Взгляд со стороны^ иС отрудники ГАИ частенько попадают под критический огонь прессы. «За рулем» т оже не жалует стражей дорож ­ н огопорядка за проявление некомпе ­ тентности, ф ормализма , м здоимство . И все же было бы крайне несправедливым только их обвинять во всех бедах автомобилистов. Ответственность за те безобразия, что творятся на наших улицах и дорогах, в полной мере разделяют основные участники движения — водители^автовладельцы. Не все, к онечно , но очень многие . О чередной рейд отдела безопасности движения журнала, в отличие от преды ­ д ущих , п роходил не вдвижении , не в пути, а, так сказать, стационарно, на одном из обычных постов ГАИ, где журналисты «За рулем » работали в роли автои нспекторов , точнее, р ядомсними . Уладили кое - к акие формальности — и отправились на 22-й километр Ярославс кого шоссе на пост ГАИ, что передвъездомвподмосковный Калининград. М орозв тот день выдался крепкий , да сколючимветром , к оторыймомен ­ тально выдул из-под курток весь запас тепла. О ттого вместо намеченного дня мы выдержали всего пару часов. Х орошо хоть в « с торожке » инспекторов можно было чуть отогреться. Сами-то они к холоду относились философски: работа есть работа. Правда, вскользь заметили, что содежкойв ГАИ сейчас похуже , чем прежде. Чуть освоившись на морозес необычной ролью , м ы старались быть макси ­ мально объективными и писать обобщен ­ ный портрет водителя без прикрас. Д олго ждать несознательного ездока не пришлось. Взмах жезла — и первый нарушитель предъявляет документы инспектору. Вскоре мы убедились, что по манере поведения в такой ситуации люди делятся на две основные категории . К первой относятся водители, р аботаю ­ щие на крупных предприятиях, а ко втор ой — все остальные автовладельцы, как теперь говорят, независимо от формы собственности.ра не поснимаешь и усилий одной ГАИ здесь явно недостаточно. По нашей просьбе остановили еще одного «профи» — таксиста. Старенькая, местами помятая «волжанка» 64-84 ММЛ , на облупленных боках которой едва различимы полустертые шашечки, послушно свернула на обочину. На вопрос, как пожи ­ вает старушка, водитель Е. Зайцев лаконично ответил: «Сегодня еле завелась». О смотрели машину: под капотом чисто, потеков никаких. Видно, сделано немало, чтобы реанимировать списанный автомобиль, но возможности человека, лишенного гаража иремонтной базы, ограничены, а ведь почти все такси теперь ночуют под окнами . П ротокол , однако, пришлось составить: не было отметкиопрохожде ­ нии техосмотра. «Замучила она меня , — пробурчал таксист, унося в кармане штрафную квитанцию на полторы тысячи рублей , — д ома только стол да табуретка остались». «Давайте остановим парочку шикарных авто,— п редложили нам хозяева поста . — Те по - д ругому разговаривают». Владельцами «крутых тачек» оказывались, как правило, д иректора различных СП, А О , Т ООи т. п. М ы нормально относимся к представителям бизнеса, но здесь они вели себя так, что нам стало неудобно. Начать стого , что из четырех остановленных трое не имели при себе водительских удостоверений. Понятно, им предлож или найти водителей для своих машин. Один из коммерсантов тут жетормознулпопутную и, быстренько договорившись с водителем, укатил на своей «девятке». Наши инспектора, видевшие это, сказали, что так делают часто: договариваются сшофером , п роезжают метров пятьсот —Попробуйте различить номер грузовика: вряд ли это удастся.Инспектор и водитель. Кто кого переубедит, сомневаться не приходится. Водители грузовиков (что интересно, все без исключения) старались уговорить инспектора. «Шеф» о бшарпанного самосвала ЗИЛ - М МЗ - 4 502 В. Зверев не был оригинален — после составления прото ­ кола еще долго топтался возле поста внадежде на снисхождение. Увы, п окры ­ тый грязьюномерной знак 85-18 ЮВТ был снят. Согласитесь, три совершенно лысых «баллона» — весомая причина, чтобы запретить эксплуатацию автомобиля, т ем более зимой . По словам инспекторов, нынче предприятия к ней очень плохо подготовились: сплошь ирядом машины неисправны. И в этом одна из причин аварийности — со всех развалюх номеи там хозяин без «прав» вновь садится за руль, а довольный водитель, «сшибив деньгу», возвращается к своей машине. Другой директор АО с просроченным временнымразрешением , когда его машина была задержана, стал звонить «на базу». Общался он так: «Гриш, ты? Слушай сюда, братан! Пусть двое корешей подъедут, тачку мою заберут». Таких «орлов» на дорогемного , и мы почувствовали, как непросто с ними разговаривать. Вам интересно, как люди без «прав» объясняют отсутствие документов? А очень просто: одни спокойно говорят —РЕЙН «ЗА РУЛЕМ»ЗА РУЛЕМ 3/94 41