ЧТО МОГУТ ПОЛИМЕРЫСтарые автолюбители помнят времена , когда кто-нибудь, явно хвастаясь перед приятелями, заводил разговор онекоем чуде — эпоксидной смоле , применяемой на его родном предприятии (как правило, оборонного значения). Появления в открытой продаже клея и шпатлевки на ее основе пришлось ждать долго. Сегодня в магазинах можно встретить баночки с новыми полужидкими материалами, предназначенными для ремонта деталей и узлов машин: «Десан», «Пластметалл», «Анатерм» и другие. Познакомить со способами их применения мы попросили сотрудника НПФ «Адекват», з анимающегося изучением и внедрением подобных составов, кандидата технических наук В. БАШКИРЦЕВА. Н есколько лет назад ремонтники получили шпатлевки на основе полиэфирных смол, обладающие рядом преимуществ перед традиционной «эпоксидкой»; они, н апримервдесятки раз быстрее отверждаются, обладают высокой прочностью дажепритемпературахоколо 100 °С, хорошо поддаются механической обраб отке . О днаковряде случаев, к огда нужно отремонтировать ответственный узел автомобиля , никакая шпатлевка не подойдет — ее механические свойства здесь недостаточны. Привычные жеэпок ­ сидные смолы , как правило, х ороши лишь при невысоких температурах — п риме ­ нить их, с кажем , для ремонтаблокаци ­ линдров невозможно . Появившиеся впоследнеевремя на полках магазиновполимерные материалы из обороннойпромышленности не уступают зарубежным аналогам, но значи ­ тельно дешевле . С их помощью удается быстро выполнить ремонтмногих деталей и узлов безсложной оснастки идажевдорожных условиях. С пособыремонта вполне эффективны , хотя инепохожи на традиционные . К томуже часто они во много раз дешевле прежних расточек, п ерешлифовок , «заварок». Предлагаемые химиками полимерные материалы — это однокомпонентные или двухкомпонентные составы сразличными механизмами отверждения. Первые — жидкости различнойвязко ­ сти, способные длительное времясохра Рис. 1. Центровка подшипника 1 оправкой 2 при восстановлении изношенного посадочного места на валу 3.Рис. 3. Ремонт трещин блока цилиндров, восстановление посадочных мест гильз и постелей для вкладышей коленвала. Рис. 4. Восстановление посадочных мест подшипника в корпусе. Рис. 5. Восстановление резьбы. Рис. 6. Ремонт топливного бака.няться безизменений состояния или свойств, но быстротвердеющиепритем ­ п ературе 15—35 °С после попадания вуз ­ к ийзазор ( н апример , т рещину ) , как только прекратится контакт скислородом воздуха. В результате образуется весьма проч ­ ный полимерныйслой . Различные виды этих анаэробных, то есть отвердевающих при отсутствии кислорода материалов, п озволяют восстановить работоспособ ­ ность узлов и деталей дажепри эксплуатации вконтактесорганическимираствори ­ телями, агрессивными средами, в широ ­ к ом интервале температур , давлений и так далее: в ажно правильно подобрать материал. Эти свойства во многих случаях ремонта оказываются незаменимыми. Двухкомпонентные полимерныемате ­ риалы включаютв себя высокомолеку ­ л ярноевещество - п олимери специально подобранные для него металлические час тицы . С мешиваниекомпонентов «запускает» м олекулярнуюреакцию , к оторая позволяет использовать поверхностную активность материалов (стали, чугуна, свинца и др.) и обеспечивать необходи ­ м ую сцепляемость сними . Затвердевшая композиция способна восполнить потери металла из-за меха ­ нического, абразивного, к оррозионногоидругих видов износа. П рикомнатнойтемпературе (20 °С) в ремязавершениямолекулярнойреакцииоколо3 — 4 часов. В ажно отметить, что технологиире ­ монта спомощью полимеров дают возможность без механической обработки восстанавливать первоначальные размерыизношенных деталей. В ряде случаев они не толькозаменяюттрадиционныесварку или наплавку, но ипозволяют восстаноРис. 2. Центровка муфты 1 на валу 2 технологическими вкладышами 3.ГУIf1 ввить деталь, р емонткоторойпрежде считали невозможным . С помощьюполимерных материалов герметизируют трещины, пробоины, резьбовые соединения , восстанавливают прессовые посадки , п олучаютизносостойкоепокрытие , з ащищают металл от корро ­ з ии . С оединение различных материалов может быть не толькожестким , но игибким . Различные сорта бензина, м а ­ сел, антифриза, кислот не оказывают на полимерный слой разрушающего действия, п ричем последний может работать в диапазоне температур от — 5 0 ° д о + 150 °С. С уществуют составы, в ыдержи ­ в ающиетемпературу + 2 80 °С и выше. К аковажетехнология ремонта? Начн емс восстановления посадки шарикоподшипника на цапфе вала. Сначала тщательно очищают восстанавливаемую по ­ верхность вала. О калину или ржавчину удаляют механическим путем. Затем поверхность обезжиривают , используя ацет он , б ензин «калоша» и т. п. Если зазорвсоединениибольшой ( о коло 0,3 мм ) , и спользуютвысокопроч ­ ный анаэробный полимерповышеннойвязкости . К огдажезазорменее 0,15 мм , л учшеприменятьмаловязкий анаэробный полимер . Его из капельницыфлакона наносят на поверхность одной из сопря ­ гаемых деталей, з атеммедленновдвигают вал вподшипник . Здесь требуется акк уратность : п олимер не должен попасть на беговыедорожки или сепаратор . Ч ерез15 — 2 0минут начинается поли ­ м еризация состава. Ч ерез 2—3 часа проч ­ ность соединенияуже такова, что можно приступить ксборке агрегата. М аксималь ­ ной жепрочностиполимер достигает через4 — 5 часов выдержкипритемпера ­ т уре 18 °С. О собенностьанаэробного материала заключается втом , что та его часть, к о ­ торая не попадает взазор , о тверждать ся не будет — ее можнолегко удалить. А как поступить, если зазорвсоедине ­ нии вследствие износа превысил полмил ­ лиметра? Здесь применяютдвухкомпонентнуюкомпозицию . О на состоит из основы и отвердителя, расфасованных в пластиковые банки , и этим схожаспри ­ вычными нам автомобильными шпатлевками. Ч ерез45 — 5 0минут после нанесения двухкомпонентной композиции состав «схватывается», ч ерез 3—5 часов состоя ­ ние ремонтируемого узла позволяет при ­ ступить к дальнейшей работе ( н апример , с боркемашины ) ; полная прочность дости ­ гается черезсутки . Если, как вприведенномпримере , в ажно обеспечить соосность сопрягаемых деталей (вала иподшипника , вала имуф ­ ты, вала икрыльчатки насоса и так далее), то предварительно надо подготовить простейшую оснастку. Это могут быть оправки , ц ентрируемые по неработающейинеизношенной части вала, с воеобраз ­ ные ложементы, прокладки и т. п.48ЗА РУЛЕМ6/94