КОГДА ЧАСТНИК ВЫЙДЕТ ИЗ ПОДПОЛЬЯ?В последнее время жалобы моей «старушки» «ноль первой» на двигатель стали очень частыми, а аппетиты ее по части масла и бензина непомерно возросли. Оно и понятно — пробег перевалил уже за четверть миллиона километров, и тянуть с переборкой двигателя стало просто опасно. Честно признаюсь, обратиться на ближайший по месту жительства «Автосервис-Лада» помешали два обстоятельства: первое — воспоминания о прошлом. Опять спозаранок записываться, толкаться в очередях, прикидывать, кого ив каком размере «подмазать». А второе, и главное,— мои финансовые возможности явно не тянули на кругленькую сумму, необходимую для ремонта, и я тайно рассчитывал, что часть расходов смогу погасить, отдав мастерской старый блок цилиндров, поскольку новым запасся заранее. Естественно, на такую «товарно-денежную» операцию мог пойти только частный сервис, и я начал поиск вожделенного адреса или телефона среди своих знакомых. Искать пришлось недолго. Раздался звонок от старого друга, который сообщил, что некие «ребята из Измайлово» готовы заняться машиной на моих необычных условиях. Очень быстро по телефону были решены все оргвопросы. Приехать меня попросили через пять дней, а сам ремонт фактически занял сутки. Теперь у меня нет никаких сомнений — мне посчастливилось не только сэкономить, не только выиграть в сроках выполнения работ, но (это уже подтвердилось) и в их качестве. Что и говорить, приятно забрать машину с работающим как часы (швейцарские, не иначе) двигателем на следующий день после постановки на ремонт. Но, пожалуй, не менее ярким и, признаюсь, неожиданным впечатлением было другое: во время ремонта мотора к уткнувшемуся под капот слесарю подошел коллега и приглашающим жестом показал бутылку «Посольской». Ответ последовал немедленно и был резким и лаконичным: «Я работаю!». Было кое-что еще в активе у этих ребят. Не повлияло, скажем, на сроки ремонта (а значит, и на отношение ко мне как к клиенту) то, что у меня не оказалось некоторых нужных для ремонта мелочей — они нашлись, и на заранее оговоренную сумму это тоже не повлияло. Забегая вперед, скажу, что, приехав к ним через неделю после ремонта, я был прямо-таки сражен первым вопросом: «Ну, как движок?» и немедленным осмотром (прослушиванием) «пациента» без всякой просьбы с моей стороны. Так, наверно, чувствует себя человек, встретивший на улице домашнего доктора, знакомого с детства. Конечно, захотелось поговорить с ремонтниками подробнее. После непродолжительного «выведывания тайн» удалось основной вид работ — ремонт ходовой части. Несколько обособленно стоит ремонт электрики и карбюраторов — это удел спецов-«индивидуалов», которые достигли в этом большого мастерства, так же как ив установке разного рода сигнализаций и радиооборудования. Набить на этом руку бывает проще, чем выискивать обрыв в проводке на старом автомобиле. Несмотря на все перемены, происшедшие в структуре — Понимаешь, мы нигде не зарегистрированы как фирма. И только то, что мы сами себя избавили от грабительских налогов, дает нам возможность и себе выплачивать нормальную зарплату, и оборудование новое приобретать. Только теперь я начал понимать, почему среди обилия предлагаемых рекламой услуг мне еще не встречались предложения по ремонту и техобслуживанию автомобиля. Конечно, лучшая реклама — это заинтересованное отношение к клиенту. Но, услышав доводы «частника», я подумал: а как же СТОА — неужто у них всех настолько благополучно, что и им не нужна реклама? И все же отправился на одну из станций бывшего «Мосавтотехобслуживания», получившую теперь название «Автосервис-Лада». С первых же шагов по автоцентру я похвалил себя за правильный выбор места ремонта своих «Жигулей»: ощущение полной незаинтересованности в клиенте не проходило ни во время беглого знакомства с работой цехов, ни во время «неработы» приемщицы заказов, ни даже во время беседы с мастером цеха и директором станции. По-прежнему не видно было информации ни о сроках постановки на ремонт, ни о его продолжительности, ни о видах услуг, ни о ценах — ни о чем. На станции действует какаято дифференцированная система оплаты работ. Скажем, в крохотной, с одним подъемником мастерской возле райотдела ГАИ вам назовут твердую сумму за замену шаровых опор — восемь тысяч рублей. Мастер же крупной СТОА, многозначительно глядя в пол, назвал «вилку» от четырех до восьми тысяч рублей. Можно предположить, что часть суммы просто не будет указана в квитанции. Вернусь к налогам, толкающим частника на конспирацию. Я сознаю, что, ремонтируя автомобиль там, где мне выгодно, поощряю незаконную полулегальную деятельность. Но что же делать? Сколько еще таиться в подполье из-за несовершенной налоговой системы ребятам-ремонтникам, это одному Богу известно. Кому это выгодно — нам, владельцам автомобилей? Государству? Сомнительно. Разве только «контролирующим организациям» из криминогенных структур — этито своего не упускают. Так, может, стоит задуматься над этим всерьез. Как-никак в России свыше десяти миллионов владельцев машин. И их это напрямую касается. Б. ИВАНОВвыяснить, что «частники», как правило, имеют свою клиентуру и не слишком торопятся расширять ее — постоянных посетителей им хватает на то, чтобы не перерабатывать и не нуждаться в рекламе. По существу рекламу делают сами клиенты и лишь среди своих знакомых. По «специфике» заведения здесь редко берутся за работы, которые требуют специального дорогого оборудования — стендов для правки кузовов, сушильных камер — это пока хлопотно для «частника». Вам не откажут здесь в ремонте двигателя (вполне профессиональном) стоимостью при полной переборке около двухсот-трехсот долларов США, но все жеспециализированных автоцентров и бывших государственных СТО, одно несомненное достоинство, в сравнении с «частниками», у них сохранилось: там ваши претензии попрежнему принимаются. Но те же «Измайловские ребята» мне возразили: «Если мы отказываем клиенту в его законных претензиях, мы просто его лишаемся. Он-то, конечно, найдет, куда обратиться в следующий раз, да ведь при этом и другим расскажет об оказанном ему у нас «приеме». Рекламных буклетов мы не распространяем и визитных карточек не раздаем — так зачем нам такая антиреклама?» — А кстати, почему вы не рекламируете себя? — спросил я, надеясь на откровенность. И не ошибся. Правда, услышав ответ, был немало удивлен.АКТУАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ58 ЗА РУЛЕМ 6/94