ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЖУРНАЛшито Alradlenault Lagunaалглммл Opel Calibra Fiat CoupeЭтот журнал ведет начало от ежемесячника «Дер дойче штрассенферкер» («Германское дорожное движение»), выходившего в бывшей ГДР . Тоненький, словно еженедельник, он писал главным образом о машинах, выпускавшихся в тогдашних соцстранах. Совместное издательство «Т унд М», образовавшееся в 1990 году на базе восточногерманского «Транспресс» и западного «Моторпрессе», всего за год радикально изменило облик и содержание журнала. Крупное слово «Ауто» на обложке обозначило «главного героя» публикаций, а прежнее название, оставленное рядом, давало понять читателям, что перед ними «наследник» хорошо знакомого издания. Журнал сохранил ориентацию на жителей восточных земель — отсюда его основные особенности. Первая — доступность: сегодня, успев подорожать в полтора раза, он стоит всего 1,5 марки, тогда как журналы, издаваемые в Западной Германии,— обычно 5—6 марок. Вторая — демократизм: основное внимание здесь уделяют практичным, семейным, относительно недорогим машинам. Дорогих и редких не избегают, но этой экзотике отводят скромное место. «Ауто» выходит два раза в неделю; обычно в нем около 100 страниц, но толщина номера может сильно меняться (60200 страниц) в зависимости от объема размещенной рекламы. Примерно треть объема занимает «журнал в журнале», названный «Советы». Они касаются технических и правовых вопросов, содержат рекомендации, как сберечь деньги, сделать выгодную покупку, будь то принадлежность к машине или подержанный автомобиль (в каждом номере рассматривают не28 ЗА РУЛЕМ 6/94Издание, о котором пойдет речь, знакомо нашим читателям, пожалуй, лучше других зарубежных журналов: «За рулем» нередко публикует переводы материалов из «Ауто» — прежде всего, тесты автомобилей, репортажи, разнообразные новости. Среди множества родственных изданий мы считаем его, пожалуй, наиболее близким по духу — в силу причин, о которых сказано ниже.Представлять автора этой книги* нет необходимости: имя Льва Шугурова появляется в каждом номере «За рулем» на протяжении почти трех десятков лет. Он пишет на самые разные темы, но среди них есть, несомненно, любимая: история отечественного автомобилестроения. Изучить ее, систематизировать и сделать достоянием широкой аудитории — этому посвящена, без преувеличения, вся творческая жизнь Шугурова. Два издания книги «Автомобили Страны Советов», выпущенные издательством ДОСААФ в 1980 и 1983 гг., содержали немало интересных, зачастую неизвестных нам фактов и цифр, а достоверность докумен-^ф^АВТОМОБИЛИРОССИИ и СССРЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЯта сочеталась с популярностью изложения. Но и автор, и читатели мечтали о большем: солидной, щедро иллюстрированной, со вкусом оформленной книге, весь облик которой отвечал бы ее богатому содержанию. Чтобы подготовить, а главное, издать такую книгу, понадобилось еще десять лет. И вот, наконец, перед нами первый том фундаментального труда «Автомобили России и СССР», выпущенный издательством ИЛБИ. В нем — 256 страниц альбомного формата, сотни документальных фотографий, десятки чертежей, множество цветных рисунков. О последних скажем особо: это работы Александра Захарова, пятнадцать лет иллюстрировавшего раздел «Из коллекции «За рулем». Мастерски исполненные, они с максимальной достоверностью, в мельчайших деталях воспроизводят подлинный облик машин. Два обстоятельства, на мой взгляд, определяют ценность новой книги. Первое — ее энциклопедический характер: кажется, ни одно событие в без малого столетней истории российского (и советского) автомобиля не осталось вне внимания авторов, ни одна модель, будь то серийная или опытная, ни одна попытка ее освоения, успешная или неудавшаяся. Эта история полна действующих лиц: конструкторы и дизайнеры, предприниматели и руководители предприятий — роль каждого из них очерчена лаконично и объективно. При этом страницы, посвященные деятельности первых автомобилестроителей России, написаны с особой теплотой, сочувствием к нелегкой судьбе большинства из них и пол* Л. М. Шугуров. Автомобили России и СССР. М., ИЛБИ, 1993. 50 000 экз. ны ясно прочитываемой между строк благодарности. Второе достоинство: Л . Шугуров создал прежде всего техническую историю нашего автомобиля. Эволюция инженерных решений, их анализ и мотивация, сопоставление с уровнем зарубежных конструкций — такое наполнение делает книгу не просто любопытной, но в высокой мере познавательной, расширяющей кругозор и культуру читателя. Зная, каким трудом далась эта книга, ее появление на свет, право, не стремлюсь отыскивать в ней недостатки: пусть это делают сами читатели. Предвижу: одни посетуют на отсутствие таблиц с техническими характеристиками (кстати, они были в ранних книгах), позволяющих быстро оценить и сопоставить данные, рассыпанные теперь по всему тексту. Другие посчитают оформление книги чересчур лаконичным, недостаточно изобретательным. И, вероятно, будут правы. Но сейчас, в это нелегкое для издательского дела время хочется все-таки от души порадоваться, что такая книга появилась! Что касается книги «Автомобили России и СССР», то, напомним, издан только первый том, охватывающий период с 1896 до 1970 года. Эпохе массового автомобилестроения автор планирует посвятить вторую часть книги, которая вот-вот выйдет. Свой обстоятельный труд Л. Шугуров посвятил столетию русского автомобиля — достойный и ценный подарок к столь знаменательному юбилею. Волею судеб выход книги оказался «приурочен» к юбилею ее автора: Льву Шугурову исполнилось нынче 60! Пожелаем ему долгих лет и новых журналистских успехов. В. АРКУШАсколько моделей, анализируя их достоинства и слабые места, а рядом — обширный прейскурант на подержанные и новые машины). В силу своей «восточной» ориентации «Ауто» чаще других немецких журналов пишет о российских моделях, неизменно находя и выделяя в них положительные качества. Есть странички прямо-таки «зарулевскис» — «Своими силами» и «Справочная служба» (ответы на вопросы читателей). Конечно, самому снимать балку подвески не предлагают, зато объясняют, как смонтировать разные полезные штучки вроде подогрева жидкости в омывателе стекла. В устройство автомобиля глубоко не лезут, но в каждом номере есть статья на пару страниц о том или ином агрегате, системе современного автомобиля. «Ауто» широко практикует сравнительные тесты автомобилей-аналогов, помещает тематические обзоры («Все кабриолеты», «Все дизели в Германии» и т. п.). Материалы об автомобилях дополняет то, что в обиходе называют чтивом: советы, куда отправиться в путешествие (не обязательно на автомобиле), репортажи о спортивных состязаниях и командах, портреты. Еще одно проявление демократизма — интерес к мнению читателей: в каждом номере есть отклики на публикации журнала. Даже среди изданий-«земляков» «Ауто» выделяется обилием иллюстраций, изобретательностью оформления, многоцветьем. Результат этих усилий налицо: журнал с тиражом около 360 000 экземпляров не только успешно конкурирует с наиболее массовым в стране еженедельником «Ауто-бильд», но и завоевывает новых читателей на Западе. М. ДЕМИДОВКНИЖНАЯ ПОЛКА