НАШЕ ЗНАКОМСТВОНа международный семинар «Диалог «Волво» о безопасности» шведы пригласили в Гетеборг 180 автомобильных журналистов из 16 стран. Среди россиян был корреспондент «За рулем» Николай ЩЕРБАКОВ, который и делится своими впечатлениями. Плодотворный диалог со специалистами в Центре безопасности «Волво» о рганизаторы , однако, п риберегли напоследок, здраво рассудив, что полноты впечатлений не будет без нашего непосредственного знаком ­ ства со шведскими машинами . А посему нам вручили ключи от новеньких «волво» 400-й серии, штурманские «легенды» и пожелали счастливого пути по снежной ивьюжной Норвегии — из ее столицы Осло в столицу Белой Олимпиады Лиллехаммер. М ы скромно полюбопытствовали у фирмачей, а не бояз ­ но ли им бросать своих гостей в такой «омут» — за рулем незнакомых машин, да по неизвестным дорогам? Ответ был прост и убедителен: м ы уверены, что в наших машинах с вами ничего не случится дажевтруд ­ нейших дорожных условиях. Ну, а попадете в «переплет» — все равно останетесь целы, разбитая же машина в случае чего — п роблема фирмы... П рипомнив , что знакомые автомобилисты, говоря о «Волво», не впоследнюю очередь называют «безопасность», мы очистили машины от снега (стояло мо ­ р озноедекабрьское утро) и тро ­ нулись в путь. Первая остановка — на взлетной полосе старого аэродрома недалеко от Осло. Тут нам приготовили знатный «бутерброд» — толстый слой льда со снегом наверху. Заграничному автомобилисту вещь малознакомая, а тертому российскому — д аже очень. К аждо ­ му экипажу предложили поупражняться в слаломе, з атор ­ мозить в повороте, а также круто повернуть, разогнавшись прим ернодо 60 км / ч . Д ля пущей ясности на ледовый трек пригнали машины прежних лет выпуска — без АБС и ПБС (на наших «четыреста шестидесятых» в антиблокиров очную систему тормозов была встроена система предотвращения пробуксовки TRACS — Tract ion Control System). На автомобилях без этих си ­ с тем приходилось напрягаться, «играть» педалью тормоза — вещи знакомые . М не невольно вспомнилось, как за несколько дней до скандинавского вояжа на Киевском шоссе занесло «зилок» и он, повиляв, воткнулся вограждение метров вде ­ сяти от автора, б редшего по обочине.ввНу уж на «системных» «волво» м ы порезвились! К омпакт ­ ные машины идеально вписывались на снегу вкрутыеповоро ­ ты (как горныелыжисхорошо отточенным кантом или же — п родолжу аналогию — как по ­ слушные коньки ) : их не заносило при резкомторможении , они просто останавливались как вкопанные. Естественно, автомоб иль — это единый организм , и вхорошей управляемости «виновна» не только электроника, но идругие агрегаты — т олко ­ во сконструированные и идеально работающие. Так что олим ­ пийский блицпробегуже не пугал своей неопределенностью. Д аи автомобиль чутко реагировал на любое водительское пожелание, как по велению сказоч ­ ного скандинавского тролля. Кстати, у нашего тролля было имя — EIC (Electronic Information Centre — электронный инфор ­ мационный центр). Хотите знать, сколько топлива расходуете? Пожалуйста. Вам как — на данный момент или всреднем за поездку? Со ско ­ р остью — то же самое. Заправиться не успели? Так вот вам — с колькокилометров протянете на остатках топлива. Температуру масла и воды напомнит, а если за бортом от плюс трех до минус пяти градусов, то не на шутку всполошится — ведь и подскользнуться недолго, будьте ужпоосторожнее . В Лиллехаммер все журна ­ листские экипажи добрались, как теперь говорят, без проблем . М удрено устать в удобной машине. Но на утро разыгралась настоящая северная вьюга. Темень — хоть глаз выколи (светает в Норвегии поздно...), метет «во все пределы», но выезд не отложить, после обеда вылетаем в Гетеборг. Поехали... М ногиенорвежскиедорогиузкие , куда там до американских хайвэев или немецких автобанов. В свое время их великими трудами про ­ бивали в скалах — в Осло даже стоит памятник Хансу Крагу, одному из пионеров строительства дорогвпрошлом веке. ...Пролетающий навстречу грузовик взбаламучивает такое снежное облако, что ощущаешь себя пилотом вгрозовой туче. Но невозмутимая «четырехсотка» п родолжает , как по ниточк е , держать курс. Слегка освоившись в сложных метеорологи ­ ческих условиях, начинаешь понимать, что достойны памятника и те, к то следит за дорогами . В полной темноте на загород ­ ных трассах вовсю работали снегоочистители, а парни вкомби ­ незонах чистили залепленные пургой дорожные знаки. Прилив бодрости к рассвету, у тихомирившему пургу, толкал на различные проказы : «А вот если на заснеженную обочину Осло — Лиллехаммер «Волво-460».Осло набований закона. Тот, кто стремится построить самый безопасный автомобиль, не добьется цели, только выполняя требования действующего законодательства — он должен опережать их. Практические испытания- на разрушение — «краш-тесты» ( к аждый год — о коло ста) в сочетании с расчетами имодели ­ рованием на сложной компью ­ терной технике, с обобщением опыта, полученного при исследовании реальных ДТП с автом обилями «Волво» (в течение 20 лет эксперты фирмы изучили более 40 000 таких случаев), пом огают выбирать приоритетные направления в разработке новых моделей, безопасных во всем спектре аварийных ситуаций. «Удар, удар, еще удар!..» Самым жестоким испытаниям подвергают каждый год сотню машин в Центре безопасности «Волво» — их бьют о стены и бетонные столбы, бросают с пятнадцатиметровой высоты, «таранят» в бок и заставляют кувыркаться... Ведь надо досконально знать, как автомобиль деформируется при столкновениях, каково придется его ездокам. Для этого на фирме целое семейство молчаливых «испытателей» — от «новорожденного» крошки и детей разных возрастов до «взрослых» разного роста и комплекции (их «семейный» портрет — на заставке).правыми колесами заскочить да газануть — неужели не поведет?» Ну не ведет — и все тут! «А если по нечищеной грунтовке вниз к фьорду и обратно?» Нормально. Пожалуй, сбить эту машину с толку можно , лишь рванув на полной скорости «ручник»... В общем , к словосочетан ию «безопасность «Волво» м ы смело присовокупили «всесторонняя зимняя», что, ясное дело, архиважно для России. И вот мы , наконец, в Центре безопасности фирмыв Гетеборге. Безопасность при столкновении... Странным на первый взгляд термином окрестили на ((Волво» пассивную безопасность автомобиля. М ожет ли столкновение (авария!) быть безопасным для человека? Оказывается, м ожет , если вроковоймо ­ мент удар примет на себя автомобиль, его элементы. К акимже путем шла к этому «Волво» и как добилась общепризнанного лидерства в этой области? Если бы учредили «Оскар» за безопасность, фирма была бы первым кандидатом на его получение. Но дажеи без этой зо ­ лотой статуэтки «Волво» не жа ­ луется на отсутствие лавров — начиная от приза «Самый без ­ опасный автомобиль года» и кончая «Золотой медалью за безопасную конструкцию». Ф ир ­ ма выигрывала их все, чаще по два или три, а порой по пять лет подряд, иногда, к несчастью, без конкуренции . Эти призы отр ажают не только гордость гетеборгских автостроителей, но, п режде всего, ответственное отношение к человеческой жизни . Говоря обо всех этих призах, хотелось бы особо отметить инженера-исследователя «Волво» Нильса Болина, изобретателя автомобильных ремней безопасности с трехточечным крепле ­ н ием . В 1959 году его идея была запатентована, и компания «Волво» стала первым автомобилестроителем, установившим рем ­ ни на свои автомобили в качестве обязательного оборудо ­ вания. Немного, пожалуй, найдется приспособлений, сохранивших так много жизней. 2 За рулем № 4Уникальная, внедренная впервые в мире на автомобилях «Волво» система защиты при боковом столкновении SIPS (Side Impact Protection Systeml позволяет распределить силу удара по элементам конструкции — центральной стойке, крыше, порогам, полу (с трубчатыми элементами под сиденьями) и, заметно ослабив ее, «увести» на другую сторону кузова. Выделяющаяся энергия рассеивается по этим элементам, а силы, действующие на водителя и пассажиров, сводятся к минимуму. При наличии системы SIPS число смертельных случаев и тяжелых травм снижается примерно на 25 %.В 1992 году Нильс Болин получил за свое изобретение приз Всемирного общества безопасности на дорогах, а тремяго ­ дами раньше был принят в члены Зала славы безопасности и здоровья (есть, как выяснилось, такой вСША ) . По сути, сами принципы пассивной безопасности автомобиля просты — их стараются применять в своих машинах мно ­ гие нынешние производители. Но тонкость втом , как заставить эти принципы эффективно работать, когда и как воплотить вконструкцию . Если говоритьо наличии в автомобиле перед ­ ней и задней деформируемых зон, которые гасят энергию столкновения, и жесткого пассаж ирского салона, о берегающего своих обитателей, то такие решения фирма воплотила на своей серийной продукции еще в1 944 году ! М ногие из устройств безопасности, впервые введенные «Волво», приняты ныне как сами собой разумеющиеся во всем мире . Разрабатывая новые модели автомобилей, на фирме исходят из того, что их фактическая безопасность должна быть выше существующих тре-С начала этого года на автомобилях «Волво» (как на самолетах!) для анализа автомобильных аварий устанавливают «черный ящик» — самописец столкновений DARR. Он измеряет в момент удара и регистрирует в своей памяти изменение скорости машины при ДТП. Не имеет аналогов вмиреи система защиты при боковых столкновениях SIPS. Статистика аварийности свидетельствует, что люди в автомобилях «Волво» подвергаются травмам в меньшей степени, чем в других машинах. Это факты, к оторые не только говорят сами за себя , — они подтверждают верность выбора, сделанного основателями фирмы . Осло — Лиллехаммер — Гетеборг — МоскваЗА РУЛЕМ 4/94 5