СПОРТшинам. О днако эта полумера не привела, да, наверное, и не могла привести кзаметномупрогрессу . Ведь сердцема ­ шины — м отор оставался такимжескромтным по своим возможностям . И вот, с вободные от пристрастий к отечественному автомобилестроению, но стремившиеся сделать известной за рубе ­ ж ом собственную продукцию , нефтяники пошли на решительный шаг — п риобре ­ ли для своих гонщиковАлександра Ерофеева и Владимира Макарова иностранные автомобили . А по совету своих партнеров из ЭЛФадиректор завода Владим ир Никитович Каракуц обратился кфран ­ ц узскойфирме «Фаст энд Спид» с просьбой помочь довести серийные машины , как говорится, д о ума. Так перед началом минувшего сезона появились в « к онюшне » «Новойла» две красавицы «Рено-21-Куадра», которые имели все атрибуты претендентов на при ­ зовые места — 4-цилиндровый рядный двухлитровый турбомотормощностьюв 430—450 л. с. и полноприводную трансм иссию . Кроссовая машина получилась до ­ вольно « п оджарой » — весом в 1050 кг, что лишь на 15 кило больше установленн ого правилами минимума . Так начинался отечественный кросс на легковых автомобилях.ДЕРЖИСЬ, ЕВРОПА!Впервые автогонщик из России стал призером официального чемпионата ЕвропыСидевший рядом на трибуне шеф соб ­ ственной команды , общительный итальянец Джорджо Буратти протянул мне сек ундомер , на котором значилось конт ­ р ольное время Анатолия Кривобокова , и выразительно покачал головой : «Бене, б е не, К ривобокое » . Было чему удивляться — г онщик из Тольятти на своей «Самаре» показал второй результат после питомца Буратти, выступавшего на могучей «ЛянчеДельта-54», п одготовленной по очень своб однымтребованиямгруппы В. — Если ваши ребята будут продол ­ жать втомже духе, м нескоро придется бросить автокросс и заняться продажей воздушной кукурузы , — великодушно хлопнул меня по плечу вмеру упитанный Джорджо и, довольный своей шуткой , захохотал. Было это летом 1990 года на этапе чем ­ пионата Европы по автокроссу в латвийс кой Бауске. В том сезоне наши гонщики на легковых машинах, п ожалуй , впервые всерьез заявили о себе как о силе, с ко ­ т ороймногим придется считаться. О днако , в ежливо улыбаясь реплике весельчака итальянца, я тогда и не могпредполо ­ жить, что спустя три года мыбудем чествовать Александра Ерофеева — п ервогогонщика из России, ставшего серебрянымпризеромевропейского чемпионата по автокроссу. Главное, чего в ту пору не хватало нашим пилотам на пути к пьедесталу,— м ощных современных автомобилей. Всетаки бороться на равных в течение всего многоэтапного первенства смашинамиконкурентов , к оторые превосходили по мощности отечественные «самары» почти втрое, было невозможно . Видимо, осознав бесплодность попы ­ ток обойти лидеров на их «ауди», «лянчах», «фордах» и «порше» и вспомнив русскуюпоговорку , что, дескать, плетью обуха не перешибешь , вышла из игры заводская команда ВАЗа. Ведь в Тольятти впервую очередь были заинтересованы врекламе , «лад», в поднятии престижа фирменной марки. О днако бороться за национальный пре -Дуэт наших гонщиков из команды «Новойл» — Александр Ерофеев (слева) и Владимир Макаров.стиж можно не только за рулем отечественных машин , а рекламировать на трассах не обязательно лишь автомобили . О дними из первых это поняли у нас в стране руководителиНовоуфимского нефтеп ерерабатывающего завода, создавшие своюкоманду «Новойл». Поначалу уфимцы решили несколько усовершенствовать обычные «самары», установив на них полноприводные трансмиссии от «Фольксвагена», что допускают технические требования ккроссовымма -Получив вруки такой «меч-кладенец», русские богатыри спервогоже этапа дали понять, что шутить сзаморскимисоперниками не намерены . Стартовые состязания чемпионата впортугальскойЛу саде выиграл Макаров , чем несказанно удивил дажебесспорного фаворита нем ­ ца Рольфа Фолланда . — Я даже не знаю теперь, к ого больше опасаться. И Ерофеев, и Мака ­ ров — отличные гонщики . А когда они вооружилисьфранцузскойтехникой , с ни-58ЗА РУЛЕМ3/94