32
33
34
35
САМЫЙ БОЛЬШОЙ КЛАСС - МАЛЫЙТеперь речь пойдет о машинах, которые лет 30—40 назад называли "малолитражками", подразумевая рабочий объем 1—1,5, позднее — от 1 до 2 литров. Но за последние 20—30 лет этот класс заметно "подрос": сравните два "Москвича" (правда, с разницей в 39 лет) - МЗМА-400 и АЗЛК-2141... Сегодня машины малого класса, пожалуй, самые популярные в мире: ими пользуется большинство населения Западной Европы и Японии. Например, в 1990 году около половины (41%) изготовленных в Западной Европе машин относилось к малому классу, а в Японии их доля, по некоторым оценкам, еще больше. Правда, подобного нельзя сказать в отношении США и Канады. Но и там каждая из компаний "большой тройки" выпускает одно-два семейства этого класса. Такие машины преобладают ив России, что, впрочем, сложилось довольно стихийно: ведь масштабы их выпуска определяли указания "сверху".Ф•"Тойота-Королла-DX", 1993 г. Модел поколения с кузовом "универсал" дл риканского рынка. Двигатель: 1762 см л. с. Скорость — 190 км/ч.Чг(Ilki.:•B^^fcJ^BV-Ш*% •lyp- ^Шь.• "Фольксваген-Гольф" 3-го поколения, 1992 г. Самый популярный европейский автомобиль. Кузов — 3-й 5-дверный хэтчбек или 5-дверный универсал. Двигатели; 1391—2792 смЗ, 60—174 л. с. Скорость — 156-225 км/ч."Гео-Призм-LSi", 1993 г. Автомобиль "Дженерал моторе" американо-японского производства на базе "Тойоты-Корояяы". Кузов — 4-дверныйседан. Двигатели: 15871762 смЗ, 106—116 я. с. Скорость — 185195 км/ч. "Опель-Кадет" последнего поколения, 1984—1991 гг. Одна из самых популярных европейских моделей и "вечный" конкурент "Гольфа". Кузов — 3-й 5-дверный хзтчбек, седан или 5-дверный универсал. Двк гатели: 1196-1998 смЗ, 55-150 л. с. Скс рость — 155—217 км/ч."Форд-Эскорт LX-E", 1992 г. Американо-японский двойник европейского "Форда-Эскорта". Не имеет с ним общих узлов, так как создан на базе японской машины "МаэдаПротеже". Двигатели: 1840—1859 смЗ, 89128 л. с. Скорость — 170—193 км/ч. "Остин-Моррис-1100", 1962 г. Новое слово в компоновке переднеприводных машин малого класса. Конструкция, опередившая свое время. Кузов — 5-дверный хэтчбек. Двигатель: 1098 см3 , 48 л. с. Скорость — 125 км / ч . В отличие от автомобилей «микро» и «особо малых» (ЗР, 1993, № 10, 1994, № 2) малый класс зародился всамом начале развития автомобилестрое ­ ния. К актолько появились достаточно удобныев эксплуатации машины , стало очевидно , что виндивидуальномтран ­ спорте нуждаются не только богачи или коммерсанты , но илюдисумереннымдостатком . Первые, относительно деше ­вые малогабаритные машины начали выпускать уже в начале века. По динамическим качествам ивместимости они уступали тогдашним «обычным» авто смноголитровыми двигателями, но были куда практичнее. Н апример , в 1910—1911 гг. четырехцилиндровые двигатели в 1,6 литра у таких машин , к ак НАГ, « Д икси » или « Д аймлер » , р аз ­ вивали всего 14—18 л. с. при 1600 — 2100 об / м ин , но при скромных габарите и массе машин этого было вполне достаточно для перевозки четырех человек. А после экономическогокризи ­ са конца 20-х — начала 30-х годовужебольшинство европейцев пересели в неб ольшиеи дешевые машины . И менно тогда типажи европейских и американТаблица 1ВАЗ-2108 в сравнении с некоторыми аналогами 1982 и 1993 года выпуска -_ Параметр Модель ^~"~"---—_^___ "Тойота"Лада"ОпельСамара" Королла" Астра" с каталитич<!ским нейтр ализатором 1991 1987 1991 Япония Россия Германия, Бельгия, Англия 4—5/3 4—5/3 4—5/3 4—16 4—8 4—8 1331 1288 1388 88/65 61/45 60/44 6000 5600 5200 103 2800 2517 4051 1688 1410 955 1475 0,36—1.2 160 16,0 5,1/6,6/8,6 4,5, У. К 11 60—150 21900 111 4800 2465 4095 1685 1380 1010 1555 0,39—0.75 175 11,5 5.3/7,0/7,7 4.5. У. Ку 7 72—170 21880 92 4000 2460 4006 1620 1402 925 1395 0,33—1,2 148 17.0 ВАЗ-2108 I "ФИАТ"ФордРитмо" Эскорт" без нейтрализатора (19781984 (19801988) Россия 1990) Германия, Италия Англия 4—5/5 4—5/3 4—5/3 4—8 4—8 4—8 1302 1288 1297 68/50 65/48 69/50 5700 5600 6000 100 100 2900 3500 2445 2400 4015 3970 1650 1640 1403 1405 840 820 1240 1300 0.36—1.05 0,37—1.25 155 157 12,8 13,0 95 3400 2460 4006 1620 1402 900 1325 0,33—1.2 148 16,0Год начала (период) выпуска; изготовительЧисло мест/дверей Число цилиндров и клапанов Рабочий обьем, с м3 Мощность "нетто", л. с / к Вт при об/мин Максимальный крутящий момент, Н м при об/мин База, мм Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Обьем багажника, м 3 Скорость, км/ч Время разгона с места до 100 км/ч, с Расход топлива при 90, 120 км/ч, в ГЦ*, л/100 км Варианты кузовов** Кол-во модификаций по мощности Диапазон мощности, л. с. Цена в Германии, марок5,9/8,8/9,3 5,4/7,5/9,3 5,4/7,3/9.0 5,7/7,8/8,4 3 4.5 4,5 5. У 3 53-70 13890 5 55—96 7 60—125 3 54—72———*ГЦ — условный городской цикл ** 4 — четырехдверный се дан; 3 и5 — трех- 1 пятидверн ый универсал; К — кабриолет; Ку — двухдверное купе.хэтчбе к; У — п ятидверныйских легковых автомобилейрезкоразош ­ лись в разные стороны . Типичные «малол итражки » 20-х — 30-х годов оснащали двигателями рабочимобъмом не более полутора литров со скромноймощностьюв 20—25 л. с , при массе 800—1000 кг они развивали до 100 км / ч . Вот уже 60 лет малый класс (в трудныевремена теснимый «микролитражками») остается основным для европейского автомобиля . В разные годы были широко известны « Ф ольксваген - Ж ук » , «МоррисМинор», «Форд-Префект», «Опель-Олимпия», «Рено-16». В 50-е — 6 0 - е годы эти машины считались довольнопрестиж ­ н ыми : ведь значительная часть населения Европы довольствовалась куда более дешевыми и примитивными. С егодня автомобиль малого класса многие считают (и небезосновательно) о п ­ тимальным транспортным средством. Прич ем по вместимостиидинамическим качествам эти машины почти уравнялись смоделямисреднего класса. Д альнейшее увеличение размеровмашиныобернется нерациональным расходом материалов (в расчете на одного пассажира). Разумеется, самые популярныеевро ­ пейские автомобили — в малом классе. Вот уже 18 лет здесь лидирует « Ф олькс ­ ваген-Гольф». В 1992 году «Гольф» (вместе счетырехдверными седанами « Д жетта » и «Венто») у вереннодержал первенство среди всех проданных в Европе машин — 851 тысяча штук . П ричемвтороеи третье местотоже за пред ­ ставителями малого класса: «Опель-Астра» и « Ф орд - Э скорт / О рион » — их прода ­ но соответственно 673 и 613 тысяч шт. Во всем мире популярна и «ТойотаК оролла » . С 1966 года сменилось пять поколений этой машины , в 1992 году начато производствомоделейшестогопоколения . За 26 лет выпуска общее количество всех моделей «Королла», собранных в 13 странах мира , д остигло 17 млн . шт. Учитывая темпыпроизводст ­ ва этой машины, очевидно, что черезнесколько лет рекордфирмы « Ф олькс ­ ваген» — 21 млн . шт. « ж уков » за 54 года — будет побит. К акие автомобили относят кмалому классу? С егоднядовольнотрудно выделить ту грань, к оторая отличала бы егомоделив « л юксовом » варианте от обычногосреднего класса. Н апример , тот же «Гольф» с шестицилиндровым двигателем в 174 л. с. не менее престижен , чем двухлитровые «ОпельО мега » или « Ф орд - С корпио » с реднего класса, да инесколькодороже их. При этомумашиныоднойи той же модели с каждым новым поколением постепенно растут размеры, вес имощность двигателей. А многиемашины со временем переходят в более высокий класс, как, например, «ФольксвагенПассат» т ретьегоичетвертогопоколения , «Мазда-626», «Тойота-Камри». Поэтому в классификации «За рулем » (1993, № 7) м ыориентируемсяпрежде всего на по ­ л езную вместимость, к отораякосвенно выражается в размерах кузоваи цене машины . Д линамоделеймалого класса обычно укладывается в 3,8—4,4 метра , ширина — в 1,65—1,72 м, а цена — в полтора — т ри раза выше, ч ем средняя для класса « м икро » . Судя по большой разнице в длинеОБОЗРЕНИЕ «ЗА РУЛЕМ»34 ЗА РУЛЕМ 3/94 ОБОЗРЕНИЕ «ЗА РУЛЕМ»м ашин , малый класс «предрасположен» к делению на две группы — п оменьшеипобольше . П римертому — «Жигули» и ВАЗ-2108, -2109, с одной стороны , и АЗЛК-2141 — с другой . К роме того, д аже одна модель с различными типами кузовов имеет разные габариты, ведь седан или универсал обычно длиннее хэтчбеков. (Кстати, машины типа АЗЛК-2141 многиенемецкиежурналы относят к « н изшему среднему» или просто среднему классу — так они сложились в ФРГ.) О днако всякая классификация в условиях непрерывного изменения параметров машин достаточно условна, а действие ее ограничено во времени : то, что двадцать лет назад было малым классом, сейчас привилось вособомалом классе, и т. д. С овременный облик иконструкция машин этого класса начали складываться впервой половине 60-х годов. Начало положила оригинальная по тем временам модель — английский «Остин» (и « М ор ­ рис») -1100 (1962 года). Это был, по сути, увеличенный вариант уже известной тогдамодели ((Мини» класса « м икро » . Внешне небольшая, машина отличалась повышенной вместимостью благодаря максимальному использованию полезной площади кузова. Она стала одной из первых массовых машин споперечнорасположенныммотором и, естественно, п риводом на передние колеса. За ней последовал еще более крупный «Остин-1800» (1964 г.), не уступавший по вместимости тогдашним машинам среднего класса при габаритной длине всего 4170 мм . А в 1965 году появились сразу три новые модели : французские «Рено-16», «Пежо-204» и английский «Триумф-1300», причем «Остин-1800» и «Рено-16» признаны лучшими европей ­ с кими автомобилями 1965 и 1966 годов. С этого времени началось массовое распространение переднеприводнойком ­ п оновкивмалом классе. Впоследствии к ней, как вариант, добавилась полноприводная. Классическая схема здесь почти не встречается, если не считать нескольких устаревших моделей, выпускаемых на «периферии» автомобильн ого мира — в Турции, России, Польше, И ндии . Что касается таких «классиков», как БМВ третьей серии и «МерседесБенц» компакт-класса, то эти машины по основным параметрам более соответствуют среднему классу. Ну, а вмалом только на европейскомрынкеможно выделить около 40 семейств автомобилей. Большой выбор, на самые разные вкусы. Просторные семейные седаны и универсалы, п ричем последние бывают повышенной вместимости, п олноприводные . Но наиболее популярны трех- и пятидверные хэтчбеки, не только «нормальной» длины, но иукороченные . Есть спортивные варианты скузовами «купе» или «купе-хэтчбек», а также особо скоростные, развивающие до 240 км / ч , — такие разгоняются с места до 100 км / ч за 6,8 секунды ! Все больше популярность открытых машин типа родстер или кабриолет. Есть иполноприводные машины для всех видов дорог наподобие ВАЗ-2121 — в основном японские «Сузуки» и «Дайхатсу». Такое разнообразие моделей, естественно, находит отражениев ценах и Таблица 2 "Москвич-2141" в сравнении с некоторыми аналогами 1982 и 1993 года выпуска ^^-^^ Модель "Пежо"Фолькс405" ваген Венто" ^ ^ ^ ^ с каталитическим нейтрализатором "ОпельВектра" 1988 Германия 1992 Германия 1987 Франция "Тальбо- "Москвич"Фолькс1510" ваген21412-01" Пассат" без нейтрализатора (19801988) Германия 5/5 4—8 1272 55/40 5800 (19791986) Франция 5/5 4-8 1294 68/50 5600 1990 РоссияПараметрГод начала (период) выпуска; изготовительЧисло мест/дверей 5/4 5/5 5/5 5/4 Число цилиндров и клапанов 4—8 4—8 4—8 4—8 1361 Рабочий обьем, см 1598 1598 1478 75/55 Мощность "нетто", л. с / к Вт 75/55 75/55 68.7/50 5800 5700 при об/мин 5200 5200 Максимальный 107 125 126 111 88 108 крутящий момент, Н-м 3400 2800 при об/мин 2800 2600 3400 3500 2669 База, мм 2600 2475 2550 2604 2580 Длина 4313 4352 4380 4408 4435 4350 Ширина 1706 1695 1694 1685 1680 1690 Высота 1400 1410 1400 1425 1385 1400 Снаряженная масса, кг 1084 1060 1030 945 1080 1065 Полная масса, кг 1590 1565 1470 1400 1480 1465 Обьем багажника, м 0.46—1.29 0,55—0.88 0,47 0,39—1.28 0,475—1.40 0.47—1,27 169 Скорость, км/ч 176 168 148 151 150 Время разгона с места 14.0' 14,4 15.1 18,0 16.7 до 100 км/ч, с 18,0 Расход топлива при 90. 120 5,2/6,8/8,9 5,8/7.6/9.1 5.6/7,4/8.3 6.6/9.0/10.3* 6.7/8.8/9,3* 6,0/8.0/9,8 км/ч, в ГЦ. л/100 км 4. У У Варианты кузовов** 4 3. У — — Кол-во модификаций 83 10 66 па мощности 2 Диапазон мощности, л. с. 60—170 64—174 54115 68—90 69—196 68,7—71 27380 Цена в Германии, марок 29925 27390 — — — * — с четырехступенчатой коробкой передач ** 4 — четырехдверный седан; У — универсал; 3 — трехдверный эксплуатационных расходах. Ведь диапазон мощности бензиновых и дизельных двигателей здесь от 54 до 220 л. с. при рабочемобъеме 1,3—2,8 литра. Столь широкие возможности для выбора подходящего автомобиля лишь частично отражены в табл. 1 и 2, где наиболее популярные модели (в базовой комплектации) сопоставлены с отечественными. Здесь необходимо пояснение. В большинстве стран Западной Европы с 1993 года введены очень жесткие стандарты на токсичность отработавших газов легковых машин, аналогичные американским . Поэтому наши модели сопоставлены прежде всего с устаревшим и аналогами, сравнимыми по токсич ­ ности. Хотелось бы подчеркнуть : о том , насколько модели ВАЗа иАЗЛК «лучше» или «хуже» одноклассников, судят втом числе и по отсутствию в них сложных агрегатов и узлов, повышающих потребительские качества. И менно это стало ахиллесовой пятой наших машин и одной из причин их особой деше ­ визны. Увы, для них отечественная про ­ мышленность не выпускает ни автоматических коробок передач, ни кондиционе ­ ров, ни антиблокировочных тормозных систем, ни гидроусилителей рулевого управления, ни газонаполненных аморти ­ заторов, ни... Нет доведенных до ума исерийного производства механизмов и систем, облегчающих эксплуатацию; для автоматической регулировки клапанхэтчбек.ных зазоров (известные читателям ЗР не в счет, поскольку не идут на заводскуюкомплектацию ) , для предп ускового подогрева, натяжения ремня генератора и других. В общем , как на внутренний, так и на внешний рынкис конвейеров идут машины в незатейливом исполнении сминимумом (по современныммеркам ) комфорта. А если учесть невысокое качество изготовления, то становится ясным, почему почти не продаются за рубежом машины АЗЛК , а экспорт ВАЗа в Зап адную Европу снижается, постепенно перемещаясь в развивающиеся страны. В самой России дефицит более дешевых машин, чем предлагают ВАЗ иАЗЛК , у же давно ощутим . Будут ли и дальше у нас выпускать машины только одного класса? Теперь, в прочем , у же можно надеяться, что рыночный спрос со временем расставит все по местам. А движениек этому наметилось: довольно неожиданно в Тольятти решили делать автомобиль особо малого класса — ВАЗ-1116. Конечно, это можно лишь приветствовать, так как очень многие автолюбители ждут машин более дешевых и экономичных, чем сегодняшние. М . ТЕПЛОВЗА РУЛЕМ3/9435