Маркировка автомобилей. Если автомобиль угнали, то его приходится искать. У нас по России раскрывается прибли ­ зительно 20 % к ражи 60 % у гонов . Показатели не ахти какие. Значительно облегчить работу милиции, а ворам усложнить продажукраденого могла бы заводская маркировка деталей автомобиля . За ру ­ б ежом это, как празило, 12—16 точек, а у нас две — к узов да двигатель. Нынешним кулибиным изменить их — не проб ­ лема, Попытки ГАИ добиться, чтобы заводы увеличили количество маркировок , наталкивались на один ответ: нетехнологично, д орогоипотомуневозможно . К омментарии , как говорится, и злишни . М ожет быть, п оложение изменится, если будет принят новый ГОСТ, р азра -Лучшее средство защиты автомобиля от угона — не покупать его. Этот шуточный совет в наши дни, пожалуй, м ожно воспринимать всерьез. Преступники настолько обнаглели, что крадут машины средь бела дня: оставил на пару минут у магазина, а четырехколесного сокровища и след простыл. Воруют не только у простых смертных, но иу сильных мира сего. Сегодня в розыске числится 200 тысяч машин! Как справиться с угонной эпидемией, охватившей наши города и веси! Этому был посвящен «круглый стол» редакции, за которым собрались люди, так или иначе с этой проблемой связанные. В дискуссии участвовали: от ГУ ГАИ МВД России начальник отдела розыска Евгений Ми ­ хайлов и его коллега по отделу пропаганды Станислав Яблочкин, от УГАИ Москвы — заместитель начальника Александр Ляхов, начальник отдела розыска Николай Устинов и сотрудник отдела пропаганды Андрей Щавелев, юрист Леонид Ольшанский — руководитель консультации по социально-правовым вопросам, Сергей Белов — президент фирмы «Автоспорттехника» (она занимается установкой и продажей противоугонных систем), Наталья Рогожина — коммерческий директор фирмы «Теком», выполняющей маркировку автомобилей, и Игорь Талицкий — президент Русской страховой компании. Вел заседание «круглого стола» главный редактор «За рулем» Петр Меньших. Много пи угоняют! И счерпывающий ответ на этот вопрос — в таблице синфор ­ мацией по кражамиугонамв России за последние четыре года : почти 417 тысяч кражи 250 тысяч угонов . Страшные цифры ! Правда, к рад / r автомобили не только у нас, но и в, казалось бы, благополучных странах. В Великобритании в 1990 году было похищено 26,5 машины на каждую тысячу зарегистрированных, во Франции ' и Италии — чуть больше 11, в США — 8,5, в Нидерландах — 6, в Германии — 2 машины. М ожно привести при ­ м ерыив абсолютных числах. За первое полугодие 1992 года в Германии исчезло 63 тысячи автомобилей, а к началу 1993 го ­ да число краж превысило 100 тысяч. О д ­ нако то, что ив других странах крадут много , — слабое утешение.ЭКСТРАСЕНС УГОНЩИКОВУвеличение у нас в последнее время числа кражи угонов не случайность. Сказывается, к онечноже , о бщий рост пре ­ ступности в стране, хотя есть идругие причины. И среди них — обеспечение охраны автомобиля. Понятно, машину лучше хранить вгараже , с этим никто не спорит, но построить их для всех желающих нереально. Поэтому первое, что приходит на ум владельцам автомобилей , — оснастить их противоугоннымустройством . Противоугонные системы. Это одна из возможностей значительно усложнить жизньавтомобильнымворам , но только тогда, к огда устройства эти совершенны . Без них преступники очень высокой квалификации откроют дверцу за 20 секунд, запустят двигатель — за 14, р азблокируют рулевое колесо — за 16, отсоединят крюк , к репящий руль и педаль,— за 5. К сожале ­ нию, не каждыйможет себе позволить противоугонную систему типа «Сикура» (см. ЗР, 1994, № 3) — цены кусаются — до 450 долларов США . Среди клиентов фирмы «Автоспорттехника», устанавливающей итальянскую сигнализацию снесколькими степенями защиты, владельцев «жигулей», « м оскви ­ чей» и других отечественных авто — не более 30 %. Остальные — хозяева до ­ рогих иномарок . Установив систему, они убавляют головную боль не только себе, но имилиции . Вообще же , сейчас гото ­ вятся Правила ЕЭК ООН (они должны быть введены в 1995—1996 гг.), согласно которым на все выпускаемые автомобили заводы должны ставить защитнуюохран ­ ную систему. И ведущие автомобилестроительные компании готовятся к этому. А пока забота владельца о безопасности своей машины поощряется во многих европейских странах: если на автомобиль установлена надежная сигнализация,— страховая компания при заключениидо ­ говора дает скидку до 10 % ! В России, к сожалению , такое не принято, а обра ­ щения фирм , устанавливающих противоу гонные устройства, в страховые компа ­ нии результатов не дали.КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЗР»батываемый в настоящее времяс участие м ГАИ. Кстати, дополнительно маркиро ­ вать машины при регистрации, по желанию владельца, собирается московская ГАИ (автоинспектор будет знать, на какие места при осмотре обращать внимание). И ещеодноважноесообщение . Госавтоинспекция подготовила проект постановления Правительства России об обязательной установке на автомобиль заводом изготовителем эффективного противоу гонного устройства, как того будут требовать в скором времени Правила ЕЭК ООН . Сейчас идет детальная про ­ работка этого проекта заинтересованными министерствами и ведомствами. Независимо от этого и не дожидаясь , пока заводы раскачаются, у жемаркируют автомобили всем желающимнесколькофирм , одна из них «Теком» (о ее работе журнал рассказал в № 12 за 1992 г.). После того , как на машину наносят неудаляемый код , и нформацияо ней заносится в банк данных, что облегчает поиск украденных автомобилей. О днакоединого для всех маркировщиковинформационногокомпьютерного пространства, увы, пока нет. Появись оно — эффективность системы маркировки стала бы намного выше. Страхование. О но способно значительно снизить ущерб , п режде всего материальный, при краже автомобиля, что, кстати, за рубежом давным-давно в порядке вещей. Если угнанная машина застрахована,— получи денежкии покупай новую . Дальше свором будут разби ­ раться правоохранительные органы . У нас же страховые фирмы , по существу, отказываются от автомобилистов, не хотят иметь с ними дела. М ногиевообщепре ­ кратили («временно») страховать автомо ­ били «повышенного риска» — д орогиеиномаркиипрестижныеу нас «восьм ерки » и «девятки». Русская страховая транспортная компания , н апример , страховала все автомобили без исключения , пока впрошлом году на следующийже день после оформлениядоговоров не Окончание на стр. 42ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА36 ЗА РУЛЕМ 5/94