16
17
Недавно появились надежные отечественные и импортные охранные системы с дистанционным управлением. С их приходом лексикон водителей пополнился звучными словами «ультрасоник», «шок-сенсор», «радар-детектор», «пейджер». Мы решили рассказать о конструкции и возможностях современных сигнализаций, их достоинствах и недостатках, а заодно внести ясность в терминологию.Вспомним, лет десять назад в магазинах продавали только отечественные автосторожа «Сюрприз», «Полкан», «Саргис», АОС и прочие. Управление — потайной тумблер в салоне. Датчики — дверные выключатели и инерционный (срабатывающий «на качание») сигнал — штатный гудок машины. Страдали они множеством недостатков, но были просты, и каждый автомобилист мог установить их самостоятельно. Потом пришла эпоха «Автоаларма» и ему подобных. Сигнализации включали снаружи магнитным ключом, иногда оснащали дополнительными аккумуляторами питания. Правда, монтировали их уже корифеи электрики в каком-нибудь кооперативе. Угонщики, однако, быстро усвоили, что под цветной наклейкой на ветровом стекле находится только коробочка с набором герконов. Для успешного похищения машины требовалось подыскать подходящий магнит и подглядеть, к какой точке владелец прислоняет свой. (Заметим, что это не единственный способ взлома.) Короче говоря, век «Аларма» был недолгим. В отличие от традиционных автосторожей, комплексы нового поколения — это не только иной уровень охраны автомобиля, но и богатый набор сервисных функций. Машину оберегают от угона электронные датчики, способные анализировать воздействия. Штатный гудок заменила надежная сирена в герметичном корпусе. Вместо примитивной «логики» на полупроводниках си16 ЗА РУЛЕМ 5/94стемой командует специализированная микросхема. Она же способна управлять автоматической антенной, радиоприемником, электромоторами стеклоподъемников, аппаратурой дистанционного запуска двигателя. Наконец-то достижениями современной радиоэлектроники смогут воспользоваться и российские автомобилисты. Посмотрите на рисунок — перед нами охранный комплекс с дистанционным управлением, оснащенный максимально возможным набором дополнительных устройств. Предупредим сразу — это наглядное пособие, такой сигнализации не существует. Но в основе «собирательного образа» — фрагменты девяти систем, установленных на редакционных автомобилях. Блок управления (processor) — электронный мозг автосторожа. Принимает сигналы датчиков охраны, пультов дистанционного управления, переключателей режимов; анализирует их и командует противоугонными механизмами, системами оповещения и индикации. Датчики охраны. Концевые выключатели капота и багажника (hood/trunk pin switches). Стандартное оборудование всех сторожей. Выдают сигнал (замыкают на «массу») при попытке проникнуть в моторный отсек или багажник. Иногда замерзают в мороз. Возможны ложные срабатывания в сырую погоду. Эти недостатки устранили оригинальным способом разработчики отечественной сигнализации «Autosafe»: вместо концевых выключателей на автомобиль устанавливают две пары «геркон — магнит». Выключатели у дверей (door pin switches). Они включают лампочки освещения салона, а в составе охранного комплекса — защищают двери от взлома. Встречаются выключатели двух типов — «Дженерал моторе» и «Форд». Первые размыкают «минусовой» провод (ВАЗ, «Москвич», большинство иномарок), вторые — цепь «плюса» («Волга», «Крайслер», «Форд»). Сигнализации «Gunners», «Piranha», «Sikura», «Prestige», «Autosafe», «Багира-01» снабжены выводами для дверных выключателей обоих типов. Вибрационный датчик (shock sensor). Реагирует на удар по кузову, стеклу и т. п.; на щелчки замков дверей, крышки багажника, капота; на вибрации и сотрясения при попытке снять колесо или поднять машину. Чувствительность вибродатчиков меняют регулировочным винтом. Правильно настроенный прибор не должен срабатывать от порывов ветра, проезжающих рядом тяжелых грузовиков. Но тогда, к сожалению, сирена будет молчать и при осторожной буксировке автомобиля. Датчик плавного качания хорошо знаком нашим водителям. Устроен примитивно: внутри пластмассовой коробочки спрятаны длинная плоская пружина с грузиком на конце и два контакта. Инерционный датчик отслеживает плавные воздействия, качание машины. Основной недостаток — частые ложные срабатывания. Микропереключатели охраны стекла. В современных комплексах «микрики» встречаются редко, поскольку включают сирену лишь тогда, когда злоумышленник уже разрезал резиновый уплотнитель и вынул стекло из проема. Активный ультразвуковой датчик защиты салона (ultrasonic detector). Широко распространен. Излучает ультразвуковые волны и принимает отраженный сигнал. Реагирует на изменение объема (например, если открыть дверь) или перемещение предметов внутри салона. Охраняет автомобиль даже при опущенных стеклах дверей. Способен заменить датчик плавного качания, если повесить на внутреннее зеркало какой-нибудь брелок (он будет выполнять функции маятника). В режиме максимальной чувствительности возможны ложные срабатывания от перемешивания слоев теплого и холодного воздуха, летающих в салоне насекомых, тополиного пуха, пыли. Пассивный ультразвуковой датчик (glass sensor). Пожалуй, наиболее точно принцип его работы определяет шутливое название «шорох-сенсор». На обычные уличные шумы датчик не реагирует, он срабатывает только от «подозрительных» звуков — звона разбитого стекла, клацания гаечных ключей, шуршания проводов электропроводки в салоне машины. Микроволновый датчик (microwave sensor). Генератор СВЧ-колебаний. Спроектирован для защиты кабриолетов, но его успешно применяют в составе охранных комплексов обычных машин. Реагирует на перемещение предметов в зоне действия излучаемого поля. Чувствительность датчика можно увеличить с помощью регулятора так, что он будет срабатывать от приближения человека к автомобилю. Следовательно, автосторож защитит не только пространство салона, но и щетжи стеклоочистителя, наружные зеркала, светотехнику, колеса. По отзывам специалистов, «микроволновики» значительно надежнее «ультрасоников» и не дают ложных срабатываний. Датчик падения напряжения (voltage/current sensing). Сообщает блоку управления сигнализацией, что злоумышленник включил один из потребителей электроэнергии: свет в кабине, габаритные огни, тормозные фонари, систему зажигания и т. д. Если после того, как вы заглушили двигатель, продолжает вращаться электровентилятор радиатора, то прозвучит сигнал тревоги. Для машин с такой системой охлаждения на блоке управления «Audiovox», «Wolo», «Prestige», «Sikura» и «Piranha» установлена перемычка. С ее помощью можно задержать начало работы датчика: он включится только через 3—5 минут после постановки сигнализации в режим охраны. За это время вентилятор успеет остановиться.а ля ВАС П ВАШЕЙ МАШПНЫДатчик крена — «интеллектуальный» прибор. Сконструирован в НПП «Гелиос», сравнимых по цене зарубежных аналогов не имеет. К порывам ветра, качанию автомобиля «равнодушен». Реагирует только на отклонение кузова от исходного положения, если машину подняли домкратом или в салон проник преступник. Системы оповещения и противоугонные механизмы. Звуковой сигнал. Громким ревом сообщает окружающим и владельцу о попытке открыть автомобиль. В простейшем варианте — штатный гудок машины, подключенный к сторожу через реле. К сожалению, даже начинающие угонщики знают, как заставить его замолчать. Поэтому современные сигнализации оснащают автономными электродинамическими или пьезоэлектрическими сиренами. Эти приборы обычно заключены в герметичный пластмассовый корпус и отличаются малым током потребления (1 —1,5 ампера). Мощность звука — 120—130 дБ. Одна из разновидностей — сирена с автономным питанием. Оснащена встроенным никель-кадмиевым аккумулятором, работает в двух режимах — обычном и аварийном. В первом реагирует на сигналы блока управления. Во втором включается из-за падения напряжения, когда злоумышленник снял клемму с аккумулятора автомобиля, повредил электропроводку или уничтожил «мозг» автосторожа. Способна «подавать голос» от 30 минут до одного часа. В аварийном режиме отключается только специальным ключом. Сейчас широкое распространение получили моноблоки — сирена и процессор, объединенные общим корпусом. В нашем тесте: «Piranha», «Sikura», «Wolo», «Audiovox». Как правило, солидные фирмы оснащают сложные моноблоки встроенным автономным питанием. Радиоканал (paging unit). Система дистанционного оповещения. Передатчик монтируют в машине. Приемник («бипер»), сообщающий о попытке угона мелодичным пищанием, находится дома или в кармане у владельца. Мощность передатчика до 4 ватт, рабочая частота 27 МГц. Дальность действия «пейджеров» — от 300 до 400 мс внутрисалонной пленочной антенной (ее приклеивают к ветровому стеклу), 1—2 км с внешней согласованной Си-Би-антенной. Перечислим остальные устройства охраны и оповещения. Это реле включения габаритных огней (park light relay), реле блокировки зажигания, реле блокировки стартера (starter cut relay), электрозамок капота/багажника (electric lock for hood/ trunk), электромагнитный клапан прерывателя подачи топлива, электромоторы или соленоиды блокировки дверей (door lock). Отметим, что хорошие сигнализации обычно оборудованы встроенными реле или силовыми транзисторами. Например, провод гудка с блока управления отечественного сторожа «Багира-01» присоединяют прямо к звуковому сигналу машины. Установка дополнительного реле не нужна. В. КРЮЧКОВ Продолжение рассказа о новых охранных системах — в следующем номере.Сигналы управления / индикации/' i llФункциональная блок-схема сигнализации с дистанционным управлением прерывание подачи топлива; 2 электромагнитный клапан; 3 элехтрозамок капота/багажника (electric lock for hood/trunk); 4 — радиоканал с кодированным сигналом (paging unit); 5 — электромоторы блокировки дверей (door lock); 6 — реле блокировки стартера (starter cut relay); 7 — реле блокировки зажигания; 8 — реле включения габаритных огней (park light relay); 9 световые приборы автомобиля; 10 — сирена с автономным питанием; М — автономная сирена; 12 — штатный сигнал автомобиля; 13 — реле гудка; 14 — сигнальный евстодиод (L. Е. D. Indicator); 15 — ручной переключатель режимов (valet switch); 16 — звуковое оповещение включения/выключения (audio chirp); 17 — брелок дистанционного управления (kcychain transmitter); "~ — антенна или приемник ИК|учсння; 19концевые выключатели капота/багажника (hood/trunk pin switches); 20 — концевые выключатели дверей (door pin switches); 21 — вибрационный датчик (shock sensor); 2 2 — датчик плавного качания; 23 — мнкропереключатели охраны стекла; 24 активныи ультразвуковой датчик зашиты салона (ultrasonic detector); 25 — пассивный звуковой датчик (glass sensor); 26 —датчик падения напряжения (vollagc/curr sensing); 27микроволновый датзащиты салона (microwave sensor); 28 —датчик крена5 За рулем № 5ЗА РУЛЕМ5/9417