление, что дефекты клапана проявляются только на холостом ходу. Но это справедливо лишь для случая, к огда течь клапана незначительная и переполнение камеры , о щу ­ т имое при малом расходе топлива (холостые обороты , малая нагрузка), не проявляется при увеличении расхода (большая нагрузка двигателя, высокие обороты ) . Если же клапан пропускает много лишнего бензина, то на всех ре ­ ж имах работы двигателя смесь переобо ­ гащается со всеми упомянутыми последствиями. Такое случается, например, если в клапан попадет крупная соринка. Кстати, избавиться от нее иногда удается без разборкикарбюратора . П ерекройте доступ бензина в него и дайте выработаться запасу в поплавковой камере .Поплавок опустится до предела, и игла уже не будет прижимать соринкук седлу. Когда же при включении стартера бензо ­ насос заработает, струя бензина из него смоет соринку. Иногда исправный клапан подводит из-за того, что поплавок прохудился и утонул. Случаются отклонения в работе клапана из-за того, что неаккуратно установленный поплавок цепляет за стенки поплавковой камеры , препятствуя четкой работе иглы. С переполнениемкарбюратора связано распространенное заблуждение . К ое кто считает: если клапан « д ержит » неважно, дело можно поправить, установив уровень заведомониженормального . Но толку от этого мало. На холостом ходу, как вы уже поняли, все равно будет происходить «перелив». А с увеличением нагрузки , если «перелив» был невелик, о кажется , что уровень бензина мал. О тсю ­ да обеднение смеси, падение мощности , ухудшение динамики разгона машины и так далее. Иными словами, блуждание в трех соснах. Каков вывод? Если клапан поплавковой камеры негерметичен, говорить о каком-то определенном уровне топлива в ней нет смысла: он нестабилен, а из-за этого добиться хорошей работы карбюратора на всех режимах не удается. Выход — вовремя ремонтировать клапан или заменять его новым, благо он всобранном виде есть в магазинах. Если не удалось приобрести комплект , м ожновременно улучшить работу клапана, если спомощью паяльника нанести на изношенное место конуса слой припоя ( н апример , ПОС-40). Излишки припоя ост орожно снимите надфилем, затем конус аккуратно прошлифуйте мелкойшкуркой . О тремонтированной иглы вполне хватает на 2—3 тысячи километров , а за это время успеете купить новую. Д ругие способы ремонта — проточка и шлифовка конуса — могут дать положительный результат, если выполняются на высокоточных станках. Итак, мы рассмотрели некоторыеде ­ фекты в работе двигателя, связанные с неполадками игольчатого клапана поплавковой камеры , на примере «жигулевского». О днако это не значит, что точно такие же неприятности не подстерегают владельца «Москвича», «Запорожца», «Волги», а также разных «мерседесов», «волво» и прочих. Законы, по которым сгорает топливо, для них одни и те же . И требования к клапану поплавковой камерыодинаковы : в первую очередь — герметичность. Без нее на любой машине далеко не уедешь.ТОПЛИВНЫЕ, МАСЛЯНЫЕ И ВОЗДУШНЫЕ ФИЛЬТРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫдля любых автомобильных и тракторных двигателей. Бесплатная доставка в любые регионы СНГ. Адрес: 195249, Санкт-Петербург, а / я 84 фирма "ИНПРОКОМ". Тел. (812) 528-74-71, 112-89-00 Факс: (812) 112-80-38ЗА РУЛЕМ3, 9445