46
47
Рис. 5. крышкеДоработка отверстия двигателя ВАЗ-2105.взащитнойпадать такжеформа зубьев и их шаг. Приобретая зарубежный синхронный ремень, для верности полезно сравнить его с « р одным » , с тоявшим на автомо ­ биле, или расспросить продавца об опы ­ те использования его товара на отечественных моторах . Ремень — деталь очень ответственная, п оэтомунапомним : если понравившийся импортныйремень хоть в чем-то не соответствует данным , п ри ­ в еденнымвтаблице , — в оздержитесь от его покупки . Кстати, если случается неприятность иремень рвется или, что бывает чаще, срезается несколько зубьев — всю вину сразу взваливают именно на него. Это неправильно — н адо обязательно прове ­ рить шкивы , нет ли в них дефекта . Иначе новый ременьдолго не проживет . При нормальной эксплуатации ремень честно ходит заявленные заводом 60 000 километров — для скептиков отм етим : в него заложен пятикратный запас прочности . «Нормальная эксплуатация» — это своевременныйконтроль за натяжениемисостояниемремня (хоть материал ремняимаслобензостойкий , для него тоже «чистота — залог здо ­ ровья»). В заключение несколько рекомендаций ипредложений читателей, о публикован ­ ных ранее вжурнале «За рулем » . Необходимое натяжение ремня на двигателях «Таврии» и ВАЗ-2105 обеспечивает пружина у кронштейна натяжного ролика, поэтому достаточно лишь убедиться, что она действует. На ВАЗ-2108, где натяжение ремнярегули ­ р уютэксцентриком , предлагается оцени ­ вать усилие пальцами, закручивая ре ­ мень на 90° (пальцами потому , что чем либо еще туда попасть трудно ) . Регул ировкуможно проверить точнее динам ометром . Д ляэтого отворачивают гайку, ф иксирующую натяжной ролик, и клю ­ ч ом «на 32» поворачивают эксцентрич ­ н ую ось ролика против часовой стрелки , к онтролируямомент по динамометру — о ндолжен быть около2 Н-м (рис. 4). На «пятерке» п лоскозубчатыйременьзакрыт пластмассовой крышкой , к репя ­ щейся в трех местах. О ченьнеудобно добираться до левого (со стороны радиатора) болта, п оэтому имеет смысл вместо овального отверстия вкрышке сделать паз (рис. 5). Тогда достаточно ослабить болт икрышкалегко снимается вверх. Д опустим , р емень вышел из строя — срезало несколько зубьев. На «Спутнике» после этого нужно обязательно про ­ верить, не погнулись ли клапаны от удара впоршень (кстати, о бычно это бывает свпускными клапанами). Д ля этого по ­46 ЗА РУЛЕМ 6/94ворачиваем распредвал досовмещенияметки на шкивесустановочнымусиком на задней крышкезубчатого ремня. П отомповорачиваем коленвал влево или вправо — куда ближе — д осовмещенияметки на шкивесметкой на крышке маслонасоса. Затем надеваем ремень и, проворачивая коленвал вручную , п рове ­ р яем , есть ли компрессия во всех ци ­ линдрах. Если все впорядке — вам повезло. К огда запасного ремня нет, м ожно выйти из положения так. Разрежьте старый вдоль на две чгсти, c v « c - те одну половину относительно другой так, чтобы срезанные зубья оказались спро ­ т ивоположныхсторон , установите на дви ­ гатель — и в путь, л учше всего — в стор ону магазина запчастей, за новымрем ­ нем.ЭЛЕКТРОРЕЛЕБез этих маленьких приборов не обходится ни один автомобиль, причем их тем больше, чем современней модель. О б устройстве и взаимозаменяемости реле рассказывают специалисты В. БАННИКОВ и И. К ОЗЛОВ . Э лектромагнитное реле было изобре ­ тено впрошлом веке и использовалось сначала, в основном , для нужд телеграфа, п осколькусопротивлениепроводов съедало львиную долюпередаваемоготока . Реле позволило повышать силу то ­ ка за счет энергиипромежуточных батарей итакимобразом стало как бы усилителем тока (и напряжения ) . С развитиемконструкции автомобиля возникла необходимость применять ивнемэлектромагнитные реле, п оскольку обычные механические выключатели все чаще оказывались непригодными для ком ­ мутации большого числа мощныхпотре ­ бителей. К рометого , выключатели расп оложены , как правило, возле водителя икнимнеобходимо прокладывать про ­ вода от самых удаленных вавтомобиле мест. Такие токовые магистрали, как ивтелеграфной линии, о бладаютбольшимвнутреннимсопротивлением , а это, нап ример , в цепи ближнегои дальнего света фар, п отребляющихбольшойток , приводит икбольшимпотерямэнергии . Чтобы свести их кминимуму , в цепь вводят реле, п озволяющеедистанционно управлять потребителемэлектроэнергии : источник питания располагают вблизи по ­ требителя или связывают с ним толстым ( « м ощным » ) п роводом , а орган управления ( к нопку , выключатель, переключатель) п омещают на некотором удалении — в удобном для водителя месте. Понятно, что приэтомэкономятимно ­ го дорогих толстых проводов . Классичес кийпример — всем известное тяговое реле стартера. К оммутацияегоэлектро ­ м отора выполняется « м ощными » к онтакта ­ ми реле, а егообмотки — «слабыми» к он ­ тактами замказажигания . Таким образом , в современных автомобилях основное назначение реле — уменьшить длину толстых (силовых) п ро ­ водов иразгрузитьконтактыорганов управления (выключателей). Через по ­ следние протекает обычно ток менее двух десятых ампера, в то время как кон ­ тактная группа реле способна комму ­ тировать токи силой до 30 А. В последние годы на смену известн ымреле типа PC, п рименяющимсяв «жигулях», «Москвиче-2140» и др., п ри ­ шли новые реле типа 111.3747...113.3747 на «Спутнике», А ЗЛК - 2 141 , «Таврии» и др . Эти современные малогабаритные электроприборы отличаются от своих предшественников размерами и массой, а также большим допустимым током коммутации и сравнительно незначительным ( о коло 0,14 А при 12 В) п отребляемымтоком . Все эти замечательные свойства делают их незаменимыми как при обыч ­ ной коммутацииэлектрических цепей ма ­ шины, так и при работе в составе электронных устройств, н апример , в преры ­ вателях указателя поворота .РОКОВАЯ МОНТИРОВКАНередко владелец машины, сняв какую-то деталь, не ставит ее на место «за ненадобностью» или же , взяв инструмент, потом просто бросает его в багажник. Последствия этого могут быть довольно печальными, что подтверждает рассказ киевлянина В. ВОРОБЕЙКОВА. Это случилось, к огдаякупилнено ­ вый ЗАЗ - 9 68М — м ашину , к оторую почти не знал. По дорогедомой почувствовал сильный запах гари. Н еужели «печка»? О ткрылбагажник — и з - п од капота полыхнуло пламя. К сожалению , б ывшийхо ­ зяин, расставаясь смашиной , «предус мотрительно » в ыложил из нее почти все, включая огнетушитель и аптечку. Пришлось обратиться за помощьюк вод ителяммашин , стоявших неподалеку. Но те при виде горящего « З апорожца » б рызнулив разные стороны . Затушив огонь любимойкурткойи получив сильные ожогирук , я отправился втравмо ­ пункт. А ужпотом стал разбираться, что, собственно, п роизошло . Оказалось, по пустомубагажнику скакала монтировка . И доскакалась, з амкнув «плюсовую» клемму аккумулятора на «массу» из-за того , что на нем не былокрышки . От искры загорелись масло, п росочившееся из картерамеханизма , ветошь, п роводка . Слава Богу, что на сей раз вбагажнике не было канистры с бензином, которую я обычно вожу с собой. Но на этоммои неприятности не закончились.' Почти удомавдругзакли ­ нило рулевое управление. Как я взбесился, к огда увидел, что та жемонтиров ­ ка подлезла под вал рулевой колонки , с которого был снят защитный кожух , и заклинила его ! В сердцах язашвыр ­ нул ее так, что потом искал долго , но тщетно. В тот день, как позже выяснилось, я лишился аккумулятора — он ведь не переносит короткихзамыканий : к оробят ­ ся пластины и осыпается активная масса. К рометого , б ыло две реальных угро ­ зы лишиться машины . Пусть мои несчастья послужат урокомводителям « з апорож ­ цев». 12345 6ш25 гоРис. 1. Схема электромагнитного реле с нормально разомкнутыми (HP) контактами: 1 — контакты; 2 — ограничитель; 3 — якорь; 4 — сердечник; 5 — обмотка; 6 — пружина; К — выводы управляющей обмотки; Б иС — клеммы для подсоединения управляемой цепи.самостоятельном изготовлении какихлибо дополнительных электросистем в автомобиле. В озьмем реле (рис. 1) с нормально разомкнутыми контактами (то есть при отсутствии тока вобмотке контакты ре ­ ле разомкнуты ) . При прохождении через обмотку реле тока возникающее при этом магнитное поле притягивает якорь к сердечнику, преодолевая сопротивление возвратной пружины , и контакты реле замыкаются. При отключенииобмотки якорь отходит от сердечника под дей ­ ствием возвратной пружиныи контакты размыкаются. Следует отметить, что реле типа PC и более современные малогабаритные реле 111.3747...113.3747 различаются не только внешне, но икомпоновкой внутренних элементов, а также параметрами обмоткии номинальным коммутируемымтоком . Учитывая, что выпуск реле типа PC постепенно сокращается иодновре ­ менно увеличивается производство реле нового поколения,,а также то, что вприн ­ ципе малогабаритные реле фактически способны заменить везде реле типа PC, р ассмотрим варианты их взаимозаме ­ няемости. Все реле можно условно разделить на два варианта исполнения, к оторые для краткости условно назовем Аи Б. Первый представлен на рис. 2, где приведена такжемаркировка выводов реле, соответствующая общепринятым ( м ежду ­ народным) о бозначениям электрических зажимов ( к лемм ) системы электрообо ­ рудования автомобилей. Вариант Б отличается внешне от А наличием кронштей ­ на (лапки) крепления к кузову автомо ­ биля. Реле варианта Бмогут быть соеди ­ нены сэлектрооборудованием машины как спомощью специального разъема, так и отдельными плоскими штекерамишириной 6,3 мм (серии 6,3). Реле же варианта А обычно вставляют в гнезда разъема, непосредственно выполненного в электроавтоприборе, например, в блоке Автомобильные электромагнитные релеРис. 2. Реле нового поколения — внешний вид и электрическая схема.. ill.Ареле и предохранителей (так называемый «черный ящик») в автомобилях по ­ следнего поколения. Важно отметить следующее ( с м . табл.). Те реле, к оторые не содержатпереклю ­ чающей группы контактов, и меют на один вывод меньше, чем реле сгруппой П, то есть четыре вывода вместо пяти. Так, реле сгруппой НЗ не имеют вывода 87, а реле сгруппой HP — вывода 88. Поэтом у , если они нужны по штатной схеме, то замена, разумеется, н евозможна . Напротив, если в штатном варианте использовано реле сгруппой П, но вывод 88 (или 87) не задействован, то данное ре ­ ле вполне можно заменить на реле сгруп ­ пой HP (или НЗ). Наконец, реле скон ­ тактной группойП (типа 111.3747). О но наиболее универсально и способно заменить практически любое вышедшее из строя реле, к роме PC 702 — специального назначения. О днако , при определен ­ н ом навыке, путем регулировкижест ­ кости возвратной пружиныи подгибания ограничителя можно «вписать» характеристики малогабаритного реле в требуемые пределы напряжения срабатывания и отпускания. В тех случаях, когда реле с контактной группойП нев озможно установить (например, в корпус монтажного блока взамен вышедшего из строя реле сгруппой HP), «ненужный» вывод при необходимости просто акку ­ ратно откусывают, разумеется, не повредив при этом крепящей его заклепки . Реле варианта А — 1 11 . 3 747 , 111.374710, 113.3747-10 — полностью взаимозам еняемыс соответствующими реле варианта Б — 112.3747, 112.3747-10, 113.3747. При этом вариант Б заменяет вариант А обычно без каких-либо проблем , разве что в отдельных случаях придется удалить (откусить) лапку крепления. Обратная же замена более трудоемка , так как для нее требуется приделать лапку крепления. Проще всего втаком случае снять с нового реле корпуси заменить его старым (от вышедшего из строя).К1.1А втомобильные реле достаточно над ежны , но со временеми они изнашиваются. Для замены, о днако , не всегда удается приобрести такое же . И тогда возникает вопрос, м ожно ли одно заме ­ нить другим . В ряде случаев это возм ожно , как указано в приведенной здесь таблице. А чтобы решить вопрос одру ­ гих, полезно, к роме параметров реле, знать его устройство. Это нужнои приМодельТип контактовРежим работыПрисоединительные выводы Кол-во ИсполнениеНоминальный ток нагрузки, АНапряжение, В срабатывания отпусканияПрименение на выпускаемых автомобиляхДопускаемая заменаПредприятие-изготовительPC 502HP*Кратковременный4Под винт256...Э2...4Включение тягового реле стартера то же Включение звуковых сигналов Различные потребителиPC 534 PC 528HP HPто же то же4 3штекеры Штекеры25 206...У 72...А* +PC 523HPПродолжительный4Под винт158...106111.3747. 113.3747-10 с переделкой выводных клемм проводов 111.3747. 113.3747 10 111.3747, 113.3747-10 с введением дополнит. провода 111.3747, 113.3747-10 с переделкой выводных клемм проводовПЗА ПЗА КЗАМЭПЗАPC 527 PC 702 PC 525HP H3** H3то же4Штекеры14.9...5,70.2...1.5то же4Под винт58...106Включение контр, лампы разряда АКБ Различные потребители то же то же то жеКЗАМЭ 111.3747. 113.3747-10 с переделкой выводных клемм проводов 111.3747 111.3747 112.3747 с добавлением лапки крепления 111.3747 111.3747, 113.3747-10 111.3747. 111.3747-10 ПсковскийПЗА ПЗА ПЗА ПЗА ПЗА ПЗА ПЗА завод113.3747-10 111.3747 10 111.3747HP H3 П***то же то же то же4 45Штекеры вар. Б Штекеры вар. Б Штекеры вар. Б30 20 30/20< 8 i8 « 81.5...5.5 1.5...5.5 1,5...5,5112.3747 113.3747 112.3747-10П HP H3то же то же то же5 44Штекеры вар. А Штекеры вар. А Штекеры вар. А30/20 30 20« 8 < 8 < 81,5...5,5 1.5...5.5 1.5...5.5то же то же то жеСопротивление обмотки — 85,5 + 8.5 Ом. индуктивность > 0,11 Гн. номинальный ток через HP — 30 А, через НЗ - 20 А. — * — нормально разомкнутые; ** — Нормально-замкнутые; *** — переключающиеся; **** — не нормируется; ПЗА автоэлектроаппаратуры: КЗАМЭ — Калужский завод автомотозлектрооборудования.ЗА РУЛЕМ6/9447