ИВКШШЯНШ^'' " ''• ярСПОРТсменов. Могли бы вы назвать Имена российских автогонщиков, добившихся в прошлом году успехов в крупных соревнованиях? — С большим удовольствием. Это прежде всего вице-чемпион Европы по автокроссу Александр Ерофеев (Уфа). В истории российского автоспорта еще ни один гонщик не поднимался так высоко в официальных соревнованиях ФИА. Вообще в этом классе (дивизион 2, спортивные кузова) в первой шестерке, кроме Александра, еще трое россиян: Владимир Макаров (Уфа), Анатолий Кривобокое (Тольятти), Александр Миронов (Москва). Хочу отметить успешные выступления Евгения Васина в розыгрыше Кубка Европы по ралли среди водителей и 5-е место зиловца Александра Маркина в Кубке Европы по "кольцу" среди водителей грузовых машин. В прошлом году мы приняли участие в ралли на Кубок стран Азии и Океании, где Артеменко был вторым. Хотел бы еще отметить российских чемпионов по авторалли — дуэт из Екатеринбурга — Борис Власов и Юрий Кузьмин. Отрадно, что среди наших чемпионов сегодня не только тольяттинцы и москвичи, но и спортсмены из Ульяновска, Кургана, Братска, Курска. Словом, автоспорт не умирает. — По-моему, впервые наш автоспорт возглавляет не спортивный или околоспортивный функционер, а недавно еще действовавший спортсмен. Пожалуйста, в нескольких словах о вашей спортивной биографии. — Она очень проста. До окончания МАМ И играл в волейбол и гандбол, имел первый разряд. Автоспортом увлекся уже на автополигоне, куда попал на работу. Вначале это была "фигурка". Затем несколько лет ралли на "москвичах", а в 1968-м я познакомился с прекрасным человеком, многократным чемпионом страны по автокроссу Анатолием Михайловичем Курочкиным из Ульяновска. К сожалению, его уже нет в живых. Он и определил мою дальнейшую спортивную специализацию. Сначала выступал на УАЗ-452, затем на ГАЗ-69 и заканчивал в 1976 году на УАЗ-469. Бронзовый призер чемпионата СССР 1975 года, мастер спорта. Вот, собственно, и все. Сегодня пытаюсь тренировать кроссменов с автополигона, где директорствую, да не хватает времени, особенно после того, как стал вице-президентом РАФ. — Спасибо за беседу. Вопросы задавал М.ГРИГОРЬЕВА ЧТО У НДС?На вопросы "За рулем" отвечает вицепрезидент Российской автомобильной федерации (РАФ), председатель Совета по автоспорту Вячеслав Андреевич РЕЗНИЧЕНКО.ставлять, что это требует огромных затрат. Не случайно же во всем мире автоспорт считают спортом состоятельных, богатых людей. У нас только орграсходы на одно соревнование (бензин, аренда, оплата судей и т. п.) обходились в минувшем году в 5—10 миллионов. А нынешний сулит заметный рост цен. И все-таки спорт находит финансовую поддержку. Прежде всего, у таких гигантов, как ВАЗ и КамАЗ, у предприятий разной формы собственности (в том числе частных), у дилеров зарубежных фирм, торгующих автомобилями и другими товарами. Благо на Руси меценатство было всегда в чести, равно как и увлеченность в своих привязанностях. Сегодня это проявляется ив автоспорте. Слышали ли вы о кроссе "Рождественские встречи" в Екатеринбурге, или о трековых гонках на приз фирмы "Дебур" из Калуги, или о двухэтапных трековых же гонках на приз "ТВИСПО" в Пензе? Все это приметы нового в автоспорте — спонсорства. Кстати, у преемника ДОС ААФ — РОСТО остались и дееспособные организации, например, в Московской области, в Кургане, которые не закрыли автоспорт, а как могут помогают ему. — Не кажется ли вам, что в новой ситуации, когда появляются спонсоры, способные приобретать технику для спортсменов за рубежом, лидерство ВАЗа в ряде видов автоспорта (зимний трек, автокросс, ралли) будет основательно подорвано? И хорошо это или плохо? — Разумеется, хорошо. Федерация не намерена и не может сдерживать поступления к нам иностранной техники. Наша задача — создать условия, при которых превалирует мастерство гонщика, но это не означает запретов на иномарки. Напротив, с ними приходит более острая конкуренция, динамика — все, что привлекает в автоспорте, а это прогресс. И победа Штыкова на "Опеле" в "Гонке звезд", где последние 10 лет доминировал ВАЗ, — тому прекрасный пример. — Популярность спорта, автомобильного в частности, в немалой степени зависит от ярких личностей — выдающихся спорт— С появлением журнала АМС—"Автомотоспорт" стало меньше спортивных страниц в "За рулем" и посвящены они, как правило, самым значительным событиям в мире спорта — формуле 1, ралли-марафонам. И у наших читателей может создаться впечатление, что в России автоспорта вообще уже не существует. — Не только может, но и создается. И в этом преуспел не один "За рулем". Даже телевидение, которому за автоспорт можно сказать "большое опасибо", ориентируется только на зарубеж и чурается отечественных чемпионатов. Поэтому и создается впечатление, что российского автоспорта уже нет. Между тем, как ему ни трудно, каким бы экономическим и другим испытаниям он ни подвергался, спортивная жизнь не умерла. — Хотелось бы услышать подтверждение этому. — Без цифр здесь не обойтись, но еще несколько слов о положении дел в автоспорте. Он переживает тяжелое время не только из-за катастрофической нехватки средств. Рухнула десятилетиями существовавшая пирамида его построения и управления через ДОСААФ. Теперь РАФ, которая очень молода, строит новую систему по спортивному принципу, когда Федерация — законодатель в спорте и координатор, но не надсмотрщик и, тем более, не дойная корова. Так принято везде. Р АФ оказывает финансовую поддержку только в исключительных случаях, как этобыло при организации ралли инвалидов. А теперь цифры. В 1993 году российский календарь включал 140 соревнований в пространстве от Калининграда до Владивостока. Разыграны чемпионаты по ралли, кроссу, картингу, кольцевым и трековым гонкам. Кроме "кольца", все включали по несколько этапов, а ралли, например, одиннадцать. По итогам встреч были определены 22 чемпиона России. — В "кольце", вы сказали, был только один этап, хотя, как известно, именно оно определяет лицо автоспорта во всем мире. — Да, это так, иначе бы "За рулем" не предпочел его всем российским чемпионатам — только ему нашлось место в журнале в прошлом году. Но если серьезно, с "номером один" у нас ситуация катастрофическая. Кольцевые трассы бывшего Союза остались за пределами России. Героическая попытка реанимировать "Невское кольцо" в Санкт-Петербурге, похоже, в этом году не получит продолжения из-за Игр Доброй Воли. Правда, идет работа над двумя проектами постройки гоночных трасс в Калининграде и Ярославле. Мы поддерживаем их. Но это требует серьезных западных инвестиций. А по этой и другим причинам сколько аналогичных проектов ушло уже в песок. Так что мы не обольщаемся. — Кто же все-таки конкретно финансирует соревнования, приобретает технику, запчасти? — Прежде всего надо пред