ж енцеввзаимозаменяемости — «зиловские» барабанчики на «Спутник» не подходят, пробовал). , О дин совет счастливцам, р аздобыв ­ ш им счетный узел. При разборкеспи ­ д ометра обратите внимание, что стрелка указателя скорости упирается в стопор, не доходя до «О». Вам придется ее снять, а при установке на место постарайтесь задать пружине ту жепред ­ варительную закрутку . П отом обязательно проверьте показания прибора , сверив егосдругим , лучше — на нескольких автомобилях или на шоссе — по хро ­ н ометруикилометровым столбам. Еще неисправность: стрелка, показав какую - л ибо скорость, не желает возвращаться обратно. Причина — попадание смазки междукартушкойимагнитом указателя скорости . Достаточно почистить прибори удалить лишнююсмазкусгиб ­ к ого вала, но не оставляйте вал сухим ! От спидометраперейдемк указателям. Если вам кажется, что приборы показывают «не то», п режде всего про ­ верьте штекерное соединение на тыльной сторонекомбинацииприборов . И ног ­ да бывает достаточно пошевелить ко ­ л одкув гнезде — и все приходит внор ­ м у . Затем, если это не помогло , надо убедиться, что виноват указатель, а не его датчик или проводка . Неисправности эконометра чаще всего кроются в трубке, соединяющей его свпускнымтрубопроводом . Если трубка не соскочила с патрубка, в ней нет тре ­ щин — неисправен сам прибор . Чинить в нем особо нечего, да он и не ломается — почти. Вольтметр, п оказывающий все что угодно , но не напряжение вбортовой сети, надо проверять контрольнымпри ­ б ором . П роще всего замерить напряже ­ ние на генераторе и клеммах аккуму ­ лятора, а затем, для определения истинного виновника — на самом приборе, чтобы заодно проверить ипроводку . М етодикапроверки указателей температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива в баке одинакова. Если при ­ б ор устойчиво показывает «О», снимите проводс датчика и замкните на «массу». О тклонение стрелки прибора укажет на неисправность датчика. Если стрелка осталась на месте, проверьте проводку, с оединяющую датчик с указателем. Пом имообычного «прозванивания» можно снять комбинацию приборов , не отсоединяя провода, включить зажиганиеи соединить с «массой» вывод указа ­ теля с обратной стороны щитка прибо ­ ров. Д ля указателя температуры это верхний вывод, соединенный со штеке ­ ром «2» к олодки , а для указателя уровня топлива — н ижний , с оединенныйс «13-м» ш текеромколодки ( с м . рис.). При отклонении стрелки указателя ищи ­ те неисправность впроводке . Если по прибору двигатель уже перегрет (стрелка в красной зоне ) , а на самом деле мотор холодный — п роверь ­ те датчик, отсоединив провод. Стрелка указателя вернулась к началу шкалы — неисправен датчик. В противном случае отсоедините от комбинацииприборовко ­ л одкуи подайте «-(-» на штекер «12», а «—» на штекер «5». На исправном приборе стрелка должна быть в начале шкалы. Так жеможно проверить иуказа ­ тель уровня топлива, если он упорно показывает полный бак , — выводы штекеров те же . Д опустим , м ы точно установили неисправность самого указателя. Что делать теперь? К сожалению , в озможностей не так много . Во-первых, н ужно проверить затяжку контактных гаек на обратной стороне комбинации приборов. Х орошо , если неисправность видно сразу — н апример , обрыв провода, п одхо ­ д ящегок выводному винту,— подпаять егонесложно . «Прозвонив» т естером места возможных некачественных контактов, м ожно обойтись «малой кровью » и починить прибор , пропаяв контакты . Но случаются обрывы в середине катушек приборов , и тогда выход один — замена указателя. Таковы основные дефекты , связанные сприборами «Самары», если не гово ­ рить о контрольных лампах, д ополняю ­ щих их. Сняв щиток , заменить лампу можеткаждый . Кстати, неисправность ламп часто указывает на неисправность вцепи , о бычно — в реле-прерывателях для ламп, с игнализирующихо работе указателей поворота истояночноготор ­ моза.т орец корпуса намоталось нечто, весьма похожее на реденький войлок. Вид имо , он образовался из каких-то тонких волокон , к оторые вместе сбензиномпро ­ ходили через сетчатые фильтры. Со врем енем они образовали «войлок», к ото ­ р ый ограничивал подачу топлива. При ручной подкачкеи работе на холостом ходу топлива хватало, а при интенсивн омразгонеидвижениис большой скоростью — нет. Убрал волокна, и на этомприключения кончились. Наверное, до другого «таинственного» случая. Следующую историю рассказал Б. ПАНЕ ВИН из Днепропетровска. Во время обкаткимоего « М оскви ча-412ИЭ» д важды внезапно возникал очень сильный скрежет , п охожий на звук работающей циркулярной пилы. Этот неприятный звук исчезал через 5—6 сек унд , и двигатель продолжал работать нормально . Ни я сам, ни диагностика на СТО источника скрежета не выявили. За первый год эксплуатации автомобиль прошел более 5000 километров , никаких дефектов не было. Но однаж ­ ды на трассе Харьков — Киев при ско ­ рости 80—85 км / ч возник знакомый скрежетв силовом агрегате. Я сразу выжал педаль сцепления, выключил пере ­ дачу, з атормозили съехал на обочину . С крежет длился менее 5секунди закончился металлическим ударом . Д вига ­ тель заглох. Машина прокатилась еще метров десять и остановилась. Поиск неисправности я начал с внешнего осмотра . Затем при отпущенном стояночном тормозе и выключенной передаче стал толкать .машину вручную — она катилась свооодно . Проверил ход педали сцепления: в норме , рабочий цилиндр сцепления работал. Передачи включались легко . Проанализировав случившееся, сделал вывод: заклинен коленчатый вал, п ри ­ дется буксировать машину на СТО (25 километров ) , что и было сделано. На станции вдвоем с автослесарем сняли коробку передач, наклонили двигатель вниз. Отвернув гайки крепления кар ­ тера сцепления к двигателю, начали снимать коробку передач вместе с картер ом . И тут из него нам под ноги упал болт. Резьба и головка болта были изрядно помяты. В картере обнаружиликольцевую канавку, р асположенную напротив венца маховика, а на нем — две задирины . Остальные детали не были повреждены . Стало ясно, что лежавший на дне картера болт иногда на ухабах подхватывало венцом маховика, и если он заклинивал междукартеромимаховиком , то раздавался скрежет . О ткуда попал болт в картер сцепления? О чевидно , во время сборкиуро ­ нили в картер через отверстие в его верхней части (на многих машинах это окнозакрытощитком ) . М ы попробовали опустить болт через окно в картере сцепления: в вертикальном положении он легко проскакивал взазормеждукартеромивенцом маховика. П редположение косвенно подтвержда ­ ется такими фактами. При демонтаже стартера выпали лежавшие за ним нес колько гаек и шайб, а на поперечине обнаружилупавшуюкрышку масленки с прерывателя-распределителя. Полагаю, если машины будут тщательно собирать на заводах, м ы , автолюбители, значительно режебудемразгады ­ вать загадки вроде этой.ЗА РУЛЕМ 5'94 49ОТ ПРИНЦЕССЫ ТУРАНДОТПомните сказочную принцессу, любившую загадывать сложные загадки! Автомобили порой задают нам потруднее. Вот только две, разгаданные читателями. Первый случай произошел с В. А ФА ­ НАСЬЕВЫМ из Москвы. Ехал я как-то по оживленномуго ­ р одскомупроспекту . Машина была неновая, но работала стабильно и особых хлопот не причиняла. И вот однажды двигатель заглох — как обычно бывает, на перекрестке , при троганье с места — будто внезапно захлебнулся. Попытка пустить егостартером окончилась без ­ результатно, пришлось при помощи пассажира откатить машину к тротуару (как назло, в горку ) . Не теряя присутствия духа, решил проверить искру и подачу бензина. И то, и другое оказалось внорме . Я поставил снятые детали на местои попытался пустить двигатель. К моемуудивлению , он, как ни в чем не бывало, заработал, и мы тронулись в путь. О днакоуже через несколько сот метров мотор опять потерял оборотыи заглох. Снова проверил искру и подачу топлива. Разумеется, все оказалось в пор ядке . Тогда я решил заглянуть вкарбю ­ ратор. Снял крышку : в опрекиожиданиям грязи в нем не оказалось, бензин был. На всякий случай продулжиклерыи поставил все на место. М отор заработал, и мне снова удалось проехать нескольк о сот метров , пока история не повтори ­ лась. Тут я занервничал. Темнело, начинался дождь , а мне никак не удавалось найти причину отказа. Я чувствовал, что здесь какой-то подвох. Снова разобрал карбюратор и, не найдя ничего подозрительного , решил отвернуть корпус игольчатого клапана, чегЪ обычно не делал: инструкция не рекомендует , если нет крайней необхо ­ д имости . Здесь я увидел такое! На