ТЕРМИНЫ "В предыдущем номере мы в общих чертах дали представление о первых российских Правилах дорожного движения, вступающих в действие с1 июля, пообещав подробнее вернуться к их отдельным разделам. Сегодня заместитель начальника Научно-исследовательского центра (НИЦ) ГАИ МВД России М . АФАНАСЬЕВ комментирует первый раздел нового документа, который называется «Общие положения». Тот, кто откроет новые Правила, сразу же обратит внимание на появление новых терминов , к оторых не было в старых, с оюзных . Объясняется это отнюдь не формальнымисоображениями , а нас ущнойнеобходимостью — дать ответы на множество спорных вопросов, в озни ­ к ающих , как правило, в конфликтных ситуациях, при ведении следствия, в судебных разбирательствах. Надо учесть, что «третья власть» — судебная — будет, п о - в идимому , приобретать все больший авторитет, станет чаще и квалифицированнее рассматривать автотранспортные дела, в том числе и по обра ­ щ ениюграждан , поэтому знание, т олко ­ вание тех или иных терминов для води ­ телей не просто желательно, а порой необходимо. Например, термин «Дорожно-транс портное происшествие» вызван кжизнитем , что пункты 2.5 и 2.6. Правил налагают на водителей, причастных к авар ии , о пределенныеи весьма серьезные обязанности и очень важно , чтобы все участники дорожногодвижения — в оди ­ тели и. с отрудникимилиции — о дно ­ значно понимали, что именно считается дорожно-транспортным происшествием: «событие, возникшее в процессе движе" ния по дороге транспортного средства ис его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения». Старые Правила не разъясняли, что понимается подорганизованными транспортной и пешеходной колоннами и когоКОММЕНТИРУЕМ ПОДПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ, ИЗМЕНИЛИСЬ СТАРЫЕсчитать регулировщиком , указания кото ­ р огодолжны выполнять все участники движения. В новом документе это разъяснено. В нем названы те, к ому предоставлено это право, и их обяза ­ тельные атрибуты — э кипировка , с ред ­ ства регулирования и т. д. Очень важно для определенияприори ­ тета при движениичетко знать, что подразумевает термин «прилегающая тер ­ р итория » . В новых Правилах сформули ­ рованы наиболее существенные признаки этого понятия, хотя, быть может , в таком виде онои не «закрывает» все много ­ о бразие встречающихся на практикеси ­ туаций. Это, кстати говоря , обязывает службы , ответственные за организациюдвижения , устанавливать знаки 2.4 «Уступите дорогу » или 2.5 « Д вижение без остановки запрещено» при выезде с таких территорий , о собеннокогда это может вызвать ошибки со стороны водителей. Говоря о разделе « О бщиеположе ­ ния», надо подчеркнуть , что внесенные в него изменения коснулись не только введения новых терминов : были уточнены имногие старые. Теперь кводителю ( п о ответственности) приравнивается каж ­ дый, к то обучает вождениюдругого , хотя во времядвижения он и не находится за рулемтранспортногосред ­ ства. К водителям отнесены такжепогон ­ щ ики , ведущие по дороге вьючных или верховых животных , стадо. Эти дополне ­ ния более полно учитывают требования международной Конвенции одорожном движении. Полагаю, м ногиесудовлетворениемвоспримут более точное толкование тер ­ мина « П ерекресток » , где названы крите ­ рии для определения егограниц — линии, «соединяющие соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей» ( с м . р исунок ) . Такая конкретизация позволит избежать недора ­ з умений наподобие тех, что описаны в статье «Не гони на перекрестке » (ЗР, 1993, № 6). Существенно изменилось содержаниетермина « Д орога » . Подчеркивается, что поддорогой понимается «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения» (мост, п утепровод ,эстакада), включая трамвайные пути. Хотелось бы обратить внимание на то, что главной считается любая дорога по отношениюк выездам сприлегающейтер ­ р итории (независимо от того , есть ли покрытие на этих выездах). Уточнения терминовв разделе « О бщиеположения » отдельно коснулись и двухколесных транспортных средств. Отныне нижний предел максимальной конструк ­ тивной скорости , являющийся критерием для отнесения к категории мопедов , поднят с 40 до 50 км / ч при сохранении прежнего объема двигателя 50 см3 , что полностью отвечает требованиям Кон ­ венции одорожномдвижении . Внесено принципиальное уточнение втермин « М о ­ т оцикл » : к этой категории транспортных средств приравнены и четырехколесные, и меющие массу вснаряженном состоянии не более 400 кг . Но самые серьезные измененияпре ­ т ерпело понятие «Обгон», что потребует дополнительногокомментарияводном из номеров журнала. Пока жеотметим , что под этим маневром теперь будут понимать ( к ак ранее вПДД , действовавших до1 января 1987 г.) л юбое «опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы». В действующих до 1.07. 1994 г. Правилах это, как известно, о пережение , связанное исключительно свыездом на полосу встречного движения , то есть в пределах своей половины проезжей части опережениеобгоном не считается. В новых Правилах понятие «Полная масса» з аменено на «Разрешенная макси ­ мальная масса»: «масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой». Такая замена связана споправкамикКонвенцииодорожном движении, принятыми ЕЭК ООН в 1992 году. Соответствующие коррективы внесены всюду, где в тексте Правил использовался термин «Полная масса». Т ерминологические поправки потребо ­ вали внести измененияив государственные стандарты, касающиеся дорожногодвижения (ГОСТ 10807—78 «Знаки дорож ­ ные. О бщие технические условия», ГОСТ 23457—86 «Технические средства органи ­ зации дорожногодвижения . Правила при ­ менения»). И взаключениео новой редакции пункта 1.5 раздела « О бщиеположения » , к оторый запрещает всем участникам до ­ р ожногодвижения «... повреждать или загрязнять покрытие дорог, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения». Этот же пункт предписывает тем , к то создал помеху для движения ( н апример , на проезжую часть упал плохо закреплен ­ ный груз ) , принять все меры для ее устранения, то есть попытаться убрать спроезжей части. Если это по каким - л ибо причинам невозможно , то необходимодоступными средствами информироватьоб опасности участников движения , скаж ем , выставить около препятствия знак аварийной остановки и сообщить вми ­ л ицию . Вряд ли стоит говорить, что эти новые требования направлены на повышение культуры вдорожномдвижении , а главное — ег». безопасности.Границы четырех- и трехсто роннего перекрестков. 38 ЗА РУЛЕМ 3/94